Обучение в классическом лицее становится все престижней. Его существование дало толчок к развитию обычных школ, которые также стали проявлять интерес к новым методикам и программам. Запорожский классический лицей можно считать одним из престижных, судя по данным внешнего тестирования: в прошлом году по уровню подготовки абитуриентов он попал в двадцатку лучших школ Украины. В нынешнем году конкурс в первый класс был большой: четыре человека на место!
Какой должна быть современная школа, результативно ли внешнее независимое тестирование – об этом наш разговор с директором лицея, заслуженным учителем Украины Павлом Матвиенко.
– Павел Дмитриевич, Вы возглавляете лицей с 1996 года. Чего, на Ваш взгляд, достигло учебное заведение за этот период?
– Главный продукт работы любой школы – выпускники, и мы ими очень довольны. В нынешнем году еще нет окончательных результатов единого тестирования, но наши дети поступили на бюджетные места в престижные вузы Киева, Харькова, Запорожья.
Лицей создавался 20 лет назад силами многих людей. Первый директор классического лицея, заслуженный учитель Украины Неля Савельевна Казачук (1949–1996), всегда будет примером для всех нас. К сожалению, также ушел из жизни в 2007 году заслуженный учитель Валерий Быков. В знак памяти о своих коллегах мы разместили при входе в лицей мемориальные доски.
В 1996 году я возглавил лицей, и мы стараемся, чтобы он развивался, давал качественное современное образование и, в общем-то, это удается. Педагогический коллектив сравнительно молодой (средний возраст 40 лет), современно мыслящий, интеллигентный и высококвалифицированный (70% – учителя высшей и первой категории, многие из них имеют звания «старший учитель» и «учитель-методист»). Обучается около 540 школьников, и эта цифра после создания лицея практически не менялась.
Мы 15 лет сотрудничали с Запорожским национальным университетом, учебное заведение имело название «Запорожский классический лицей при ЗНУ». После министерской реорганизации названий учебных заведений мы стали просто Запорожским классическим лицеем. По-прежнему поддерживаем связи с ЗНУ, поскольку я являюсь выпускником этого вуза, и довольно много наших выпускников туда поступают, но от сотрудничества отказались.
– Как Вы считаете, эксперимент с внешним тестированием удался? Стало ли качественнее и доступнее наше образование?
– Я остаюсь сторонником современной мировой практики развитых стран по единому тестированию. Глубоко ознакомился с этой системой, будучи на стажировке в Америке. В таком объеме в Украине она проходит второй год. Конечно же, есть много ошибок в проведении и в подведении итогов, но эксперимент в целом удался, и за ВНТ – будущее. Но думаю, кроме оценки единого тестирования должен учитываться средний балл аттестата. К недостаткам ВНТ можно отнести то, что снижается роль школы. Однако после внедрения единого тестирования родители стали более внимательными к образованию своих детей.
Кроме того, в нынешнем году происходила неразбериха в вузах со льготниками. Необходимо ввести квоту для льготников, скажем, 10% или больше от бюджетных мест. Все остальные места должна занимать молодежь, получившая наиболее высокие балы по ВНТ. По ТВ рассказывали, что в Украине одна девушка, сдавшая три экзамена на 200 баллов, не поступила на выбранный ею факультет. Это нонсенс!
Остается непонятным вопрос с 12-летним образованием в школе. Мы говорили о двенадцатилетке как о профильном образовании, но 1 сентября дети, которые должны учиться 12 лет, поступают в 9-й класс, и о введении профилей пока речь не идет.
– Как считаете, советская система образования лучше или хуже, чем сегодняшняя? Что нужно менять в нынешней школе?
– У нас, к счастью, осталась еще советская система образования! Уровень советской школы был высоким и не случайно американцы, после того как в Советском Союзе в 1956 году был запущен первый спутник, серьезно занялись реформой своего образования.
В Запорожский классический лицей я пришел работать в 1987 году – это было время, когда учителю дали возможность экспериментировать. Тогда появлялись школы нового типа с очень интересными авторскими планами, и на этой волне возник наш лицей. Сейчас система образования все больше и больше сводит учебные заведения к типовым учебным планам.
На сегодня в лицее имеется около 40 авторских программ, за эти годы мы наработали интересные подходы к образованию. Каждый лицеист с первого по восьмой класс обязательно обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте (на фортепиано, скрипке, флейте и т.д.). Для нас музыка не является самоцелью, но мы видим, что это локомотив образования ребенка, способствующий выработке талантов. Современное образование должно готовить человека с современной системой ценностей.
Старшеклассники выбирают профили обучения: экономико-информационный, историко-правовой, филологический. Обучение идет на русском языке, но большое внимание уделяем украинскому, поскольку наши дети поступают в вузы Киева. Все ученики лицея с первого класса изучают английский или французский язык. А в пятом классе к первому иностранному языку добавляется еще один. Ежемесячно в лицее выходит собственная газета «Лига».
Классический лицей имеет своих друзей во многих странах мира, но наиболее тесные связи установлены с Францией. Наш французский партнер – известнейшая частная школа «Эколь де Рош». В 2003 году классический лицей заявил о себе как школе, ассоциированной ЮНЕСКО. Нужно отметить, что у нас больше, чем в других школах, творческих коллективов Министерством образования удостоены звания образцового и народного и ежегодно гастролируют во Франции и Германии.
– Говорят, шестилетних ребятишек принимают в лицей после предварительного конкурса. Каждому ли ребенку под силу такая сложная программа?
– Учиться в лицее непросто. Нагрузка на ребенка выходит за рамки общеобразовательной школы и, возможно, не каждому это под силу. В первый класс у нас большой конкурс, в нынешнем году было четыре человека на место. Так обычно берем на курсы подготовки к первому классу 50–60 человек, но в сентябре 2008 года пришло 118 человек. Кстати, для первоклассников создан щадящий режим – имеется возможность дневного сна. До 6-го класса существует группа продленного дня.
– Вы человек очень занятой, есть ли у Вас время читать? Как провели отпуск?
– Я отдыхал в мае, а в июне возил лицеистов во Францию. Почитать бы посоветовал социальную фантастику Бернарда Вебера, писателя, который меня удивил.
– С каким настроением встречаете 2009–2010 учебный год? Каковы перспективы развития лицея?
– Мы хотели бы создать детям нормальные условия европейского качества. У нас собственный стиль учебного пространства и рекреаций лицея, спроектированный профессиональными дизайнерами. Удобная, эргономичная по цвету и форме мебель, не ухудшающая здоровья детей, ведь сколиоз – серьезная проблема.
В лицее более 70 компьютеров, компьютерное оснащение кабинетов иностранных языков, истории, математики, биологии, музыки, начальных классов. Неограниченный доступ в Интернет. Намерены в течение двух-трех лет завершить полную компьютеризацию каждого кабинета.
Готовимся к началу отопительного сезона, поставили более 30-ти евроокон, заканчиваем ремонт первого этажа, кабинетов.
Имеется проект строительства пристройки современного здания к лицею, где будут размещены спортивный зал и кабинеты музыки для занятий творческих коллективов. Документ находится на утверждении Запорожского исполкома, но, к сожалению, сейчас из-за кризиса средств для строительства за счет госбюджета не предусматривается. Но проект является частью социально-экономического развития города и через год-два мы, надеюсь, к нему вернемся.
– Поделитесь как руководитель фракции ПР в облсовете своими взглядами на политическую осень.
– Мы вступаем в предвыборную кампанию, и политическая осень и конец года выдастся интересными! Виктор Федорович Янукович заявил, что будет баллотироваться в президенты. И я считаю, что у него есть все шансы победить. Виктор Федорович в июле приезжал в Запорожскую область, детально обсуждалась будущая предвыборная кампания, расставлены все акценты. Мы же будем работать и помогать.
Виктория КИРИЛЕНКО
Комментарии:
нет комментариев