Если правда, что дети — это цветы жизни, то сегодня в беседке «Делового» — «садовник», посвятивший большую часть жизни воспитанию юных бердянцев. Бывшие подопечные Лилии Ефимовны, приводя за руку своих детей, непременно хотят определить их в ее детсад. Сегодня педагог-ветеран в семейном кругу празднует свое 65-летие. Уже 38 лет из 44, отданных детям, Лилия Мозохина заведует детсадом №33 «Светлячок», с момента его основания.
— Лилия Ефимовна, что повлияло на Ваш выбор жизненного пути?
— Одна моя сестра стала переводчиком, другая — агрономом, есть еще юрист, потому я разрывалась: стать мне переводчиком, юристом или фармацевтом — чтобы близкие не болели. В школе была твердой хорошисткой, когда училась в старших классах, к нам в город Троицк Челябинской области приехали представители дошкольного факультета. Новизна этого дела, связанная с психологией и познанием ребенка меня очень заинтересовала. Опыт ухода за детьми был — у мамы уже были внуки. Тем более я выросла в многодетной семье, где было восемь детей, братьев и сестер поровну, я предпоследняя. Наш папа был начальник милиции, мама — домохозяйка. Она была очень красивой, с такой длинной косой, что когда садилась на стул, волосы подворачивались. В семье рамки были жесткие: мы как дети к папе выходили только тогда, когда мама говорила, что папа отдохнул. Поскольку держали корову, то в обязанности старших летом и осенью входила заготовка травы. За голубей отвечал только Леонид, что на два года старше меня. Я всегда приносила почту, отвечала за это. Однажды папа нашел на охоте лисенка и привез домой. Рыжик поселился в погребе, и за его кормление отвечала тоже только я. Всех нас с детства нацеливали на то, что мы должны учиться, чтобы затем приносить пользу Родине, и практически все мы получили высшее образование. Отец учил нас стрелять: когда жили в городе Долматово, в комнате стоял огромный пень, в который мы с младшим братом — поскольку нас не брали на охоту — стреляли из «воздушки». Братья что называется, белку били в глаз. Мы учились всему, чему только было можно. Учились ходить на лыжах, и сколько их было сломано на Пугачевских горах — не сосчитать. На коньки встала очень рано, затем, уже учась в педучилище, победила среди техникумов в соревнованиях по беговым конькам. Тогда моим кумиром была прославленная фигуристка Скобликова.
— Должность заведующей детсадом — вершина карьеры воспитателя. Как долго Вы к ней шли?
— Когда мужа после окончания консерватории распределили в Запорожскую область, оказались в Бердянске. Детсад №29 в районе завода «Стекловолокно» был небольшим — всего шесть групп. Там была заведующей Полина Михайловна Михайлова — прекрасный педагог, и если говорить о становлении меня как руководителя, то азы науки управления я получила именно от нее. В 1971 году на поселке нефтяников было только одно дошкольное учреждение №9, и директор БОНМЗ Сурен Аванесович Степанянц начал строить детсад №33, которым мне предложили руководить. Вообще с опытом поняла, что выбрала профессию воспитателя не зря, хотя были моменты, когда могла изменить профессию.
— Как появился «Светлячок»?
— Это название предложила Елизавета Павловна Степанянц, чья внучка Таня ходила к нам в группу. Вечером накануне открытия, глядя на ярко освещенные окна, Елизавета Павловна сравнила их со светлячками, так и прижилось. Тогда у нас не было спальных комнат — они даже не предусматривались проектом. Сурен Аванесович не раз видел, как пятилетние малыши тягают матрасы и раскладушки, и очень сокрушался непредусмотрительности проектантов. Спустя пять лет детсад №39 был им построен уже со спальными помещениями в достаточном количестве. У нас есть музей, где запечатлена вся история «Светлячка». Мои бывшие сотрудники, чьи дети также были здесь, сейчас ведут в наш сад своих внуков, и пополняют раздел «Династии нашего детсада». Яркий пример — я сама: здесь воспитывался мой сын, чьи дети сейчас также в «Светлячке», под моим началом работает его жена. И все трое детей нашего шеф-повара, также работающего со дня основания, приводят сюда своих внуков.
— Никогда не приходилось отшлепать непослушного ребенка?
— Ни разу в жизни на детей руку не поднимала. Лишь однажды супруг «всыпал» дочке за то, что та в третьем классе без разрешения ушла в клуб смотреть фильм. Но это единственный раз, ведь в моей семье этого не было: максимум поставят в угол. Но я и этого не делала, да и мои дети особо не шалили, как-то всегда были заняты делом. В случае же провинности самым тяжким наказанием было мое молчание: я с штрафником не разговаривала, хотя надолго меня не хватало — сама же затем и нарушала свой обет.
— Говоря о неблагополучных семьях, правда ли, что яблоко от яблони не далеко падает?
— Закономерности, что у неблагополучных родителей вырастают такие же дети, не существует, и тому примеров просто не счесть. Огромная роль принадлежит окружению, помогают не оступиться друзья, коллеги, родственники. Считаю, что дети — это святое, и пытаюсь в таких родителях пробудить понимание, какой негативный они подают пример. Вообще убеждена, что все внутрисемейные проблемы, отрицательные эмоции нельзя показывать детям. Учить жизни следует на положительных примерах, и не стоит бояться, как перед взрослым признавать свои ошибки. Ведь дети, пусть даже в три-четыре года — это взрослые. Если бы родители слышали, как их дети рассказывают в детсаду о событиях в семье просто из желания поделиться — часто дома всем не до ребенка, а ему элементарно не с кем поговорить.
— Воспитатель в детсаду — традиционно женская профессия. Лично Вам «усатый нянь» в жизни встречался?
— Еще на практике от института в детсаду был воспитателем молодой человек. Это было настолько красиво. Он и танцевал, и пел. Мы были молоденькие, в него сразу все влюбились. Со мной в группе учились два молодых человека. Оба потом работали по специальности. В БГПУ также парни учились на дошкольников. Однажды захожу в группу, а один практикант лежит на детской кровати и не думает вставать при моем появлении. Оказалось — дети не желали спать, крутились и вертелись, вот и показал ребятишкам, как надо спать, закрывать глаза, где должны лежать руки и ноги. После такой демонстрации группа спала как убитая, и вообще этого обаятельного юношу с неизменной улыбкой очень любили все без исключения. Мог поползать с ними по ковру, что называется, был без комплексов. Хотя в Бердянске подобных примеров нет, из публикаций в профильном журнале знаю, что в Украине есть мужчины-воспитатели. Думаю, что причина сложившейся ситуации — низкая зарплата педагогов, а ведь традиционно мужчина в семье — добытчик средств.
— Можно ли быть хорошим воспитателем детсада, не имея собственных детей?
— Конечно можно, и я знаю не одного такого педагога. Здесь дело не в наличии и тем более не в количестве собственных детей. Убеждена, что любовь к детям — это такое чувство, которое нельзя не иметь. В «Светлячке» работают коллеги, которые, не жалуясь на недостаток общения с малышами, к тому же усыновляли детей из интерната.
— Как разрешаете извечные детские споры — кому что купили и у кого папа круче?
— Дети у нас бывали разные. Однажды мальчик хвастался папиным «мерседесом» и тем, как отец его учит стрелять из ружья. «А мне уже купили велосипед», — сказал другой, хотя я знаю, что это не так. В такие моменты все зависит от педагога, и стараюсь уверить ребенка, что и у него тоже все будет, вот только родители еще поработают и купят. Что касается профессий, то дети обычно равняются на родителей. Внучка мне заявляет, что будет заведующей — потому что я работаю в кабинете.
Досье Делового//
Лилия Мозохина родилась в 1944 году в городе Петухово Курганской области, десятилетку закончила в Троицке Челябинской области, там же закончила педучилище по профессии воспитатель. После окончания Ростовского пединститута в 1970 году стала преподавателем педагогики и психологии. В Бердянск переехала вслед за мужем, трудовую деятельность начав в детсаду №29 завода «Южгидромаш», и уже в течение 39 лет работает заведующей детсада №33 «Светлячок».
Олег ЕРЕМИН
Комментарии:
нет комментариев