misto.zp.ua

Павел Матвиенко: «Эксперимент с внешним экономическим тестированием удался»

Обучение в классическом лицее становится все престижней. Его существование дало толчок к развитию обычных школ, которые также стали проявлять интерес к новым методикам и программам. Запорожский классический лицей можно считать одним из престижных, судя по данным внешнего тестирования: в прошлом году по уровню подготовки абитуриентов он попал в двадцатку лучших школ Украины. В нынешнем году конкурс в первый класс был большой: четыре человека на место!

Какой должна быть современная школа, результативно ли внешнее независимое тестирование – об этом наш разговор с директором лицея, заслуженным учителем Украины Павлом Матвиенко.

– Павел Дмитриевич, Вы возглавляете лицей с 1996 года. Чего, на Ваш взгляд, достигло учебное заведение за этот период?

– Главный продукт работы любой школы – выпускники, и мы ими очень довольны. В нынешнем году еще нет окончательных результатов единого тестирования, но наши дети поступили на бюджетные места в престижные вузы Киева, Харькова, Запорожья.

Лицей создавался 20 лет назад силами многих людей. Первый директор классического лицея, заслуженный учитель Украины Неля Савельевна Казачук (1949–1996), всегда будет примером для всех нас. К сожалению, также ушел из жизни в 2007 году заслуженный учитель Валерий Быков. В знак памяти о своих коллегах мы разместили при входе в лицей мемориальные доски.

В 1996 году я возглавил лицей, и мы стараемся, чтобы он развивался, давал качественное современное образование и, в общем-то, это удается. Педагогический коллектив сравнительно молодой (средний возраст 40 лет), современно мыслящий, интеллигентный и высококвалифицированный (70% – учителя высшей и первой категории, многие из них имеют звания «старший учитель» и «учитель-методист»). Обучается около 540 школьников, и эта цифра после создания лицея практически не менялась.

Мы 15 лет сотрудничали с Запорожским национальным университетом, учебное заведение имело название «Запорожский классический лицей при ЗНУ». После министерской реорганизации названий учебных заведений мы стали просто Запорожским классическим лицеем. По-прежнему поддерживаем связи с ЗНУ, поскольку я являюсь выпускником этого вуза, и довольно много наших выпускников туда поступают, но от сотрудничества отказались.

– Как Вы считаете, эксперимент с внешним тестированием удался? Стало ли качественнее и доступнее наше образование?

– Я остаюсь сторонником современной мировой практики развитых стран по единому тестированию. Глубоко ознакомился с этой системой, будучи на стажировке в Америке. В таком объеме в Украине она проходит второй год. Конечно же, есть много ошибок в проведении и в подведении итогов, но эксперимент в целом удался, и за ВНТ – будущее. Но думаю, кроме оценки единого тестирования должен учитываться средний балл аттестата. К недостаткам ВНТ можно отнести то, что снижается роль школы. Однако после внедрения единого тестирования родители стали более внимательными к образованию своих детей.

Кроме того, в нынешнем году происходила неразбериха в вузах со льготниками. Необходимо ввести квоту для льготников, скажем, 10% или больше от бюджетных мест. Все остальные места должна занимать молодежь, получившая наиболее высокие балы по ВНТ. По ТВ рассказывали, что в Украине одна девушка, сдавшая три экзамена на 200 баллов, не поступила на выбранный ею факультет. Это нонсенс!

Остается непонятным вопрос с 12-летним образованием в школе. Мы говорили о двенадцатилетке как о профильном образовании, но 1 сентября дети, которые должны учиться 12 лет, поступают в 9-й класс, и о введении профилей пока речь не идет.

– Как считаете, советская система образования лучше или хуже, чем сегодняшняя? Что нужно менять в нынешней школе?

– У нас, к счастью, осталась еще советская система образования! Уровень советской школы был высоким и не случайно американцы, после того как в Советском Союзе в 1956 году был запущен первый спутник, серьезно занялись реформой своего образования.

В Запорожский классический лицей я пришел работать в 1987 году – это было время, когда учителю дали возможность экспериментировать. Тогда появлялись школы нового типа с очень интересными авторскими планами, и на этой волне возник наш лицей. Сейчас система образования все больше и больше сводит учебные заведения к типовым учебным планам.

На сегодня в лицее имеется около 40 авторских программ, за эти годы мы наработали интересные подходы к образованию. Каждый лицеист с первого по восьмой класс обязательно обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте (на фортепиано, скрипке, флейте и т.д.). Для нас музыка не является самоцелью, но мы видим, что это локомотив образования ребенка, способствующий выработке талантов. Современное образование должно готовить человека с современной системой ценностей.

Старшеклассники выбирают профили обучения: экономико-информационный, историко-правовой, филологический. Обучение идет на русском языке, но большое внимание уделяем украинскому, поскольку наши дети поступают в вузы Киева. Все ученики лицея с первого класса изучают английский или французский язык. А в пятом классе к первому иностранному языку добавляется еще один. Ежемесячно в лицее выходит собственная газета «Лига».

Классический лицей имеет своих друзей во многих странах мира, но наиболее тесные связи установлены с Францией. Наш французский партнер – известнейшая частная школа «Эколь де Рош». В 2003 году классический лицей заявил о себе как школе, ассоциированной ЮНЕСКО. Нужно отметить, что у нас больше, чем в других школах, творческих коллективов Министерством образования удостоены звания образцового и народного и ежегодно гастролируют во Франции и Германии.

– Говорят, шестилетних ребятишек принимают в лицей после предварительного конкурса. Каждому ли ребенку под силу такая сложная программа?

– Учиться в лицее непросто. Нагрузка на ребенка выходит за рамки общеобразовательной школы и, возможно, не каждому это под силу. В первый класс у нас большой конкурс, в нынешнем году было четыре человека на место. Так обычно берем на курсы подготовки к первому классу 50–60 человек, но в сентябре 2008 года пришло 118 человек. Кстати, для первоклассников создан щадящий режим – имеется возможность дневного сна. До 6-го класса существует группа продленного дня.

– Вы человек очень занятой, есть ли у Вас время читать? Как провели отпуск?

– Я отдыхал в мае, а в июне возил лицеистов во Францию. Почитать бы посоветовал социальную фантастику Бернарда Вебера, писателя, который меня удивил.

– С каким настроением встречаете 2009–2010 учебный год? Каковы перспективы развития лицея?

– Мы хотели бы создать детям нормальные условия европейского качества. У нас собственный стиль учебного пространства и рекреаций лицея, спроектированный профессиональными дизайнерами. Удобная, эргономичная по цвету и форме мебель, не ухудшающая здоровья детей, ведь сколиоз – серьезная проблема.

В лицее более 70 компьютеров, компьютерное оснащение кабинетов иностранных языков, истории, математики, биологии, музыки, начальных классов. Неограниченный доступ в Интернет. Намерены в течение двух-трех лет завершить полную компьютеризацию каждого кабинета.

Готовимся к началу отопительного сезона, поставили более 30-ти евроокон, заканчиваем ремонт первого этажа, кабинетов.

Имеется проект строительства пристройки современного здания к лицею, где будут размещены спортивный зал и кабинеты музыки для занятий творческих коллективов. Документ находится на утверждении Запорожского исполкома, но, к сожалению, сейчас из-за кризиса средств для строительства за счет госбюджета не предусматривается. Но проект является частью социально-экономического развития города и через год-два мы, надеюсь, к нему вернемся.

– Поделитесь как руководитель фракции ПР в облсовете своими взглядами на политическую осень.

– Мы вступаем в предвыборную кампанию, и политическая осень и конец года выдастся интересными! Виктор Федорович Янукович заявил, что будет баллотироваться в президенты. И я считаю, что у него есть все шансы победить. Виктор Федорович в июле приезжал в Запорожскую область, детально обсуждалась будущая предвыборная кампания, расставлены все акценты. Мы же будем работать и помогать.

Виктория КИРИЛЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |