Любые сравнения хромают. Любые сравнения полезны. Учиться лучше на чужих ошибках. Чужие ошибки никого и нечему не учат.
Все эти аксиомы приходят в голову, когда начинаешь анализировать происходящее в Тунисе. Говорят, хорошая была страна. Достаточно либеральный по местным меркам режим — относительно высокий уровень образования, неприятие исламского радикализма (ношение мусульманских платков женщинам запрещено в публичных местах), второй государственный язык — французский. Образование в стране бесплатное, на все его виды тратится около 30% бюджета.
Образование и сыграло злую шутку с правящим режимом. Он, несмотря на стабильные темпы экономического роста (не менее 5% в последние годы, в основном, благодаря туризму и нефти с газом), не мог предоставить молодежи адекватные возможности для самореализации. Плюс цензура в СМИ и контроль за интернетом. И это при том, что Тунис в арабском мире — весьма благополучная страна. Не Эмираты, конечно, но с относительно высоким уровнем жизни, «почти Европа» в Северной Африке. Ну, как у нас — «Украина — не Россия».
Результат — буйство толпы, мародерство, убийства. Армия и полиция отказались подавлять демонстрации. Тоже похоже на нас: если рано или поздно на улицы выходит достаточно большое количество (для каждой страны, наверное, свой показатель) безоружных людей, то против них становятся бессильными практически любые, даже самые элитные силовые структуры. А уж о нищих и коррумпированных что говорить? За что им бросаться в толпу?
Попытки сейчас создать какое-то «коалиционное правительство» кажутся бессмысленными: самостоятельных и влиятельных оппозиционных партий в стране нет. Отсюда еще один урок: зачистка политпространства «под ноль» или под «околоноля» обычно кончается полной анархией, бандитизмом, вандализмом и мародерством — нет политических сил, способных подхватить власть даже у конкурентов и, соответственно, поддержать порядок в стране и сохранить им (конкурентам) жизнь. Исключений пока три: Куба, Белоруссия и Северная Корея.
Еще одна закономерность: рано или поздно обсуждения на тему «как же они все достали!» на кухнях выливаются в многотысячные толпы, действующие с учетом темперамента нации — от Майдана до погрома. Как правило, начинают столицы, а там — как пойдет. Исключения — см. выше. Еще вывод: если нет диалога власти и народа, нет выхода недовольству в виде свободных СМИ и законных выборов — будет плохо всем. Вот французы пережили свои волнения и продолжают радоваться жизни потому, что «пар вышел» в нужном направлении — ужесточили требования к иммигрантам, сменился президент, которого тут же начала «кошмарить» пресса, прошли муниципальные выборы.
В Тунисе «сверхстабильность» обернулась полным загниванием режима. Не хотелось бы проверить «тунисский вариант» на себе…
Сергей БЕЛОУСОВ
Комментарии:
нет комментариев