Украинцы вздохнули с облегчением – новый Налоговый кодекс ожидается только осенью, да и то не факт, что будет в том виде, в котором его видят сегодня. Однако то, что он станет другим, не означает, что он будет лучше. Как бы нам не пришлось жалеть осенью, что летом не приняли документ, который подготовил Кабмин.
8 июля Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики передал Кабинету Министров проект Налогового кодекса Украины, подготовленный ко второму чтению, с учетом предложений народных депутатов. Правительству поручается обеспечить обнародование этого текста и надлежащие условия для его всенародного обсуждения, а затем обобщить результаты обсуждения проекта и до 5 сентября подать их в Раду.
1600 официальных поправок, более 3000 предложений, 100 часов обсуждений и 4000 страниц сравнительных таблиц – такова цена компромисса между бизнесом и властью. Конечно, такие молниеносные темпы обсуждения вызывают удивление: у украинцев всего чуть больше полутора месяцев для того, чтобы осмыслить и высказать свои поправки к документу, важность которого поистине трудно переоценить.
В проекте Налогового кодекса есть ряд позитивных моментов, в частности, уменьшение количества общегосударственных налогов, уменьшение количества и унификация местных налогов, увеличение возможностей для работы на местах, «налоговые каникулы» для тех, кто хочет открыть свое дело. Об этом мы писали в предыдущих номерах ПОЗИЦИИ.
Однако есть и ряд настораживающих моментов. В частности, это попытка отвести налоговому закону особое место, почти наравне с Конституцией. Согласно проекту, если нормы других законодательных актов противоречат нормам Кодекса или Законов о налогообложении и таможенном деле, то нормы последних имеют приоритет.
Есть и ряд других положений, вызывающих сомнения. Например, в рядах отечественных банкиров настоящую панику вызвало намерение правительства ввести 5-процентный налог на доходы по депозитам. По мнению народного депутата Андрея Бондаря, в случае введения такого налога высока вероятность того, что до 2013г. население заберет из банков все свои средства. В свою очередь, народный депутат Олег Зарубинский отметил, что данная норма «похоронит банковскую систему и доверие людей к государству», а глава правления «ВТБ Банка» Вадим Пушкарев назвал налогообложение доходов от депозитов ошибкой.
Проект налогового кодекса вызвал нешуточные волнения и на страховом рынке. Несмотря на предложения страхового рынка ввести единую систему налогообложения страховых компаний, проект кодекса предусматривает уплату для рисковых компаний ежеквартального 3-процентного налога от валовых платежей, а также расчета в конце года налога на прибыль по ставке 20%. При этом переплаченные деньги страховщику не возвращаются, а если сумма налога на прибыль окажется больше, чем уплаченный налог с вала, страховщик должен будет доплатить разницу. К тому же, согласно проекту кодекса, страховые резервы (деньги страхователей) облагаются налогом по общей ставке.
Главное же обвинение в сторону НК заключается в том, что он направлен на поддержку крупного бизнеса в ущерб малому и среднему. По мнению народного депутата Сергея Терехина, новый кодекс даст возможность сотне крупных компаний перенести налоговое давление на миллионы граждан страны.
Принятый проект кодекса предполагает сужение видов деятельности, где применяют упрощенную систему налогообложения. К примеру, из списка упрощенцев вычеркнули собственников земельных участков, жилых и нежилых помещений, которые сдают их в аренду. К ним добавили и участников торговли, которые работают на рынках или в торговых объектах. Урезанию подверглись все те, кто занят в сфере информатизации (сюда же относят Интернет), а также бухгалтеры, юристы, аудиторы, консультанты, рекламисты. Власти уже неоднократно намекали этой группе предпринимателей, что их деятельность связана со «сверхприбылью», поэтому не нуждается в специальном режиме налогообложения. Всего же количество видов деятельности предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, планируется сократить на двадцать позиций. А оставшихся упрощенцев обяжут обзавестись кассовыми аппаратами и обязательными ежемесячными отчислениями в Пенсионный фонд. Ранее эти платежи были включены в сумму единого налога, что упрощало ведение отчетности и его уплату.
В итоге многие предприниматели, которые по действующему законодательству пользуются упрощенной системой налогообложения, в результате принятия НК будут вынуждены оставить бизнес или перейти в разряд наемных рабочих.
Согласно новому кодексу, по требованию налоговой может быть раскрыта информация о наличии банковских счетов, движении средств и т.п. То есть налоговики могут получить полномочия списывать деньги с банковских счетов предприятия в счет погашения налоговой задолженности. Сегодня, если налоговая насчитала вам сумму, с которой вы не согласны, можно обратиться в суд, который и определит, должны ли вы платить. По-новому НК эту сумму заберут с вашего счета, а потом можете доказывать, что вы ничего не были должны, сколько душе угодно. Ведь проект предусматривает, что обжалование налогового уведомления в административном или судебном порядке не освобождает такого плательщика налога от обязанности уплатить определенную госорганами задолженность. Грубо говоря, какой бы штраф компании ни был выписан, она обязана его заплатить. И это при том, что по статистике в 20% случаев налоговая служба сама же отменяет свои налоговые доначисления. Еще 20% отменяются судами. Таким образом, как минимум в 20% случаев существует вероятность того, что доначисления будут отменены самим налоговым органом. Однако только административное обжалование, согласно проекту Налогового кодекса, может занять до 120 дней (с учетом продления сроков рассмотрения жалобы). В административных судах дела рассматриваются в среднем до 3,5 лет. Таким образом, заплатив необоснованно начисленный налог, его плательщик сможет вернуть уплаченную сумму не ранее чем через четыре года. При этом ни пени, ни иной компенсации обесценивания денег, ни расходов на юристов не предусмотрено. Подобные новации вызывают у представителей бизнеса неоднозначные дискуссии: если проектные нормы все же будут реализованы, велика вероятность того, что часть бизнеса просто уйдет в тень. Кстати, пеня за недоплату или несвоевременную уплату начисленного налога начисляется за весь период ее существования, в том числе и за период обжалования.
Контролирующие органы смогут изымать у плательщиков оригиналы первичных документов, которые всего лишь «могут свидетельствовать» о нарушении законодательства. Говоря простым языком – можно изымать любые документы без всяких оснований. Еще одно неожиданное предложение – приостановка операций по банковским счетам плательщиков налогов. То есть налоговики по своему усмотрению могут остановить любой платеж.
Все предприниматели, в том числе и те, кто находится на едином налоге, должны будут использовать кассовые аппараты. Перед налоговой придется отчитываться ежемесячно. Любопытный курьез: налоги придется платить не только с законных доходов, но и со взяток, а также с украденного имущества!
Права на внеплановые проверки без предварительного уведомления налогоплательщиков сильно расширены. Например, налоговая может проверить предпринимателя, если он вовремя не подал декларацию о доходах. Также налоговик имеет право на дополнительную проверку без согласования своих действий с начальством. Видов проверок и способов их проведения множество: есть и косвенные методы, и обследования помещений, и опросы физлиц. В реальности это означает усиление доносительства и прочих аморальных методов получения информации, что никак не ведет к консолидации общества.
Особое неудовольствие населения вызывает расширение методов осуществления налогового контроля:
* экономический анализ;
* наблюдение (а может, слежка?);
* аналогии (то есть использование информации о других предприятиях данной отрасли);
* контроль за доходами и расходами налогоплательщика-физлица.
Однако вызывает оптимизм то, что президент пообещал при внесении поправок к проекту Налогового кодекса учитывать интересы всех социальных групп: «Мы не будем делать кодекс под одну лоббистскую группу. Кодекс будет сделан под страну. И в некоторых направлениях, безусловно, он не будет популярен, но это – закон, который будет приближать нас к европейским стандартам, стандартам прозрачности, к которым мы так с вами стремимся», – подчеркнул он.
Екатерина РОМАНЕНКО
Комментарии:
нет комментариев