Запорожье рискует остаться даже без существующих переходов через Днепр
Каждый житель Хортицкого района уже не может представить себе поездку на работу без пробки на мостах Преображенского. Особенно грустно сидеть в застрявшей маршрутке и наблюдать за застывшими недостроенными опорами новых мостов, где еще несколько месяцев назад работа просто кипела.
ЗАПОРОЖЬЕ БЬЕТ ТРЕВОГУ!
- Ровно шесть лет тому назад, в 2003 году, после многочисленных согласований, экспертиз и дискуссий Кабинет министров Украины принял решение о проектировании и строительстве новых мостов через Днепр.
За это решение проголосовали 372 народных депутата Украины. В 2004 году стройка начала набирать обороты, и у запорожцев появилась надежда. Слушая заверения руководителей страны, мы верили, что к 2009 году, как предусмотрено титулом стройки, новые мосты будут построены, у города откроется второе дыхание, решится наша главная транспортная проблема.
Но за все эти годы хроническое недофинансирование привело к тому, что выполнено только 40% работ, а в этом году на наши мосты пришло всего 5 миллионов, - подчеркнул городской голова Евгений Карташов, открывая встречу за «круглым столом» с проектантами, генподрядчиками, проектировщиками и заказчиками строительства 9-километровой автотранспортной магистрали, которая должна соединить левый и правый берега Днепра. - Во время посещения Запорожья и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, и Президент Украины Виктор Ющенко, и спикер Верховной Рады Владимир Литвин отметили необходимость ускоренного строительства запорожского мостового перехода.
МОСТОСТРОИТЕЛИ В ЭТОМ ГОДУ НЕ УВИДЕЛИ НИ КОПЕЙКИ
Безусловно, решить главную транспортную проблему города и избежать транспортного коллапса могли бы новые красавцы-мосты, но в этом году мостостроители не видели ни копейки с «прописанных» в госбюджете ста миллионов гривен. Кстати, в апреле на строительство мостов должны были поступить 60 миллионов гривен, еще 40 миллионов – в мае. Из этой суммы государство перечислило лишь пять миллионов гривен, но они застряли на счетах казначейства.
По словам начальника КП «Управление капитального строительства» Ивана Сухомлина, сейчас на стройке работает всего 70 человек, работа практически стоит. Особое опасение Ивана Прокофьевича вызывает то, что перепады воды в Днепре размывают основания построенных опор, и если пойдет перекос, что в случае консервации стройки вполне может произойти, работу придется начинать заново.
На сегодня из необходимых 37 тысяч тонн металлоконструкций смонтировано только 3 тысячи, бетона залито около 60%.
Крайне обеспокоен сложившейся ситуацией и председатель правления ОАО «Мостобуд» Юрий Цыганок.
- Если в прошлом году в это же время на главной запорожской стройке работало около тысячи человек только «мостостроевцев», то сегодня таковых осталось меньше 150 человек. К тому же квалифицированные кадры просто уходят. Например, хорошего сварщика с руками и ногами забирают в Голландию, предоставляют жилье ему и его семье, да еще и платят 4 тысячи долларов в месяц. Многих специалистов приглашают в Польшу на строительство мостов через Вислу, в ходе подготовки к Евро-2012, и в Сочи, где сейчас активно строится олимпийский городок. А мы не можем заплатить им даже 4 тысячи гривен, это может показаться смешным, но средняя зарплата у нас 1200 гривен, да и та выплачивается с задержками.
На строительство мостов компания привлекла около 95 миллионов гривен кредитных средств, и теперь их надо возвращать. Работать на доверии партнеры «Мостостроя» уже просто не могут, ведь им тоже надо платить зарплату своим рабочим. Например, Курганский металлургический завод предъявил иск «Мостобуду», потому что заказанные металлоконструкции лежат готовые, но рассчитываться за них компании нечем.
Только перед запорожскими предприятиями долг уже равняется девяти миллионам гривен. И если ничего не изменится, с первого мая на стройке не будет даже вахты, да и если бы не вмешательство городских властей, там бы и электричество уже «отрезали» за неуплату.
Консервация строительства запорожских мостов не то что не желательна, а просто преступна.
В мировой практике были прецеденты, когда после замораживания строительства приходилось вкладывать колоссальные средства в его реанимацию. По словам директора института «Киевсоюздорпроект» Евгения Лимонова, любой долгострой обходится в 2 раза дороже. Главный разработчик проекта уверен, что чем быстрее мы построим мосты в Запорожье, тем это дешевле обойдётся государству.
МОСТЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ЕЛЕ ДЫШАТ, НЕТ НАДЕЖДЫ И НА ДНЕПРОГЭС
Особенностью нашего города начальник КП «Управление капитального строительства» Иван Сухомлин считает то, что Запорожье – это третий город по величине, стоящий на Днепре после Киева и Днепропетровска. При этом береговая линия в Киеве – 26 километров, в Днепропетровске – 27 километров, а в Запорожье – целых 32 километра. Но количество мостов в той же столице и в Запорожье не идет ни в какое сравнение.
- На территории города сегодня находится 63 больших и малых мостов. Некоторые из них построены еще в довоенное время, большинству уже исполнилось 40-50 лет. При этом абсолютное большинство их не видели не то что капитального, но даже текущего ремонта. Практически все они состоят на балансе предприятий, поэтому город ремонтировать их просто не имеет права.
К тому же по территории города проходит трасса общегосударственного значения Харьков-Симферополь, причем на этом отрезке находится аварийный мост через реку Мокрая Московка. Но заниматься его ремонтом облсовет тоже не спешит, - констатировал Иван Прокофьевич. - Ситуация с критическим состоянием уже существующих мостовых переходов усугубляется еще и тем, что Запорожье – это единственный город, где все промышленные предприятия находятся на одном берегу, а огромное количество человек, работающих на этих предприятиях, живет на другом берегу. Всего на правом берегу проживает около 275 тысяч человек, что составляет почти 34% населения Запорожья. Поэтому настолько остро стоит проблема отсутствия надежных транспортных переходов на левый берег Запорожья.
Завершение эксплуатационного срока моста Преображенского и моста через Старый Днепр, а также общее состояние, сложившееся сегодня по проезжей части плотины Днепрогэса, по своим эксплуатационным характеристикам требуют немедленного принятия мер для тщательного обследования и ремонта.
Мосты Преображенского, построенные еще в 1953-1954 годах, ни одного капитального ремонта не видели, сообщил участникам «круглого стола» директор ООО «Запорожмост» Валерий Кравченко.
- Еще десять лет назад проводилось обследование мостов и уже тогда ситуация кроме страха и ужаса ничего не предвещала. Сейчас ситуация такова: происходит полный распад железобетонных конструкций, из плит торчит ржавая оголенная арматура, практически разрушена гидроизоляция, бетон из-за влаги просто рассыпается, арматуру «точит» коррозия. А под арками, хоть в это и трудно поверить, как в пещерах растут настоящие сталактиты и сталагмиты.
Запас прочности мостов практически исчерпан, если учитывать еще и тот факт, что нагрузка на мосты по сравнению с той, которая предполагалась в 1953 году, выросла в несколько раз, - подчеркнул Валерий Васильевич.
По сути, за мосты Преображенского голова должна болеть не только у городских властей, потому что у них на балансе лишь проезжая часть, но и у руководства Приднепровской железной дороги, ведь их поезда тоже ездят по мостам. Но, по нехорошей традиции, состояние жизненно-важных для Запорожья мостовых переходов их тоже мало волнует. Железнодорожники, собственно говоря, юридически и являются собственниками мостов.
- На плотину Днепрогэса особо надеяться тоже не стоит, - подчеркнул Валерий Кравченко. - Проведенное в начале 2008 года обследование проезжей части автодорожного проезда показало, что процессы разрушения конструкций идут по нарастающей. Специалисты проектного института ОАО «УкрНИИпроектстальконструкция» имени В. Н. Шимановского» выявили новые разрушения металлоконструкций ригелей и опорных частей ортотропной плиты. В настоящее время техническое состояние автодорожного проезда по плотине Днепрогэса классифицируется, в соответствии с нормативными документами, как непригодное для нормальной эксплуатации, и требует срочного ремонта и постоянного контроля. Главные проблемы возникли на мосту расширения плотины Днепрогэса. Проезжая часть находится в неудовлетворительном состоянии, и любая остановка транспорта приведёт к образованию пробок, которые нежелательно создавать на проезжей части, - считает Валерий Кравченко.
Ещё одна проблема – это трещины, появившиеся в шести быках плотины. Трещины также появились в конструкции ригеля, над которым идёт движение транспорта. Присутствующим на «круглом столе» показали видеосъемку состояния проезжей части плотины, холодок по спине пошел, когда человек голыми руками разбирал арматуру на тонкие ржавые пластинки – в настолько плачевном они состоянии.
ПИСЬМО ОТПРАВИЛИ В СТОЛИЦУ
По итогам «круглого стола», который по накалу страстей был больше похож на общественные слушания, подготовлено обращение в Кабмин, Верховную Раду и Президенту за подписями городского головы Евгения Карташова, председателя обл-госадминистрации Александра Старуха и председателя облсовета Александра Нефедова. Чтобы чиновники лучше «рассмотрели» нашу проблему, к письму решили приложить видеоматериалы с ржавой арматурой и отсыревшим рыхлым бетоном…
- Я знаю, мэр делает все, что может, - заявил начальник строительства автотранспортной магистрали через Днепр Владимир Клименко. - Но сегодня городу как никогда нужна поддержка центра. Если такая стройка остановится, она будет стоять очень долго и потери составят десятки миллионов в год.
Ольга КОШКАЛДА
Комментарии:
нет комментариев