misto.zp.ua

«Неприкосновенная» ГТС Украины: только бизнес - и ничего личного

«Неприкосновенная» ГТС Украины: только бизнес - и ничего личного

С 24 февраля в Украине идут боевые действия на истощение человеческих и материальных ресурсов. Вторжение РФ направлено на то, чтобы нанести нам максимальный ущерб – инфраструктурный, экономический, психологический. Продолжается варварское уничтожение разных сфер производства.

Но вот что интересно: газотранспортная система Украины продолжает качать ресурс из страны-агрессора в Европу, а Россия получает за него колоссальные деньги. На предприятия ГТС не упала ни одна бомба или снаряд, то есть на сегодня это самое безопасное место в нашей стране. Как-то неудобно получается: с одной стороны – разрушительный военный конфликт, а с другой - в Киеве находится офис компании, способствующей поступлению гигантских средств в бюджет РФ.

Мотив агрессора не взрывать «трубу» очевиден: «Газпром» зарабатывает на ресурсе десятки миллиардов долларов в год. Эти деньги и подпитывают военные действия в Украине. Не зря вторжение назвали «спецоперацией», поскольку в случае объявления войны торговлю газом через нашу территорию пришлось бы прикрыть.

В то же время наша ГТС за транзит в год получает примерно 1,3 млрд долл, из которых миллиард уходит на обслуживание трубы, а в казну поступает не более 300 млн долл. Это до обидного мало. Тем не менее, принцип «сгорел сарай - гори и хата» на украинскую ГТС не распространяется.

Даже несмотря на то, что на днях поступило сообщение о прекращении транзита газа из-за оккупированного севера Луганской области в связи с потерей контроля над компрессорной станцией Новопсков. Именно через нее проходила почти треть транзита в Европу. Наверное, лучшего повода распрощаться с «советским наследием» и не сыскать - зачем в содержание порожняка вкладываться? Или все-таки на пустую «трубу» есть определенный план?

Прежде всего, для европейских инвесторов «газовое ограничение» - очень неуместный форс-мажор. В свое время, пусть и давненько, они достаточно вложились в нашу ГТС. Известно, что НАК «Нафтогаз Украины» состоит из двух сегментов. Первый, государственный, - «Газ Украины»: он отвечает за покупку и продажу ресурса внутри страны, убыточен из-за низких цен и поставляет топливо населению страны.

Второй - «Укртрансгаз» - акционерное общество, частная структура, которая занимается транзитом голубого топлива в Европу, то есть его реализацией. Это и есть хлебная часть «Нафтогаза». Под его управлением - 13 подземных хранилищ (ПХГ) общим объемом 32 млрд куб. м (часть ГТС Украины), предназначенных для обеспечения бесперебойной поставки газа в ЕС за счет накапливания запасов в летние месяцы и использования их в зимний период.

Когда-то обе системы нормально уживались в структуре «Нафтогаза», равномерно распределяя деньги. Европа в бытность премьерства Юлии Тимошенко, по официальной версии, дала денег в кредит на содержание ГТС, чтобы та не отдала концы (хотя злые языки поговаривают, что прикупила часть трубы - в общем, мутная история).

Ясности в вопрос, чья «труба», добавил грянувший в 2019 году анбандлинг, то бишь отсечение от «Нафтогаза» его прибыльного сегмента. В результате в газовой отрасли произошло разделение деятельности по транспортировке ресурса - эта функция перешла к «Укртрансгазу», который приступил к работе в статусе независимого Оператора газохранилищ Украины.

Естественно, получилась вилка: госструктура газовой отрасли стала неумолимо загибаться, и дабы как-то удержаться на плаву, начала повышать цены для потребителей, что сопровождалось массовыми протестами. А другая часть топливного сектора не успевала набивать деньгами портфель уставного капитала.

Не обязательно искать, кому выгодно было отделить транспортировку газа от его добычи и поставки - это одно из основных требований ЕС к Украине (читай: для разделения видов бизнеса). Как говорится, ничего личного. У прагматичных европейцев оказалась «любовь с интересом» именно к тому сегменту, который приносит деньги, а со своим внутренним газом, мол, разбирайтесь сами. Таковы вкратце бизнес-причины, по которым наша ГТС пока остается целой.

Однако есть еще одна заинтересованная сторона в сохранности украинской «трубы»: США - основной на планете добытчик сланцевого газа. Его, в принципе, можно обнаружить в любой точке мира, если начать бурить скважину, но пристрастились к его добыче именно Штаты.

До начала вооруженного конфликта на Донбассе 2014 года заокеанские партнеры сделали первые шаги к «сланцевой революции» и в нашей стране. По оценкам экспертов, в Украине работы в этом направлении - непочатый край, на 20 лет хватит добывать газ по максимуму. В 2013 году на Юзовское месторождение (Луганщина, часть Харьковщины) зашла профильная американская компания Shell, на Одесское - Chevron. Но из-за обострения на востоке Украины американские газодобывающие компании нашу страну покинули.

Не для второго ли пришествия американцев на сланцевые месторождения хранится, как зеница ока, «труба»? Это самое удобное и бюджетное вместилище закачки добытого ископаемого, которое можно транспортировать в любую страну европейского континента.

Сланцевый газ плохо подходит для сжижения из-за наличия в нем большого количества различных примесей. Но США вынуждены его сжижать, то есть сжимать в объеме для упрощения транспортировки на супертанкерах. Это на сегодня единственный для них выход торговать СПГ, минуя постройку дорогущих газопроводов. Украина в этом геополитическом раскладе - просто находка. У нас разветвленная сеть газопроводов - успевай только заполнять и продавать.

Подытожим: если у нации нет производственной базы, разработки ресурсов, то никакой печатный станок не спасет экономику. В США это понимают. Их «сланцевая революция» близится к завершению, потому что иссякают запасы ископаемого топлива. Можно предположить, что Украине придется поделиться своим природным и производственным богатством - а вот с кем, покажет время. Война - очень удобный момент для экспансии грабительских программ, которые народ никогда бы не позволил реализовать в мирное время. Победитель получит все...

Наталья ЕРМАКОВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в