misto.zp.ua

Ошибка Дионисия, или Парадоксы календарных стилей

К вящему изумлению всего остального мира каждый год, начиная с 25 декабря и вплоть до 14 января, Украина и Россия погружаются в пучину не слишком трезвого веселья и безделья. Однако мало кто способен внятно объяснить, почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни, с временным разбросом аж в две недели, и почему у нас, в отличие от матушки-Европы, еще и целых два Новых года.

Ошибка Дионисия, или Парадоксы календарных стилейПринято считать, что современное летосчисление берет свое начало от появления на свет Иисуса Христа. То есть день рождения Богомладенца должен бы, по идее, служить нулевой точкой отсчета в том календаре, по которому сегодня живет большая часть человечества.

Между тем каждый следующий год у нас начинается 1 января, Рождество же одни отмечают 25 декабря, другие – 7 января. Налицо явный нонсенс, который заставляет искать ответы на такие вопросы: «Когда на самом деле родился Иисус Христос? Почему ни в юлианском календаре, принятом в Православной Церкви, ни в григорианском, который принят в католичестве, новолетие никогда не совпадает по дате с празднованием Рождества? В чем, наконец, разница между старым и новым календарным стилем?».

Чтобы ответить на них, придется совершить блиц-экскурс в историю.

Как известно, христианское летоисчисление ввели лишь в 526-м году по инициативе ученого монаха Дионисия Малого, служившего архивариусом у Папы Римского Иоанна І (между прочим, по своему происхождению Дионисий был скифом). До этого счет лет вели от основания Рима, т.е. от 753 года до н.э.

Кроме того, было принято считать годы и от начала правления того или иного императора. Во времена Дионисия их считали от 29 августа 204 года н.э., со дня воцарения Диоклетиана, свирепого гонителя христиан. Чтобы не связывать календарь с именем врага своей веры, ученый монах не только обосновал новую систему летосчисления, но и добился ее официального одобрения Церковью.

В своей книге «Вопросы о тысячелетии» американский ученый Стивен Джей Гоулд пишет, что Спаситель родился 25 декабря. Ведь празднование «обрезания» в те времена проходило на восьмой день рождения мальчика. Для Иисуса оно совпало с 1 января римского календаря, когда наступало новолетие. Так вот, Дионисий предложил считать первым днем новой эры день обрезания, а не рождения Мессии. И вот эта явная ошибка не исправлена до сих пор!

К сожалению, это не единственная его ошибка. Согласно свидетельству знаменитого историка Иосифа Флавия, царь Ирод, желавший убить младенца Иисуса, умер в год, когда накануне иудейской Пасхи произошло лунное затмение. Астрономы определили, что оно имело место в IV году до н.э. Если проанализировать описанные в Евангелии от Луки события, связанные с появлением на свет Иисуса, то окажется, что Он родился года за два до этого затмения, в 6-м или 7-м году до н.э. Скорее всего, в седьмом, так как, согласно вычислениям Иоганна Кеплера, сделанных еще на рубеже ХVI-ХVП веков, в 6-м году до н.э. две самые крупные, ярко светящиеся планеты – Юпитер и Сатурн – находились на земном небосводе очень близко друг от друга.

Первая мысль, которая приходит тут в голову: волхвы приняли сближение этих планет за появление новой звезды. Но именно поэтому такую мысль придется отвергнуть как явную ошибку. Ссылаясь на Евангелие от Матфея, Церковь утверждает, что путеводная Вифлеемская звезда была ни чем иным, как Ангелом Господним. То есть живым, разумным существом, а вовсе не мертвым космическим телом. Однако в любом случае 2000-летие со дня рождения Иисуса следовало бы отметить еще в 1993 или 1994 годах.

Итак, какого же числа, в какой месяц родился Христос? Казалось бы, ответ ясен – 25 декабря. Ведь наше православное 7 января – это ни что иное, как 25 декабря по старому (юлианскому) стилю. А ведь первые последователи Иисуса, воспитанные в строгих иудейских канонах, дня Его рождения не отмечали, ибо празднования дней рождения древнееврейская традиция не знала.

Обычай отмечать Рождество Христово возник лишь в IV веке, причем возник он из необходимости адаптировать чрезвычайно стойкие и популярные языческие обряды древнего Рима, выпадавшие на середину зимы, к новой официальной имперской религии, каковой в эпоху правления императора Константина Великого стало гонимое прежде христианство.

Так, праздник сатурналий, проводимый начиная с 17 декабря, был временем безудержного веселья и обмена подарками. А 25 декабря считалось днем рождения иранского «бога» Митры, сложный мистериальный культ которого получил широкое распространение по всей империи. И даже с успехом соперничал с ранним христианством. Поэтому более подходящей даты празднования Рождества Христова, нежели 25 декабря, полюбившееся народом как день рождения «солнца праведности» Митры, придумать было невозможно.

Впрочем, здесь тоже не все так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Как известно, за 365 суток Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. При этом световой день постепенно уменьшается. Потом происходит т.н. «солнцестояние». То есть с 19 по 23 декабря длина светового дня не меняется. И только 24-го он увеличивается на одну минуту. Иными словами, в этот день Земля начинает новый оборот вокруг Солнца. Это и есть начало реального, астрономического Нового года. Отправляя на Землю Своего Единородного Сына, Бог-Отец воистину знал о вращении нашей планеты вокруг светила, поэтому фактическое новолетие всегда совпадает с Рождеством Иисуса Христа. Другой даты просто быть не может.

Почему же католики и православные отмечают появление на свет Сына Божьего с разницей в 13 дней? Как известно, юлианский календарь был принят в 46–45-х годах до н.э., а новый стиль введен в 1582 году по указу Папы Римского Григория ХШ. Дело вот в чем. Кроме целых суток, каждый год накапливает дополнительно 5 часов 48 минут и 46 секунд. Для погашения этого избытка каждый четвертый год делают високосным, добавляя к февралю 29-е число. Беда, однако же, в том, что каждый год все равно накапливаются «непристроенные» 11 минут и 14 секунд. В итоге каждые 128 лет «набегают» сутки отставания реального астрономического времени от календарного.

Приверженцы григорианского стиля решают эту проблему, на первый взгляд, просто: раз в 128 лет пропускают в календаре какое-то число. К примеру, после 1-го января сразу же наступает третье. Именно так и поступила католическая Церковь, когда в 1582 году Папа Римский повелел считать, что после 4 октября сразу же идет 15-е. Ибо к тому времени разрыв между юлианским календарем и днем весеннего равноденствия, когда светлое и темное время суток равны 12 часам (т.е. днем, от которого рассчитывают дату христианской Пасхи), составил 11 суток. Теперь их уже 13. А в марте 2100 года станет 14. Поэтому теоретически мыслим совершенно абсурдный с точки зрения исторической правды вариант, когда православное Рождество придется отмечать в середине лета…

Между тем из этих неприятных календарных парадоксов есть вполне элегантный и разумный выход: и католикам, и православным отмечать Светлое Воскресение Христово по старому (юлианскому) стилю, а Рождество Сына Божьего – по новому, григорианскому. То бишь 25 декабря. Такая реформа стала бы реальным шагом на пути к восстановлению единства христианского мира. К тому же у православных сам по себе отпал бы соблазн нарушать Филиппов пост новогодним застольем.

Сергей ГРИГОРЬЕВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в