misto.zp.ua

Парадоксы украинского ритейла: вышли на довоенные показатели, хоть недосчитались 20 млрд. долл.

Парадоксы украинского ритейла: вышли на довоенные показатели, хоть недосчитались 20 млрд. долл.

Экономика Украины в условиях большой войны полна парадоксальных явлений. Допустим, и RAU (Retail Association of Ukraine — Ассоциация ритейлеров Украины), и другие эксперты, как наши (NAI Ukraine), так и международные (Eurostat, Capital Times, МВФ), утверждают что сфера розничной торговли полностью восстановилась и даже перегнала показатели 2021 года. И это несмотря на оценки ущерба для отрасли в 20 миллиардов долларов США. При этом социальная и экономическая ситуация остается действительно сложной, поэтому, как отмечает основатель харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», Александр Лобановский, основной запрос украинцев сегодня — это акционные предложения, то есть товары по скидкам.

Как украинский ритейл живет (и не только выживает, но и развивается) в довольно противоречивых и сложных условиях? Давайте вместе искать ответ.

Макроэкономика розничной торговли вселяет сдержанный оптимизм

Некоторые экономические показатели украинского ритейла, включая общие обороты, даже несмотря на 3-й год большой войны не только растут, а демонстрируют такую динамику, которой могут позавидовать западноевропейские страны. Допустим ВВП Украины после падения в 2022 году растет даже несмотря на временную оккупацию территорий на юге и востоке, обилие повреждений инфраструктуры. По прогнозам международных аналитиков, рост продолжится как в 2024-м, так и в последующие годы, а драйвером будет развитие торговых отношений и дальнейшая неуклонная поддержка стран-союзников.

Проседания ВВП на душу населения даже в 2022 году не было прежде всего из-за многомиллионного оттока людей. Но по данному показателю в абсолютных значениях нам сегодня далеко даже до восточноевропейских соседей.

Темпы инфляции в Украине также замедляются после шока 2022 года. В долгосрочной перспективе наша страна может вернуться к довоенным показателям в 5-6%, хотя пока значения выше 10-15% выглядят более логичными, в том числе на фоне разрушений, подорожания топлива, повышения тарифов на электроэнергию для населения и т.д.

Как отмечают эксперты, украинский бизнес в 2023 году фактически полностью восстановился, а общие ожидания относительно дальнейшей деятельности оцениваются позитивно. Хотя военные условия и порождаемая ими неопределенность, накладывают свой отпечаток на эти ожидания. Так, информационное поле сильно влияет на настроения, которые могут быть как самыми воодушевленными, после выделения помощи от союзников или удачных действий наших воинов, так и весьма угнетающими — после очередных ракетных обстрелов со стороны страны-террориста.

Уже в 2023 году розничный товарооборот сравнялся с показателями довоенного периода. Фактически это свидетельствует о том, что ритейлеры стали более эффективными. Как отмечает Александр Лобановский, с одного квадратного метра площади торговые сети генерируют больше продаж, чем до полномасштабной войны, ведь часть магазинов, супермаркетов и ТЦ находится под временной оккупацией на юге и востоке Украины. А еще наш товарооборот растет даже быстрее, чем у ближайших западных соседей, в том числе Польши, Румынии и Чехии.

В 2023 году быстро росли и объемы продаж, они превзошли показатели 2022-го и тоже вплотную приблизились к довоенным значениям. По прогнозам, в текущем году эта позитивная динамика сохранится и составит около 20% в национальной валюте, и не менее 11% в долларах США.

Украинский ритейл в 2024 году активно развивается

По данным исследования RAU, представители розничной торговли Украины справились с вызовами полномасштабной войны (оккупацией, обстрелами, блэкаутами) и после резкого падения доходов в 2022 году уже два года подряд демонстрируют активный рост. Соответственно, можно утверждать, что ритейл развивается, а не просто выживает.

Многочисленные оффлайн-точки продаж (магазины, супермаркеты, аптеки, пункты выдачи) открывались в 2023 году как в западных областях Украины (чтобы справиться с возросшим спросом на фоне внутреннего переселения людей), так и на освобожденных территориях Харьковской и Херсонской областей.

Еще раз повторимся, уже в 2023 году украинский ритейл достиг довоенных показателей по выручке. Так, суммарный доход профильных компаний, по данным Ассоциации ритейлеров Украины, в 2021-м был 1.44 триллиона гривен. В год начала большой войны он упал до 1.16 трлн. грн, а в 2023 году увеличился приблизительно на 30% и составил 1.54 трлн. грн. Конечно же, отчасти это обусловлено инфляционными процессами и изменениями валютных курсов, но в целом динамика действительно вселяет надежды.

Восстановление и активное развитие подтверждают и другие показатели. Например, имеет место возвращение уровня вакантности площадей в торговых и торгово-развлекательных центрах к довоенным значениям. Кстати, если в 2022-м и начале 2023 года увеличение показателей простаивающих объектов было обусловлено прежде всего закрытием отдельных магазинов, уходом с украинского рынка западных операторов, то в конце прошлого и в этом году — это зачастую результат открытия новых ТЦ и ТРЦ.

Эффективная работа розничных торговых сетей важна для воюющей страны по разным причинам:

  • Во-первых, продуктовый ритейл решает задачи жизнеобеспечения и снабжает людей товарами первой необходимости.
  • Во-вторых, компании генерируют десятки и сотни тысяч рабочих мест, что также критично для экономики. 
  • В-третьих, торговые сети являются одними из главных плательщиков налогов. Только за своих сотрудников компании, которые представляют RAU, в 2023 году уплатили свыше 13.2 миллиарда гривен налога на доходы физлиц (НДФЛ). Помимо этого ими выплачено почти 15 млрд. грн социальных взносов. При этом налоги с операционной деятельности почти в 10 раз выше и достигают 130 млрд. грн, из которых около 40% приходится на продовольственные торговые сети и порядка 25% — на АЗС.
  • В-четвертых, украинский ритейл активно занимается благотворительной деятельностью, волонтерством, инициирует программы помощи и поддержки военных и мирных людей, пострадавших из-за войны.

В общем, розничные торговые сети демонстрируют позитивную динамику в военное время. Они действительно развиваются, восстанавливают и открывают новые магазины и супермаркеты, в том числе и в прифронтовых городах, таких как Харьков, напоминает Александр Лобановский. Для экономики — это рабочие места и налоги, плюс для общества в целом — активная благотворительная и волонтерская деятельность. А если взглянуть на тот ущерб, который понес наш ритейл за 2.5 года войны, то вся проделанная работа вызывает еще больше уважения, и даже кажется чем-то нереальным.

20 миллиардов долларов ущерба

За время полномасштабной войны украинские ритейлеры потеряли действительно много. Компании с магазинами на юге и востоке страны лишились своей собственности из-за временной оккупации. Некоторые объекты пострадали из-за непосредственных боевых действий или ракетных ударов. Так, суммарно было повреждено (а часть их этого уничтожена полностью) приблизительно 3 миллиона квадратных метров торговых площадей по всей Украине. А на момент написания материала большинство объектов уже возобновили свою работу.

А ведь еще торговые сети потеряли свой персонал, который выехал из страны и пока не вернулся. Были разрушены логистические цепочки, прекратили работу многие поставщики и производители продукции. Возникли новые издержки на поиск партнеров и т.д.

По данным международных экспертов, ущерб за все время полномасштабной войны, включая недополученную прибыль, оценивается в 20 миллиардов долларов. Это 10% от бюджета нашей страны за 2021 год. Разве не удивительно то, как торговых сетям удается при таких потерях развиваться, задает риторический вопрос Александр Лобановский.

Запрос на экономию и акционные предложения повышается

Еще один парадокс, с которым имеют дело украинские ритейлеры — это продолжающаяся тенденция к падению доходов и покупательской способности украинцев. Так, торговые сети остаются на плаву даже несмотря на то, что среднестатистический покупатель вынужден все больше и больше экономить.

Как отмечают представители ритейла, доля промоакций во время большой войны только увеличивается — где-то на 3-5% в год. К тому же сегодня 55% украинцев ищут на полках товары со скидкой или другими акционными предложениями, тогда как еще в 2021 году их было около 30%. В таких реалиях торговые сети вынуждены заниматься уже не маркетинговыми, а ценовыми войнами. Кто сможет в еще большей мере снизить ценник, тот и продаст свои товары. Таковы военные реалии, к которым приходиться адаптироваться участникам рынка.

Подводя итоги можно сказать, что украинский ритейл — одна из наиболее сильных и успешных отраслей нашей экономики прямо сейчас. Она восстановилась, продолжает позитивную тенденцию развития и, как подчеркивает Александр Лобановский, приятно удивляет тогда, когда, казалось бы, возможностей для роста нет и быть не может.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |