misto.zp.ua

Опыт практической интеграции на Евразийском пространстве

Запорожское открытое акционерное общество «Мотор Сич» – специализированное предприятие, основу продукции которого составляют газотурбинные двигатели для гражданской и военной авиации, а также созданные на их базе промышленные газотурбинные приводы для энергетических и газоперекачивающих установок.

За многолетнюю работу, а история «Мотор Сич» ведет счет второго столетия, выпущено несколько сотен тысяч двигателей, установленных на летательных аппаратах всемирно известных фирм Антонова, Ильюшина, Бериева, Туполева, Яковлева, Камова, Миля, чешской Aero Vodochody, китайской NAMC. Среди них те, что уже стали мировыми лидерами в своем классе и эксплуатируются в гражданской и военной авиации более чем в 120 странах мира. ОАО «Мотор Сич» по праву считается флагманом отечественного авиастроения, представляя собой одно из наукоемких направлений авиастроения.

На основе анализа тенденций развития мирового и отечественного авиадвигателестроения, потребностей авиационного рынка и реального экономического положения украинской авиационной промышленности основным направлением деятельности ОАО «Мотор Сич» являются расширение и углубление интеграционных связей с российским авиадвигателестроительным комплексом, расширение своего присутствия на международном рынке с ориентацией, в первую очередь, на рынок стран СНГ и азиатского региона.

Ярким примером успешного опыта практической интеграции Украины и Российской Федерации является авиационная промышленность – одна из самых масштабных отраслей в высокотехнологичном секторе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Украины. Ей принадлежит значительная доля машиностроительного экспорта, и она является интегратором промышленного производства, неотъемлемым звеном в системе укрепления обороны и развития экономики наших государств. Кроме того, каждый успешно реализованный проект самолета или вертолета приносит миллиарды долларов прибыли.

Сегодня во всем мире идет объединительный процесс в самых разных отраслях, что свидетельствует о преимуществах интегрированного потенциала научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных предприятий. Лидерами самолетостроения становятся объединенные структуры, реализующие весь комплекс мероприятий по созданию, серийному производству и обеспечению эксплуатации летательных аппаратов, таких как Airbus, Boeing, EADS и др.

Аналогичные интегрированные моторостроительные структуры, объединяющие имеющийся научно-производственный потенциал и наработки по программам создания новых технологий, имеют и лидеры мирового авиадвигателестроения: General Electric, Pratt & Whitney, Snecma, Rolls-Royce и др. Такой опыт оправдан, так как разработка и освоение серийного производства современного авиационного двигателя – это сложный комплексный процесс, базирующийся на результатах работ, более чем по 30 направлениям науки и техники.

Исходя из необходимости сохранения и дальнейшего расширения сложившейся десятилетиями интеграции в сфере авиационной техники, а также для обеспечения благоприятных условий в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве предприятий и организаций авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, был подписан ряд Межправительственных Соглашений о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники.

Межправительственные Соглашения стали основой долгосрочных партнерских взаимоотношений авиационной промышленности двух государств и обеспечили к настоящему времени полную или частичную реализацию ряда совместных программ, таких как создание самолетов Бе-200, Як-130, Ту-334, Ан-140, Ан-38, Ан-3, Ан-70, Ан-148 и двигателей к ним, а также вертолетных двигателей ВК-2500, АИ-450, ТВ3-117ВМА-СБМ1В и вспомогательных двигателей АИ9-3Б и АИ-450-МС.

Примером успешной кооперации по созданию и изготовлению авиационных двигателей может служить многолетнее сотрудничество ОАО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс» с Московским и Уфимским авиационными заводами.

Эти предприятия оснащены современным оборудованием, использующим передовые технологии мирового уровня, укомплектованы профессиональными инженерными кадрами и рабочими-специалистами. Все это позволяет выпускать авиадвигатели, лучшие среди аналогов в своем классе.

Это Д-436Т1/ТП для самолетов Бе-200 и Ту-334, Д-436-148 для самолетов Ан-148 и Ан-158, АИ-225-25 для учебно-боевых самолетов Як-130 и Д-27 для военно-транспортного самолета Ан-70.

При изготовлении двигателей Д-436ТП, АИ-222-25 и Д-27 на долю Российской Федерации приходится 48,87; 62,3 и 70,8 процента затрат соответственно.

Участниками совместного производства авиационной техники также являются разработчики и поставщики покупных комплектующих изделий – 187 предприятий, поставщики материалов и полуфабрикатов – 136 предприятий.

Сегодня помощь в работе предприятию оказывают около 20 отраслевых институтов, в основном российских, с которыми работают украинские самолетостроители.

Необходимо отметить, что ОАО «Мотор Сич» закупает агрегаты, материалы, заготовки, номенклатура которых составляет свыше 51,1 тыс. наименований. На долю Российской Федерации выпадает более чем 100 миллионов долларов оплаты за это. Из этой суммы возвращается продукция, устанавливаемая российские самолеты и вертолеты, на 90 миллионов долларов, которые продаются в третьи страны, принося прибыль украинской и российской авиапромышленности. Мы берем комплектующие почти у трехсот предприятий Российской Федерации, а моторы поставляем более чем на 20 российских ОКБ и заводов, расположенных в Арсеньеве, Иркутске, Королеве, Кумертау, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саратове, Смоленске, Таганроге, Ульяновске, Улан-Удэ и других городах. Тысячи людей задействованы в этой технологической цепочке, созданы тысячи рабочих мест.

Согласно информации АНТК «Антонов», аналогичная картина имеет место и в украинской самолетостроительной отрасли, объединенной в Государственную авиационную корпорацию «Антонов»: только в обеспечении производства самолета Ан-148-100 участвует 126 предприятий России, поставщиков агрегатов и покупных комплектующих изделий первого уровня. Программа производства этого самолета обеспечила рабочими местами в России 30,3 тыс. человек, доля российских предприятий в цене самолета Ан-148-100 составляет 61%, а прогнозируемое поступление в госбюджет России к 2026г. в виде налогов и сборов от реализации программы Ан-148-100 – около 1,4 млрд. долларов.

Тот факт, что удалось сберечь взаимовыгодное сотрудничество авиационных отраслей Украины и России, говорит о преобладании здравого смысла над различными политическими инсинуациями, прагматичном подходе и инициативе, проявленными предприятиями и организациями авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, которые все постсоветское время работали в одной упряжке, стремясь сберечь отечественное авиастроение.

В последнее время, и это отмечают авиастроители наших стран, на уровне правительств Украины и Российской Федерации все более четко проявляются тенденции к укреплению и расширению направлений сотрудничества в области авиации и к интеграции самолетостроительных и авиадвигателестроительных отраслей промышленности наших стран. Интенсивно идет консолидация опыта, научного и технологического потенциала для создания и производства новых конкурентоспособных на мировом рынке образцов авиационной техники.

Конкретные задачи интеграции авиационной промышленности Украины и России поставлены протоколами заседаний подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Украинско-Российской межгосударственной комиссии. В данный момент наша общая задача – наращивать объемы совместного производства современных конкурентоспособных самолетов и двигателей, а также ускорять работы по созданию новых перспективных летательных аппаратов и двигателей, способных обеспечить дальнейшее расширение рынков сбыта.

В мире, где господствует «Боинг» и «Эрбас», «Дженерал Электрик» и «Пратт-Уитни», «Роллс-Ройс» и «Снекма», нет альтернативы сохранению и развитию сотрудничества самолетостроительных и авиадвигателестроительных предприятий Украины и Российской Федерации, их широкой кооперации и интеграции. Никто нам не поможет, кроме нас самих. И то, что это сейчас понимают не только руководители авиационных предприятий и организаций, но и руководители наших государств, позволяет надеяться на будущее авиационной промышленности Украины.

Одним из таких проектов является сотрудничество ОАО «Мотор Сич» с Республикой Индия, которое длится вот уже почти пять десятилетий. Поставка первых двигателей АИ-20 в составе военно-транспортных самолетов Ан-12 была осуществлена в далеком 1961 году. С тех пор наши взаимоотношения приобрели постоянный и устойчивый характер, основанный на партнерстве и взаимном уважении, а четкое выполнение контрактных обязательств стало для сторон незыблемым правилом.

С 1997 года и по настоящее время продолжается успешное сотрудничество предприятия с Исламской Республикой Иран в области совместного производства авиационных двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 для самолетов Ан-140, производимых в Иране.

Группы иранских специалистов проходят обучение в Украине по сборке и испытаниям двигателя, по производству лопаток компрессора, эксплуатации двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 и вспомогательных силовых установок АИ9-3Б.

Одно из весомых мест в плане совместного сотрудничества с азиатскими странами занимает КНР. Если говорить о сроке сотрудничества, это более полувека: 55 лет. Среди наших партнеров такие известные корпорации как AVIC, TALY Aviation, CMC, компании CATIC, CNTIC, POLY TECHNOLOGIES INC. и более 10 других.

Большую роль для успешного сотрудничества играют представительства предприятия, которые созданы во всех странах-партнерах. И все же самое главное для сохранения и расширения круга партнеров – четкое и добросовестное исполнение своих обязательств. К этому на ОАО «Мотор Сич» относятся очень ответственно.

Имея богатый опыт в области газотурбинного машиностроения, и стремясь диверсифицировать свое производство, с целью освоения новых сегментов рынка и укрепления своих позиций на рынке энергетического оборудования, еще в 1970г. ОАО «Мотор Сич» приступило к производству промышленных установок наземного применения и газотурбинных приводов. В Украину и за рубеж поставлено более 100 приводов. Более 2000 электростанций поставлены в Украину, Россию, страны Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии, а также в Латинскую Америку.

Таким образом, ОАО «Мотор Сич» строит свою производственную стратегию, не сбрасывая со счетов, а постоянно совершенствуя тактику реализации своей многопрофильной продукции, укрепляет позиции на уже сложившихся рынках и настойчиво ищет новые. Быть одной из очень немногих авиационных держав мира непросто. Но выйти из этой когорты – значит утратить свой потенциал в отрасли, которая всегда была на пике науки и высочайших технологий.

Вячеслав БОГУСЛАЕВ, председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич», народный депутат Украины


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |