Фотожурналисту журнала «Фокус» после общения с запорожской милицией пришлось обратиться в больницу
Распитие пивка на Привокзальной площади в ожидании поезда на Киев для двух столичных журналистов обернулось доставкой в Коммунарский райотдел, а для одного из них еще и визитом в больницу, где медики зафиксировали, говоря языком протокола, телесные повреждения. Вся эта некрасивая история, изначально, на мой взгляд, не стоившая выеденного яйца, на следующий день стала достоянием общественности, а поскольку под милицейскую руку попали представители СМИ, которых, как оказалось, руководство МВД приравнивает к народным депутатам, то расследование этого инцидента взяли под свой контроль начальник запорожского главка Владимир Серба и министр внутренних дел Анатолий Могилев.
Инциденту, имевшему столь оглушительный резонанс, и была посвящена первая пресс-конференция полковника Владимира Сербы, на которой руководитель озвучил нюансы конфликтной ситуации, имевшей место быть в Запорожье в ночь со 2 на 3 июля. Сюжет этой истории прост до банальности. Практически глухой ночью - около 23 часов - двое парней сидели на лавочке на остановке общественного транспорта и потягивали пивко. Никого не трогали, лавочку не переворачивали, общественный порядок не нарушали. Но: нарушали закон, которым запрещено распивать слабоалкогольные напитки, к которым относится пиво, в общественных местах, то бишь на улице.
«Фотокорреспондента бросили на пол»
Проезжавший мимо патруль, увидев, что граждане нарушают, не смог проехать мимо такого безобразия. Что было дальше – давайте сначала послушаем версию пострадавших, с которой можно ознакомиться на сайте журнала «Фокус», где работают приезжавшие в Запорожье в командировку фотокорреспондент Дмитрий Стойков и корреспондент Евгений Сафонов.
«В 23.40 к ним подъехала машина милиции, из которой вышли сержант и прапорщик ППС.
Не представившись, они сообщили журналистам, что те нарушают закон – пьют пиво в общественном месте – и велели раскрыть свои сумки. Когда фотожурналист Дмитрий Стойков достал из рюкзака фотоаппарат, сотрудники милиции потребовали спрятать аппаратуру, пригрозив разбить её о голову Дмитрия.
Стойков не стал прятать камеру, за что патрульные надели на Дмитрия наручники, ударив его головой о капот своего автомобиля.
У журналиста стала кружиться голова, он начал терять сознание (в медицинской справке указано, что сознание не терял. –И.Е.). Сотрудники ППС бросили его в машину – на пол между передними и задними сиденьями. Журналиста Евгения Сафонова усадили сверху.
В Коммунарском РОВД Запорожья один из патрульных завел Стойкова в общественную приемную и велел вытрясти на стол все вещи из рюкзака. На просьбу Дмитрия проводить обыск при свидетелях (в рюкзаке находилась дорогостоящая профессиональная фотоаппаратура) милиционер усадил фотографа на стул и несколько раз ударил кулаком в грудь и в голову.
Журналистов продержали в коридоре РОВД более трех часов, после чего выпустили. Все это время журналистам не позволяли пользоваться мобильными телефонами, лишив их возможности связаться с родственниками, редакцией или адвокатом».
Стоит добавить, что после того как их выпустили из райотдела, Дмитрий Стойков сразу же направился в центр экстремальной и скорой медицинской помощи, где его осмотрели дежурные хирург и нейрохирург. Указанный в справке диагноз звучит так: «Ушибы мягких тканей головы, туловища, верхних конечностей». Есть в ней и запись, которая не совсем, надо сказать, приятна для коллеги – «алкогольное опьянение». Правда, кто сказал, что выпившего – но не буянящего! – гражданина обязательно нужно бить? Добравшись до Киева, Дмитрий – видимо, для подстраховки – сходил еще и в местную больницу, где в диагнозе добавился ушиб-сдавливание правого запястья (от наручников) и грудной клетки (врач в этом месте поставил знак вопроса).
«Служебное удостоверение не предъявлял»
В понедельник на сайте запорожского милицейского главка появился официальный комментарий. Версия правоохранителей выглядит так:
- 2 июля на площади вблизи вок-зала Запорожье-1 сотрудники батальона патрульной службы горуправления зафиксировали нарушение общественного порядка: двое мужчин открыто употребляли слабоалкогольные напитки. Нарушителям было предложено прекратить распивать пиво. Но один из них, назвавшись фотокорреспондентом одного из центральных изданий, отказался выполнить законные требования работников милиции. Служебное удостоверение он не предъявлял.
После этого гражданин был доставлен в Коммунарский райотдел, где был составлен протокол об административном нарушении. Позже он обратился за медицинской помощью в 5-ю горбольницу, рассказав медикам, что получил травмы от работников милиции. Пообщаться с ним не удалось, поскольку он сразу же уехал в Киев. По данному факту сотрудники инспекции по личному составу проводят служебную проверку. Если по ее результатам действия правоохранителей будут признаны неправомерными, руководство ГУ МВД Украины в области примет самые жесткие меры реагирования, - сообщал отдел по связям с общественностью.
Возможно, таким коротеньким сообщением все бы и ограничилось, но история все же приобрела настолько большой резонанс, дойдя до самых высоких милицейских начальников, что руководство Главного управления МВД Украины в области решило срочно собрать запорожских журналистов и озвучить точку зрения правоохранителей, а также проинформировать о том, что по факту задержания журналистов проводится всестороннее и объективное расследование.
Причем представителям СМИ об инциденте рассказывали дважды. Сначала ситуацию с задержанием излагал заместитель начальника ГУ МВД Украины в области по кадровому обеспечению Виктор Нестеренко, в кабинете которого журналистам - небывалый случай! – показали видеозапись пребывания задержанных в Коммунарском РОВД (камера установлена в коридоре, что происходило в кабинете, где писали протокол, осталось за кадром) и комментарии очевидцев, видевших, как ребят забирали в милицию (один, кстати, начинался со слов «мы стояли возле киоска и пили пиво», что, разумеется, вызвало смех и вопрос, а почему их не забрали в райотдел), а затем о нюансах информировал начальник главка Владимир Серба.
Начальству вовремя не доложили
Как мне показалось, сильнее всего Владимир Иванович возмущался тем, что об инциденте с киевскими журналистами он лично узнал почти спустя сутки, хотя подчиненные о происшествиях с участием журналистов, народных депутатов (во как нас вознесли!) должны докладывать начальству немедленно. Подчиненные, с которыми, надо полагать, был достаточно жесткий разговор – шутка ли, запорожский инцидент попал в поле зрения министра! – в свое оправдание говорили, что служебных удостоверений им никто не предъявлял, да и сам случай, по их словам, - из разряда обычных ежедневных ситуаций.
- Сейчас проводится служебное расследование – объективное и всестороннее, – подчеркнул Владимир Серба. – Дисциплинарные выводы к виновным будут однозначно. Строго спросим, и в первую очередь – за несвоевременный доклад руководству.
Сам виноват – угрожал сержантам
О факте рукоприкладства со стороны милиционеров начальник главка предпочел не распространяться. А вот его зам Виктор Нестеренко подчеркнул, что если человек оказывает сопротивление, то к нему по закону можно применять физическую силу и спецсредства при задержании и доставке правонарушителя в райотдел. Но – с наименьшим ущербом для здоровья. Так что Дмитрий Стойков должен быть бесконечно благодарен запорожским патрульным, что не сделали его инвалидом. Ведь другим, бывает, везет меньше...
Судя по комментариям руководства, во всей этой истории виноват именно Дмитрий – агрессивно себя вел, отказывался ехать в райотдел (на мой взгляд, после участившихся случаев смертей в отделениях милиции мало-мальски благоразумный гражданин в целях самосохранения будет элементарно бояться попадать в РОВД, да еще и в другом городе, где тем более не известно, чем может все закончиться). К тому же, по словам Владимира Сербы, угрожал сержантам поувольнять их с работы, поскольку, мол, есть связи в МВД и прокуратуре.
Ну и как, вы думаете, могли в ответ прореагировать на угрозы явно выпившего правонарушителя сержанты? Правильно, заломать руки и отвезти в РОВД – для составления админпротокола. Второй вел себя тихо – и в результате ему не пришлось обращаться в больницу.
Правовую оценку действиям сотрудников милиции даст прокуратура Коммунарского района, куда, как рассказал Владимир Серба, будут переданы материалы служебного расследования. Но мне, признаться, не дает покоя другое – почему остаются без такого бурного реагирования описанные в запорожских газетах случаи, когда после общения с местными правоохранителями люди неделями, а то и месяцами находятся на больничной койке? Потому что они не журналисты и не народные депутаты?
Ирина ЕГОРОВА
Комментарии:
2008 | 17.07 2010 в 08:03
ВОПРОС. Сколько терпения хватит у СербыВ.относительно "работы" его зама по кадрам НестеренкоВ.Виктор Викторович своими пьянками и развратом отошел от реальности вообще.