misto.zp.ua

Нам недостает его таланта, умения, энергии...

Нам недостает его таланта, умения, энергии...

8 февраля 2011 года исполнится год, как ушел из жизни известный конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук, Герой Украины, бывший генеральный конструктор государственного предприятия «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко» Федор Михайлович Муравченко.

Вся жизнь этого удивительного человека была связана с авиацией, которой он отдал более полувека. Причем трудился Федор Муравченко на одном предприятии, проходную которого переступил после окончания Харьковского авиационного института в далеком 1954-м. За эти годы он прошел путь от рядового инженера до генерального конструктора – руководителя предприятия. Более двух десятилетий Федор Михайлович возглавлял это конструкторское бюро, получившее мировую известность. Все это время бок о бок с ним делал общее дело развития авиации его коллега, соратник и единомышленник – председатель правления серийного моторостроительного объединения ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

- Вячеслав Александрович, Вы вместе с Федором Михайловичем, находясь у руля двух авиационных предприятий, составляющих основу моторостроения страны и известных далеко за ее пределами, практически ежедневно встречались не только на производстве, но и были рядом во многих бытовых ситуациях. К примеру, часто вместе летали на совместные совещания. Каким Вам запомнился Муравченко?   

- Мне до сих пор трудно говорить о Федоре Михайловиче в прошедшем времени. Нам очень часто приходилось дискутировать по различным проблемам конструктивного и производственного характера. Федор Михайлович обладал мужеством пересмотреть свое мнение под давлением аргументов оппонента, и одновременно - талантом убедить оппонента и сделать его своим единомышленником. Смею утверждать, что именно такое принципиальное и заинтересованное отношение к решению совместных проблем в каждом конкретном случае, а таких было много, являлось залогом получения наиболее эффективного конечного результата совместной деятельности. Без этого невозможен прогресс в авиадвигателестроении.

Очень хорошо зная его при жизни, продолжаешь при принятии каких-то кардинальных решений мысленно представлять - что бы он сказал, как поступил, какие бы принял меры. Такое ощущение является свидетельством того, что главное дело его жизни продолжает развиваться, а сам Федор Михайлович и сегодня остается непосредственным участником реальной жизни.

- Вспомните, как Вы с ним познакомились?

- Точную дату назвать не могу, но это было в самом начале моей работы директором Волочиского машиностроительного завода - где-то в 1975 году, уже после того, как завод стал поставлять детали на головное предприятие. Начало работы давалось с большим трудом, вопросов возникало много, возможности были ограничены, кадры неопытные, а план нужно выполнять. Вот и отгрузили мы «подмоченную» партию лопаток, что, конечно, не осталось незамеченным на головном заводе.

Я выехал в Запорожье, чтобы лично разобраться, что мы натворили и сделать выводы на будущее. Именно в этой командировке у меня состоялось близкое знакомство с Федором Михайловичем, которое предопределило наши дальнейшие человеческие и производственные отношения. На его справедливые нарекания насчет плохого качества поставленных лопаток мне ничего не оставалось, как пообещать Федору Михайловичу, что впредь такого больше не повторится. Безусловно, он произвел на меня большое впечатление и как профессионал, и как человек, а дальнейшие годы нашего плотного сотрудничества первое мое мнение о нем только подтвердили.

- Многие при жизни называли Федора Муравченко «строптивым генералом». Можете вспомнить несколько эпизодов его несговорчивого характера, которые повлияли на судьбу авиационной промышленности?

- Вся его творческая жизнь - яркое подтверждение влияния Федора Михайловича на судьбу авиапрома и неотъемлемая часть мировой истории развития авиации. Я уже говорил о его принципиальности. Примером тому могут служить выступления на традиционных     заседаниях Межгосударственного координационного совета по контролю за выполнением Межправительственного соглашения Украины и России. Когда Муравченко приводил нелицеприятные факты своим коллегам и руководству, аудитория сразу же оживлялась, как растревоженный улей. Но все это говорилось не для «красного словца», а, прежде всего, в интересах общего дела.

- Более двух десятилетий Федор Михайлович был генеральным конструктором. Примерно столько же возглавляете ОАО «Мотор Сич» и Вы. Говоря о коллегах с Вашего предприятия - а оно, как известно, находится на одной территории с «Прогрессом» - Муравченко любил повторять, что сосед - это больше, чем родственник. Что Вы можете сказать о взаимоотношениях коллективов в бытность Муравченко главой «Прогресса» и претерпели ли они изменения за прошедший год?

- Сотрудничество ОАО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс» является ярким примером для всех родственных предприятий, в первую очередь, плодотворностью и эффективностью взаимоотношений. Именно поэтому нами созданы десятки двигателей, которые   востребованы авиапромом. Безусловно, немалая в этом заслуга Федора Муравченко как   руководителя ГП «Ивченко-Прогресс». Успех нашего сотрудничества во все времена   определялся единой целью - созданием современных авиадвигателей. И сегодня мы продолжаем сотрудничать, находя взаимный и приемлемый компромисс. Конечно же, нам не достает Федора Михайловича, его таланта, умения работать с людьми, энергии и потрясающей целеустремленности.

- Не секрет, что процесс создания двигателя - это творчество тысяч людей различных профессий и сотен предприятий. Какая роль, с Вашей точки зрения, в нем принадлежит генеральному конструктору?

- Я думаю, что в любом проекте определяющая роль принадлежит руководителю. Роль генерального конструктора трудно переоценить, потому что при наличии различных вариантов решения той или иной проблемы последнее слово остается за генеральным. Конструкторский талант, широчайший кругозор, научный подход, поразительная интуиция, умение слушать и слышать мнение других – качества, которые были присущи Федору Михайловичу как генеральному конструктору, обеспечивали возможность принятия оптимальных решений.

- Федор Муравченко очень любил жизнь и, несмотря на недуг, до последнего дня был предан делу авиации. По Вашей с ним совместной инициативе была создана Корпорация «НПО А.Ивченко», в которой Муравченко был избран президентом. Как сейчас обстоят дела с развитием этой структуры?

- Создание Корпорации «НПО А. Ивченко» - это веление времени. Наша заслуга с Федором Михайловичем состоит в том, что мы, несмотря на все трудности до и при ее создании, смогли их преодолеть и создать Корпорацию. Согласованность наших действий на мировом рынке уже приносит положительные результаты, а в будущем они будут еще более значительными. Примером тому является сотрудничество с Россией, Китаем и другими странами. Мы выступаем под единой вывеской на выставках. Как вы знаете, возглавил Корпорацию, согласно учредительному договору, нынешний генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко. Мы заканчиваем строительство офиса Корпорации, и я надеюсь, что уже в ближайшем будущем она начнет полноценно работать.

Ольга КОРНИЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МІГ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |