Еще на начальном этапе зарождения вертолетостроения авиамоторостроительный завод был занят поиском новых рынков для сбыта своей продукции (теперь запорожские двигатели успешно используются на прошедших капитальный ремонт, модернизированных на предприятии и абсолютно новых украинских вертолетах), президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев, обращаясь к коллегам, убежденно заявлял: «Скоро вы увидите, как у нас над головой вертолеты будут кружиться, словно пчелы!» И сегодня скептически настроенные люди поняли, что ошибались, не веря в возможность освоения на предприятии вертолетной продукции, а Вячеслав Богуслаев был прав. Вертолеты МОТОР СИЧ получили признание за границей, а главное – у себя на Родине.
Рассказывает заместитель начальника Обособленного подразделения «ВЕРТОЛЕТЫ МОТОР СИЧ» Владимир Зиновьев:
– У нас несколько контрактов с Министерством обороны Украины на вертолеты Ми-2МСБ и Ми-8МСБ-В. Поставки по данным договорам выполняются своевременно, без срывов. В настоящее время на испытания вышел очередной вертолет. До конца месяца он будет передан заказчикам. Контракт на вертолетную технику на следующий год с Минобороны Украины уже подписан, а с Нацгвардией еще идут переговоры. К слову, у них в эксплуатации есть наши вертолеты Ми-8МСБ-В, на одном из них мы недавно производили замену топливных баков, используются нацгвардейцами и ремоторизированные у нас на предприятии Ми-2МСБ.
Недавно прошли учения ГСЧС, в которых был задействован вертолет Ми-2 с двигателем АИ-450 производства АО «МОТОР СИЧ» – отрабатывалась система эвакуации пострадавших. В июне этого года на одиннадцатой сессии Запорожского областного совета была утверждена Программа обеспечения потребностей населения с использованием вертолетной техники на 2018–2021 годы, в которой предусмотрено использование вертолетов МОТОР СИЧ. Кроме того, в настоящее время запорожскими винтокрылыми машинами заинтересовались украинские пограничники, которые также хотели бы их приобрести.
С каждым годом все более совершенствуются технологии вертолетного производства МОТОР СИЧ, набираются необходимого опыта специалисты предприятия, соответственно, повышается качество ремонта и растет количество производимой авиационной техники.
– Вертолет для Министерства обороны Украины мы капитально отремонтировали, на нем – новые двигатели, дополнительно установлено вооружение, бронирование, экранно-выхлопное устройство (ЭВУ), тепловой отражатель, который уменьшает тепловое излучение и вертолет сложнее поразить. Такая комплектация авиационной техники повышает безопасность экипажа и боевые способности вертолета, – говорит заместитель начальника Летно-испытательного комплекса АО «МОТОР СИЧ» Геннадий Фоминых.
В настоящее время завершены наземные испытания всех систем вертолета и выполняются испытательные полеты согласно программе, потом предстоят ознакомительные полеты с участием представителей заказчика, которые тщательно контролируют все параметры, и после этого винтокрылую машину передадут в воинскую часть.
Вертолет имеет интересную – «пиксельную» раскраску, которая была сделана по желанию военных.
На территории ЛИК находится и новинка МОТОР СИЧ – вертолет в ярких красно-белых цветах – Ми-8МСБ-В вариант 03, который получился в результате модернизации Ми-8Т, нацеленной приблизить его характеристики к Ми-8МТВ. На него поставили усиленный редуктор, усиленную трансмиссию и двигатели мощностью не полторы, а две тысячи лошадиных сил каждый. Все это значительно улучшает возможности вертолета.
– В настоящее время модернизация – на завершающем этапе, – отметил Геннадий Фоминых. – Теперь предстоит испытать винтокрылую машину, выявить слабые места в работе и устранить их причину. Это будет прорыв в создании вертолетной техники. Использовать более мощный с повышенной грузоподъемностью вертолет можно и в военных, и в мирных целях. Салон может быть оборудован как санитарный, десантный, грузовой вариант и др. Вертолет для Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) можно оснастить внешней тросовой подвеской для ношения баков с водой для тушения пожаров.
В настоящее время на ЛИК проходит летные испытания и МСБ-2 «Надія». У вертолета обновленный фюзеляж с оборудованным сзади входом и модернизированные трансмиссия, главный, промежуточный и хвостовой редукторы, новый главный вал, другая компоновка, новые баки, современная топливная система, модернизированное шасси, лопасти рулевого винта из композитов и более мощные запорожские двигатели. После полетов начнется процесс доводки машины, к слову, она продолжается и в ходе эксплуатации. Это обычная практика для авиации, скажем, сегодня дорабатываются и Ан-12, которым уже по 50 лет», – объясняет Геннадий Олегович.
Работают здесь и над проектом УТЛ-450 (Як-52). Самолет ремоторизируют – вместо старого поршневого бензинового двигателя ставят новый АИ-450С. Получается экономичная мощная машина с увеличенным межремонтным ресурсом для обучения летчиков и выполнения фигур высшего пилотажа. Очень важно то, что на самолете ставят новое приборное оборудование с использованием жидкокристаллических мониторов, при котором вся информация и подсказки пилоту будут представлены на экране. Если молодой летчик проходит обучение на старом Як-52, он привыкает к установленным там приборам и потом, пересев на современный лайнер, теряется, испытывает дискомфорт, потому что не знаком с новой электроникой. А при обучении на УТЛ-450 такого не случится. Все это будет способствовать более эффективной подготовке летного состава и развитию украинской авиации.
Геннадий Фоминых убежден: работа на МОТОР СИЧ – самая интересная, ведь она связана с созданием новой техники, с расширением возможностей летательных аппаратов.
Лариса ДУДЕК, фото Дмитрия СМОЛЬЕНКО
Комментарии:
нет комментариев