misto.zp.ua

Наш трезубец ценят даже в Индии!

Наш трезубец ценят даже в Индии!

С белесого уставшего неба лился и лился зной. Волы медленно брели по широкой серой дороге, не обращая внимания на постукивание и поскрипывание старого воза, загруженного доверху туго набитыми мешками. На них вповалку лежали загорелые до черноты деды и весело дымили цигарками. На взгорке мелькнула хатка с худыми глиняными боками. Лениво прокричал петух. Подал голос без особой надобности - лишь для того, чтоб проезжие знали: под соломенной крышей еще теплится жизнь.

 

Я не мог отделаться от мысли, что все происходит не со мной, а со странником, бредущим вслед за чумацкими валками по полуденной украинской степи лет двести назад. А может и раньше, 3600 лет назад, когда, возможно, такой же ленивой медленной поступью от причерноморских степей – нашей и арийской прародины - через каменистые долины и ветреные перевалы волы тянули тяжелые возы к южным морям? И об этом думалось под пыльным пальмовым пологом, сквозь который просвечивало бесцветное небо. И на этот вопрос хотелось получить ответ, опустившись с холодных осенних славянских небес на теплую землю Индостана.

 

История легко жонглирует именами, героями, богами, символами. Одни тут же забываются, а то и вовсе исчезают, другие продолжают жить в памяти поколений. Их порой легко присваивают себе другие народы и страны, переозвучивая, переиначивая, наполняя новым смыслом. Так произошло с ариями, их божествами и знаковой символикой. Картину того далекого прошлого мы сегодня восстанавливаем по смысловым намекам в языках, отдельным звуковым сходствам, а еще заставляя на полную силу работать воображение.

 

Оно - причина и следствие многих явлений нашего бытия. Еще знаток древнего славянства и индийской повседневности Николай Рерих писал: «От движения народы ни уставали, ни ослабевали, но в расширении кругозора накопляли богатство воображения». Так вот это самое воображение и еще, конечно, его кровный собрат любопытство уводили меня от накатанных асфальтовых протяжений вглубь азиатской terra incognita.

 

Так от замшелых полуразрушенных монастырских стен в Непале, по едва заметной тропинке, что петляла между обвитыми лианами деревьев, я попал к святилищу. Небольшое углубление в земле было полностью утыкано железными трезубцами различных размеров, над которыми с веток свисали разноцветные лоскутки. Среди них я разглядел и колокольчик. Как положено, звякнул в него, явив духам свое присутствие и благие намерения.

 

Наверное, это было и извинением, ведь после некоторых раздумий решил прихватить с собой на память один из трезубцев, который удивительно напоминал родной украинский герб. С этой железкой, завернутой в газету, пропутешествовал по Индостану еще больше месяца. И вот в Шри-Ланке таможенник в аэропорту, осматривая мою ручную кладь, вдруг с удивлением вытащил из сумки железный трезубец. «Оружие!» - воскликнул он возмущенно. Я стал доказывать, что это всего лишь безобидный сувенир, но таможенник настаивал на своем.

 

Наш спор в мою пользу разрешила украинская монета с изображением трезубца, которую я подарил силенгизейцу. Индусский трезубец (пришлось, правда, загнуть его острия) полетел со мной на Украину. В полете над океанами, пустынями и грядами гор времени для раздумий было предостаточно. Я подумал, что аэропортовский служащий был все-таки прав: трезубец – и впрямь оружие. Причем очень древнее. Достаточно вспомнить римских гладиаторов-ретариев, вооруженных вилами-трезубцами. А еще раньше трезубцы использовались как орудия ловли - в основном рыбы, которая в большом количестве скапливалась во время нереста в устьях рек. Таких, как Днепр, где обитали арии, или Ганг, где жили темнокожие разноплеменные народы. Можно не сомневаться, что и те, и другие были знакомы с трезубцем – орудием добычи, оружием, а одновременно и сельскохозяйственным инструментом – вилами.

 

Неудивительно, что символ трезубца нашел свое место во многих мировых религиях и культурах. Без него трудно представить греческого морского бога Посейдона. На праздниках Нептуна, столь популярных на наших азовском и черноморском побережьях (в местах, где обитали древние арии), неизменным атрибутом морского божества и поныне является длинное древко с наконечником, увенчанном тремя зубцами. В руках Зевса-Юпитера это грозное оружие символизировало удар молнии.

 

Оружие – это сила, а она, как известно, главное превосходство власти. Не случайно трезубец был личным знаком (тамгой) великого монгола Чингисхана, украшал монеты и печати киевских князей. С древних времен он неразрывно связывался с символикой троичности. Во многих культурах символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее, единство Божественного, Отцовского и Материнского – священных начал, а также трех природных стихий – воздуха, воды и земли.

 

Кроме того, трезубец является еще и символом главных возможностей мышления и действия: пассивности, инерции и активности. Активно использовался он и в магических практиках. Например, легендарный Парацельс исцелял с его помощью больных. Он же отмечал, что многих европейских магов трезубец заменяет волшебный жезл, символизируя триаду человеческой жизни: дух, душу и видимую материю.

 

Однако такого числа изображений трезубцев, как в Украине и Индии, нет больше ни в одной стране на планете! Наш трезубец на монетах, горсть которых для сувениров я прихватил с собой, и на обложке паспорта для меня, как оберег, - всегда с собой, а индийский трезубец – постоянно перед глазами. На крышах храмов и монастырей-ашрамов, стенах зданий, бортах машин, возле часовенок, могил, святилищ, молитвенных мест, рядом с родниками, священными деревьями.

Нередко на базарах я встречал монахов, нищих с бамбуковыми палками, увенчанными тремя остриями в виде тонких лепестков. Украинский ученый люд, да и просто любознательный народ, который продолжает биться над расшифровкой символики именно нашего трезубца. Один маститый запорожский историк предположил, что он – это якорь. Другие увидели в данном символе сокола, третьи - корону. Пока что эта игра еще интересна украинцам, нащупывающим свои праисторические корни.

 

Для индусов же (как, впрочем, и для многих их соседей) с символикой трезубца (его в Индии называют «тришулом») все давно ясно. Прежде всего это главное оружие и неизменный атрибут одного из верховных богов индуизма - Шивы. Он символизирует, во-первых, три основных аспекта божества – как творца, хранителя и разрушителя. Во-вторых, его власть над тремя мирами – земным, подземным и небесным. И, в-третьих, его власть над временем – настоящим, прошлым и будущим.

В буддизме трезубец символизирует три Великих Драгоценности Будды – Дхарму (учение), Сангху (монашескую общину) и самого Будду. Вот сколько всего! Может, стоит нашим ученым, раскапывающим арийскую древность на славянских землях, обратить взор и на индийский «тришул»?

 

... Мой почти месячный индийский маршрут завершился возле океана (понятно – Индийского). Произошло это в Бенгалии в штате Орисса возле селения Конарка. Еще почти неделю я добирался до Ченная (бывшего Мадраса), откуда собирался вылететь на Шри-Ланку, однако запомнилось именно это место. Здесь, в бывшем центре буддизма Западной Индии, на окраине селения в четырех километрах от океана высится величественный храм Солнца, возведенный в Х веке.

 

Поражает искусная каменная резьба, которой украшены стены, статуи Будды, различных животных. Среди других сюжетов множество эротических, которые весьма гармонично дополняют интерьер храма. Это тоже «просто жизнь», малейшие проявления которой понятны и святы для каждого индийца. Мальчишка, которого я попросил запечатлеть меня на фоне храма, сделал весьма оригинальный снимок – получилось так, будто я легко приподнял сооружение над землей.

 

Побродив вокруг него, поспешил к океану. Он сразу принял меня, растворив в белой прибойной пене усталость и поднакопившуюся на жарких перепутьях дорожную печаль. Земная твердь меня не отпускала. Но не покидало желание испытать другую дорогу – водную. Она теперь должна была стать моим путем. Вода простиралась до горизонта. Много воды. Очень много. Целый океан! А еще было много неба, солнца, ветра, песка. Тут их стихия. Дикая, свободная, неподвластная ни людям, ни богам.

 

Весь берег был устлан сетями и уставлен рыбацкими лодками. Я подумал, что среди узких и разрисованных драконами корабликов носом к океану стоит и мой челн. Стоит только чуть подтолкнуть его, как волна тут же подхватит и вознесет на гребень легкое суденышко. И понесется оно к бирюзовому горизонту. И не будет конца у этой солнечной дороги. Ведь океан не только Индийский, он ведь еще и Мировой. «Сколько той жизни!» - подумалось тогда мне. И тут же возник другой вопрос: «А действительно, сколько?» Ответа не получил до сих пор. Но вопрос остался...

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в