misto.zp.ua

Наш трезубец ценят даже в Индии!

Наш трезубец ценят даже в Индии!

С белесого уставшего неба лился и лился зной. Волы медленно брели по широкой серой дороге, не обращая внимания на постукивание и поскрипывание старого воза, загруженного доверху туго набитыми мешками. На них вповалку лежали загорелые до черноты деды и весело дымили цигарками. На взгорке мелькнула хатка с худыми глиняными боками. Лениво прокричал петух. Подал голос без особой надобности - лишь для того, чтоб проезжие знали: под соломенной крышей еще теплится жизнь.

 

Я не мог отделаться от мысли, что все происходит не со мной, а со странником, бредущим вслед за чумацкими валками по полуденной украинской степи лет двести назад. А может и раньше, 3600 лет назад, когда, возможно, такой же ленивой медленной поступью от причерноморских степей – нашей и арийской прародины - через каменистые долины и ветреные перевалы волы тянули тяжелые возы к южным морям? И об этом думалось под пыльным пальмовым пологом, сквозь который просвечивало бесцветное небо. И на этот вопрос хотелось получить ответ, опустившись с холодных осенних славянских небес на теплую землю Индостана.

 

История легко жонглирует именами, героями, богами, символами. Одни тут же забываются, а то и вовсе исчезают, другие продолжают жить в памяти поколений. Их порой легко присваивают себе другие народы и страны, переозвучивая, переиначивая, наполняя новым смыслом. Так произошло с ариями, их божествами и знаковой символикой. Картину того далекого прошлого мы сегодня восстанавливаем по смысловым намекам в языках, отдельным звуковым сходствам, а еще заставляя на полную силу работать воображение.

 

Оно - причина и следствие многих явлений нашего бытия. Еще знаток древнего славянства и индийской повседневности Николай Рерих писал: «От движения народы ни уставали, ни ослабевали, но в расширении кругозора накопляли богатство воображения». Так вот это самое воображение и еще, конечно, его кровный собрат любопытство уводили меня от накатанных асфальтовых протяжений вглубь азиатской terra incognita.

 

Так от замшелых полуразрушенных монастырских стен в Непале, по едва заметной тропинке, что петляла между обвитыми лианами деревьев, я попал к святилищу. Небольшое углубление в земле было полностью утыкано железными трезубцами различных размеров, над которыми с веток свисали разноцветные лоскутки. Среди них я разглядел и колокольчик. Как положено, звякнул в него, явив духам свое присутствие и благие намерения.

 

Наверное, это было и извинением, ведь после некоторых раздумий решил прихватить с собой на память один из трезубцев, который удивительно напоминал родной украинский герб. С этой железкой, завернутой в газету, пропутешествовал по Индостану еще больше месяца. И вот в Шри-Ланке таможенник в аэропорту, осматривая мою ручную кладь, вдруг с удивлением вытащил из сумки железный трезубец. «Оружие!» - воскликнул он возмущенно. Я стал доказывать, что это всего лишь безобидный сувенир, но таможенник настаивал на своем.

 

Наш спор в мою пользу разрешила украинская монета с изображением трезубца, которую я подарил силенгизейцу. Индусский трезубец (пришлось, правда, загнуть его острия) полетел со мной на Украину. В полете над океанами, пустынями и грядами гор времени для раздумий было предостаточно. Я подумал, что аэропортовский служащий был все-таки прав: трезубец – и впрямь оружие. Причем очень древнее. Достаточно вспомнить римских гладиаторов-ретариев, вооруженных вилами-трезубцами. А еще раньше трезубцы использовались как орудия ловли - в основном рыбы, которая в большом количестве скапливалась во время нереста в устьях рек. Таких, как Днепр, где обитали арии, или Ганг, где жили темнокожие разноплеменные народы. Можно не сомневаться, что и те, и другие были знакомы с трезубцем – орудием добычи, оружием, а одновременно и сельскохозяйственным инструментом – вилами.

 

Неудивительно, что символ трезубца нашел свое место во многих мировых религиях и культурах. Без него трудно представить греческого морского бога Посейдона. На праздниках Нептуна, столь популярных на наших азовском и черноморском побережьях (в местах, где обитали древние арии), неизменным атрибутом морского божества и поныне является длинное древко с наконечником, увенчанном тремя зубцами. В руках Зевса-Юпитера это грозное оружие символизировало удар молнии.

 

Оружие – это сила, а она, как известно, главное превосходство власти. Не случайно трезубец был личным знаком (тамгой) великого монгола Чингисхана, украшал монеты и печати киевских князей. С древних времен он неразрывно связывался с символикой троичности. Во многих культурах символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее, единство Божественного, Отцовского и Материнского – священных начал, а также трех природных стихий – воздуха, воды и земли.

 

Кроме того, трезубец является еще и символом главных возможностей мышления и действия: пассивности, инерции и активности. Активно использовался он и в магических практиках. Например, легендарный Парацельс исцелял с его помощью больных. Он же отмечал, что многих европейских магов трезубец заменяет волшебный жезл, символизируя триаду человеческой жизни: дух, душу и видимую материю.

 

Однако такого числа изображений трезубцев, как в Украине и Индии, нет больше ни в одной стране на планете! Наш трезубец на монетах, горсть которых для сувениров я прихватил с собой, и на обложке паспорта для меня, как оберег, - всегда с собой, а индийский трезубец – постоянно перед глазами. На крышах храмов и монастырей-ашрамов, стенах зданий, бортах машин, возле часовенок, могил, святилищ, молитвенных мест, рядом с родниками, священными деревьями.

Нередко на базарах я встречал монахов, нищих с бамбуковыми палками, увенчанными тремя остриями в виде тонких лепестков. Украинский ученый люд, да и просто любознательный народ, который продолжает биться над расшифровкой символики именно нашего трезубца. Один маститый запорожский историк предположил, что он – это якорь. Другие увидели в данном символе сокола, третьи - корону. Пока что эта игра еще интересна украинцам, нащупывающим свои праисторические корни.

 

Для индусов же (как, впрочем, и для многих их соседей) с символикой трезубца (его в Индии называют «тришулом») все давно ясно. Прежде всего это главное оружие и неизменный атрибут одного из верховных богов индуизма - Шивы. Он символизирует, во-первых, три основных аспекта божества – как творца, хранителя и разрушителя. Во-вторых, его власть над тремя мирами – земным, подземным и небесным. И, в-третьих, его власть над временем – настоящим, прошлым и будущим.

В буддизме трезубец символизирует три Великих Драгоценности Будды – Дхарму (учение), Сангху (монашескую общину) и самого Будду. Вот сколько всего! Может, стоит нашим ученым, раскапывающим арийскую древность на славянских землях, обратить взор и на индийский «тришул»?

 

... Мой почти месячный индийский маршрут завершился возле океана (понятно – Индийского). Произошло это в Бенгалии в штате Орисса возле селения Конарка. Еще почти неделю я добирался до Ченная (бывшего Мадраса), откуда собирался вылететь на Шри-Ланку, однако запомнилось именно это место. Здесь, в бывшем центре буддизма Западной Индии, на окраине селения в четырех километрах от океана высится величественный храм Солнца, возведенный в Х веке.

 

Поражает искусная каменная резьба, которой украшены стены, статуи Будды, различных животных. Среди других сюжетов множество эротических, которые весьма гармонично дополняют интерьер храма. Это тоже «просто жизнь», малейшие проявления которой понятны и святы для каждого индийца. Мальчишка, которого я попросил запечатлеть меня на фоне храма, сделал весьма оригинальный снимок – получилось так, будто я легко приподнял сооружение над землей.

 

Побродив вокруг него, поспешил к океану. Он сразу принял меня, растворив в белой прибойной пене усталость и поднакопившуюся на жарких перепутьях дорожную печаль. Земная твердь меня не отпускала. Но не покидало желание испытать другую дорогу – водную. Она теперь должна была стать моим путем. Вода простиралась до горизонта. Много воды. Очень много. Целый океан! А еще было много неба, солнца, ветра, песка. Тут их стихия. Дикая, свободная, неподвластная ни людям, ни богам.

 

Весь берег был устлан сетями и уставлен рыбацкими лодками. Я подумал, что среди узких и разрисованных драконами корабликов носом к океану стоит и мой челн. Стоит только чуть подтолкнуть его, как волна тут же подхватит и вознесет на гребень легкое суденышко. И понесется оно к бирюзовому горизонту. И не будет конца у этой солнечной дороги. Ведь океан не только Индийский, он ведь еще и Мировой. «Сколько той жизни!» - подумалось тогда мне. И тут же возник другой вопрос: «А действительно, сколько?» Ответа не получил до сих пор. Но вопрос остался...

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯMISTO.ИНФОРМПОЗИЦИЯМИГМЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕЗАПОРІЗЬКА СІЧ
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты

Адрес редакции:
69068, г. Запорожье ул. Копёнкина 54
Главный редактор:
Сергей Знаменский
Телефоны:
тел./факс: +380 (61) 289-35-36 (-37)
Интернет-сайт:
www.pozitciya.com.ua
E-mail:
post@pozitsiya.com.ua
Подписной индекс:
90791

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в