Я частный предприниматель с 2000 года. Есть счета в банках. Несколько дней назад один из банков, в котором я обслуживаюсь, потребовал от меня лично и не относящуюся к нашим деловым с банком отношениям информацию, а именно: место ведения бизнеса, все адреса имеющейся недвижимости в собственности, контактные телефоны моих друзей и т. д. При этом данная информация относится к разряду конфиденциальной, банк же не гарантировал мне нераскрытие ее третьим лицам и любую ее безопасность. На каком основании банк требует предоставление данной информации о личности? Насколько это законно? Имею ли я право отказаться от предоставления данной информации?
— Дело в том, что до поступления этого вопроса я неоднократно, начиная с лета этого года, тоже сталкивался с подобной ситуацией с той лишь разницей, что испытывал ее на себе и в самых различных наших местных банках. Но собирая сейчас воедино ту кучу анкет и вопросников, начинаю задумываться, так же как и человек, задавший вопрос, почему, на основании чего и кому это надо?
Как правило, это анкета (так называемое обновление данных о клиенте, совмещенное с маркетинговыми исследованиями о необходимости предоставления тех или иных новых услуг, в которых вы, вероятно, нуждаетесь) и занимает от 2‑х до 4‑х страниц. Дается в момент, когда вы пришли, например, снять деньги со счета. По времени вы не рассчитывали на выяснение отношений с банком (снять денежку вам надо сейчас, а не завтра, послезавтра или еще позже, когда вдоволь наскандалитесь с банкирами) — поэтому со вздохом, но заметьте абсолютно добровольно, ее заполняете.
Основная часть вопросов касается идентифицирующих вас данных: Ф. И.О., паспортные данные, ИК, прописка, фактическое место проживания, контактные телефоны, е‑мейл, род деятельности. Часть посвящена вашему семейному положению, наличию детей их роду занятий. Следующий блок вопросов — имущественный: что у вас есть на счетах, есть ли открытые в других банках (тоже и для пластиковых карт), какая есть недвижимость, автотранспорт, корпоративные права, акции и т. п. с указанием примерной стоимости. В зависимости от наличия у вас предпринимательской деятельности, их список может расширяться: какими вида деятельности вы занимаетесь, какие из них лицензированные, какой возможный/прогнозируемый доход ожидаете. Влияют ли какие-либо лица на принятие вами финансово‑хозяйственных решений и кто они? Имеются ли у вас непогашенные кредиты, возбужденные исполнительные производства, наложены ли аресты и т. д.? Являетесь ли вы депутатом, членом/руководителем какой-либо общественной организации и пр.. Как я уже обозначал раньше, все это разбавлено вопросами о необходимости в дополнительных банковских услугах.
Отбрасывая часть вопросов, которая причитается на вашу потенциальную заинтересованность в услугах по ведению счетов, кредитованию и т. п., получается просто замечательное досье в разрезе «кто вы и что у вас есть». Учитывая, например, предоставленный вами банку е‑мейл адрес (вы же просили сообщать туда информацию о состоянии вашего счета) достаточно несложно найти вас в какой-нибудь социальной сети («Одноклассники», «В контакте» и т. п.). И сразу решается вопрос «кто ваш друг» и с кем вы чаще всего общаетесь (например, к кому побежите за помощью занять денег, спрятаться от кредиторов, правосудия и т. п.). Ни для кого не секрет, что по номеру мобильного телефона есть возможность найти «где вы сейчас находитесь». Сравнивая ваши данные с данными персонифицированного учета в пенсионном фонде, налоговой отчетности можно узнать «прячете ли вы доходы от государства». На вопросы что у вас есть и где — вы уже, хотя бы частично, но ответили.
По поводу ответов о вашей публично-общественной деятельности, суть проблемы вы поймете позже.
И так переходим к главному — кому это надо и зачем? Из личного опыта — вразумительного ответа от банков вы не получите, кроме ссылок на идентификацию клиента и проходящем плановом обновлении анкетных данных.
В поисках ответа на вопрос «на каком основании от меня это требуют», нашел в интернете такую информацию:
«Нацбанк начал собирать информацию о банковских клиентах».
У банков осталось всего две недели, чтобы сформировать и передать в Национальный банк данные обо всех своих клиентах. В рамках борьбы с отмыванием «грязных денег» от клиентов банков требуется до 22 октября сообщить обо всем своем имуществе, счетах в других банках и связях с «публичными деятелями».
Клиенты некоторых банков при снятии наличных средств через банкомат увидели в чеках приглашение прийти в отделение банка с паспортом для прохождения идентификации.
Своим постановлением Национальный банк Украины с 22 апреля изменил нормы положения «Об осуществлении банками финансового мониторинга» и дал банкам полгода на сбор расширенных данных о клиентах, сообщает Коммерсантъ-Украина.
Каждое физическое лицо обязано в специальной анкете указать свои паспортные данные, идентификационный номер, место работы, должность, контактный номер телефона и адрес электронной почты. Должна быть оценена репутация и уровень рисков при проведении финансовых операций клиента. Указываются услуги, которыми он пользуется, номера всех счетов в других банках, принадлежность к «публичным деятелям или связанными с ними лицам».
Клиент обязан раскрыть информацию о своем движимом и недвижимом имуществе, счетах в ценных бумагах, спрогнозировать объем операций по счетам и указать источники происхождения доходов. Идентификация юридических лиц, резидентов и нерезидентов, содержит полный срез о проводимой ими хозяйственной и финансовой деятельности с указанием лиц, имеющих доступ к имуществу предприятий.
По рисковым клиентам данные собирались до 22 июня, по всем остальным — до 22 октября. Но если клиент не успеет до 22 октября, ему могут отказать в проведении операций по счету».
С полным текстом сообщения можете ознакомиться здесь:
http://economics.lb.ua/finances/2011/10/11/118815_Natsbank_nachal_sobirat_informatsi.html
http://www.banki.ua/news/daytheme/?id=123234
Попробую немного защитить банки, это — не их прихоть. Дело в том, что еще 14.05.2003 года Правлением Национального банка Украины было принято постановление № 189 «Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга». 31.01.2011 года в него было внесены существенные изменения, которые и повлекли за собой особую активность банков в направлении сбора обширной информации о клиентах. Целью данного постановления было создать систему предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Если коротко, то сейчас заканчивается первый этап становления этого финансового мониторинга. Уже создан орган исполнительной власти со специальным статусом по вопросам финансового мониторинга — Государственная служба финансового мониторинга Украины (http://www.sdfm.gov.ua/), которая в соответствии с данным положением координирует и управляет этими процессами.
Очень упрощенно ситуация выглядит так: банкам предписано иметь в своем штате ответственного за финансовый мониторинг сотрудника, кандидатура, которого должна отвечать определенным требованиям, и утверждается комиссий НБУ. Это сотрудник, опираясь на данные специального программного комплекса и в некоторых случаях самостоятельно, определяет признаки операции, подлежащей, скажем так, учету и финансовому мониторингу с последующей передачей информации по ним в Государственную службу финансового мониторинга Украины. Финансовому мониторингу подлежат не только законченные банковские операции, но и такие, по которым были попытки их осуществить. В случае необходимости, есть возможность заблокировать движения по счетам клиента, и не только в этом банке. Больше всего меня поразили пп. 7.12–7.14, по которым банк в случае получения файла-запроса или запроса на бумажном носителе от Государственной службы финансового мониторинга Украины передает всю имеющуюся в его распоряжении информацию о клиенте, в т. ч. копии документов. При чем, возбужденного уголовного дела на клиента или еще каких бы то ни было других веских причин на это не требуется. Все клиенты банка согласно этого постановления делятся на группы риска. Особому контролю подвержены высокорисковые. Например, к этой группе отнесены публичные и связанные с ними лица (члены семьи и другие близкие родственники, юридические лица, собственником существенной доли или контролерами, которых являются публичные деятели или их близкие родственники (супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, баба, внуки, усыновители и усыновленные). Согласно п. 5.15. банк для проведения оценки финансового положения клиента может использовать информацию, полученную от клиентов банка, от третьих лиц, от государственных органов, дополнительную информацию из других источников, если такая информация является публичной (открытой).
На мой взгляд, характер определенных положений этого постановления достаточно субъективный, трактуются они не однозначно. В результате потенциальным «финансовым террористом» может оказаться практически любой — и человек, продавший квартиру, и житель Бердянска, занимающийся сдачей коек в сезон курортникам, прочий, перечисливший более 8 000 грн. на пластиковую карточку даже близкому родственнику.
Как этому противодействовать? Скажу честно — не знаю. Обжаловать пока что нечего. Вы же даете информацию абсолютно добровольно. В противном случае готовьтесь к тому, что банк в отношении ваших финансовых операций окажется достаточно строптивым. Попробуйте получить какое-то документальное подтверждение о при-остановлении операций по счету или что-то подобное, желательно с законодательными ссылками в ответе «почему». Ну а последний вопрос, куда жаловаться? В суд на строптивый банк, который выполняет постановление Нацбанка?! Или в сам Нацбанк, который должен контролировать деятельность этого банка?! Будете судиться? Есть «час, гроші та натхнення?»
А без банковских счетов, карточек и т. п. мы уже, как без телевизора.
Кому это надо и для чего? Как бы вопрос риторический…
Юрист Леонид ЗОТОВ
Комментарии:
нет комментариев