Наверное, многих посетителей Запорожской ДЖД недавно поразило исчезновение красной звезды с одного из самых ярких экспонатов дороги – довоенного паровоза. Вместо «символа тоталитарного прошлого» на раритете появился малый государственный герб – тризуб.
Пострадавший экспонат был произведен еще до войны – в одну из первых пятилеток. После того как паровоз отслужил свое и отправился на заслуженный отдых, он находился в качестве памятника истории на Запорожском электровозоремонтном заводе. В 1976 году рабочие ЗЭРЗ отремонтировали паровоз и подарили его Детской железной дороге, где он эксплуатировался до 1982 года, после чего вновь служил символом эпохи. При желании его и сегодня можно вновь вернуть в строй, но роль паровоза в воспитании новых поколений железнодорожников выше его практической ценности. Сегодня и она в каком-то смысле выведена на второй план.
– Повышенным интересом паровоз пользовался у иностранных гостей ДЖД, официальных делегаций, а особенно у немецких и английских любителей старины, – рассказала «Правде» Раиса Козак, руководившая Запорожской ДЖД с момента ее создания и до нынешнего года. – Наверное, если бы им позволили забрать этот раритетом с условием, что они будут на себе тянуть его до границы, они бы впряглись.
В связи с произошедшим на ДЖД Раиса Алексеевна вспоминает и мягкий «николаевский» вагон начала XX столетия, который долгие годы простоял в Запорожской области – под станцией Федоровка. Коллектив ДЖД в свое время также искал возможность заполучить этот раритет. Но в начале 1990-х годов он был отправлен в Санкт-Петербургский железнодорожный музей, где пребывает по сей день в своем первозданном виде. Наверное, это и спасло его от возможных «актов патриотического вандализма» нового руководства Детской железной дороги.
Владимир НОСКОВ
Комментарии:
нет комментариев