misto.zp.ua

Мир в наркотическом дурмане: ситуация накаляется

За всю историю своего существования человечество изрядно наловчилось в изобретении способов организации собственного «самоубийства». Табак, алкоголь, наркотики – всего этого в нашем быту сегодня навалом. Более того, в карантинное время число потребителей разного рода «зелий» увеличилось. А значит, люди стали уничтожать сами себя еще активнее.

 

На сегодняшний день число наркопотребителей в мире достигло 269 миллионов человек – и это только официальные данные, которые смело можно умножать в несколько раз. Десятки людей страдают полноценной наркотической зависимостью, а наркоторговцы стали еще интенсивнее осваивать Интернет для сбыта своей продукции. На заседании Комиссии по наркотическим средствам, которая проходила в Вене (Австрия), исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Гада Фатхи Вали заявила, что проблему наркозависимости можно решить. Для этого необходимо рассматривать наркозависимых людей как жертв, а не преступников, а также выработать эффективную политику по сокращению предложения и спроса на наркотические средства.

 

Одна из этих стратегий должна касаться борьбы с бедностью и безработицей, которые часто вынуждают отчаявшихся людей, особенно из числа молодежи, искать утешения в наркотиках. Она призвала все государства, несмотря на кризис, не сокращать расходы на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, напомнив, что подобные действия после финансового кризиса в 2008 году обернулось ростом наркомании.

 

Президент Международного комитета по контролю над наркотиками Корнелис де Йонхере заявил, что спрос на наркотики растет на всей планете. «Конвенции требуют, чтобы государства-участники принимали меры по предупреждению употребления наркотиков, а также по лечению, реабилитации и социальной реинтеграции людей, страдающих этой зависимостью, но многие правительства еще не уделяют должного внимания этому вопросу», – сказал он. При этом черный рынок наркотиков, особенно в период эпидемии, расширяется в Интернете и, в частности, в социальных сетях.

 

Впрочем, наркотическая катастрофа – точнее, ее опиоидная составляющая - настигла мир еще три года назад, как было отмечено во Всемирном докладе по наркотикам ООН. В нем отмечалось, что именно опиаты становятся причиной смерти в более чем 3/4 всех случаев летальных исходов в результате употребления наркотических средств в мире. Производство опиума достигло рекордного уровня, а масштабы злоупотребления опиодными препаратами вызывают особую тревогу.

Авторы исследования ООН считают, что растущие объемы поставок более дешевых и доступных опиатов становятся причиной роста потребления в тех регионах мира, где они несколько лет назад были относительно редким явлением. Мировое производство опиумного мака возросло на 65% с 2016 по 2017 годы и составило 10,5 тысячи тонн. В ООН считают, что это самый большой показатель с начала 2000-х. Площадь, отводимая под выращивание опиумного мака, возросла более чем на треть и достигает 4,2 квадратных километра.

 

В мире число людей, употребляющих опиаты, составило в 2016 году 34,3 млн человек (хотя на первом месте остается конопля, которую потребляют 192 млн человек). Это примерно 0,7% мирового населения в возрасте от 15 до 64 лет.Более половины всех потребителей опиатов приходится на страны Азии (58%), Европы (17%), но наиболее высокое число потребителей - в государствах Ближнего и Среднего Востока и юго-восточной Азии. В США смертность от употребления синтетических опиатов вдвое превышает смертность от огнестрельного оружия и дорожно-транспортных происшествий. За период с 2012 по 2016 годы она возросла в 10 раз среди мужчин и в 5 раз среди женщин!

 

Эта неутешительная статистика заставляет вспомнить о таком явлении, как опиумные войны. В Китае память об этом периоде все еще свежа. Первая такая война разразилась в 1840 году, но почва для нее готовилась несколько десятилетий. Более или менее регулярные торговые отношения между Поднебесной и Великобританией установились еще в начале XVIII века, но не заладились для британцев они почти сразу.

 

Китайцы в то время чувствовали себя самодостаточными, и британцам просто нечего было им предложить. К тому же местные власти фактически отрезали иностранных торговцев от богатых и населенных северных районов (в том числе Пекина), разрешив им торговать - с целым рядом оговорок - лишь на самом юге страны. Со своей стороны, жители Туманного Альбиона довольно быстро пристрастились к китайскому чаю, который уже к середине XVIII века превратился в одну из важных статей британского импорта. К 1785 году East India Company, обладавшая монополией на торговые операции в Индии и Китае, покупала 15 млн фунтов китайского чая в год. Почти 75% этих закупок англичане были вынуждены оплачивать серебром, которого, во-первых, было жалко, а во-вторых, со временем стало просто не хватать.

 

Хотя «ноу-хау» по использованию опиума для торговли в Азии принадлежит не англичанам, а голландцам, которые в XVII веке активно продавали его в Индонезию в обмен на перец. Уже тогда у этой торговли была скрытая цель: нидерландцы надеялись с помощью этого наркотика сломить моральный дух индонезийцев, сопротивлявшихся распространению голландских плантаций. Британцы получили доступ к опиатам лишь в середине XVIII века после завоевания индийской Бенгалии, одного из самых известных в Азии центров по выращиванию опиумного мака. Вначале англичане не очень понимали, что им делать со свалившимся на них счастьем и даже попытались остановить наркоторговлю. Так, в 1771 году представители East India Company в Гонконге обратились к своим индийским коллегам с просьбой прекратить уже существующую контрабанду опиума в Китай, так как она «мешала легальной торговле».

 

Великобритания платила за китайский чай испанским серебром, которому китайцы доверяли больше всего. Во второй половине XVIII века Испания стала союзником США в войне за независимость, из-за чего в начале 1880-х годов поставки испанского серебра в Индию почти полностью прекратились - за китайский чай стало нечем платить. При этом в Бенгалии скопились большие запасы опиумного мака, торговля которым с приходом британцев резко сократилась.

Китайцы познакомились с опиумом еще в V–VI веках нашей эры и использовали его в основном в качестве медицинского препарата. В 1678 году местные власти установили пошлину на ввоз опиума для медицинских целей. В течение последующих 77 лет объемы легального импорта практически не возрастали и находились на уровне 200 ящиков в год. Наряду с официальными каналами поставки опиума существовали и незаконные. Опиум попадал в западные провинции Китая через Тибет и Бирму и использовался уже по своему «прямому», так сказать, назначению. В среднем в год западные китайцы выкуривали около 1000 ящиков зелья, хотя употребление опиума было незаконным и грозило достаточно суровым наказанием.

 

Первая попытка англичан продать опиум в Китае принесла убытки в четверть миллиона серебряных долларов. На привезенный в Макао товар просто не нашлось покупателей, его пришлось продавать по демпинговым ценам в Сингапуре. Но настойчивые попытки британцев привели к тому, что уже через 15 лет ситуация кардинально изменилась. Настолько, что в 1799 году императорский двор издал новый указ, ужесточающий запрет на торговлю опиумом. Он стал единственным товаром, который был исключен из списка свободной торговли. Тем не менее, в том году в Китай было контрабандой ввезено 4 тысячи ящиков опиума, а его потребление начало заметно расти.

 

Распространение опиума в Китае не замедлило сказаться на торговом балансе между Китаем и Великобританией. К 1805 году движение серебра в сторону Пекина полностью остановилось, а уже в 1806-м серебро потекло в обратную сторону. Поставки чая из Китая в Британию также быстро росли: к 1830 году, до начала производства чая в Индии, East India Company продавала 30 млн фунтов чая в год, а налог на него достигал десятой доли доходной части бюджета Великобритании.

Вплоть до 1817 года монополия на выращивание опиума принадлежала East India Company, которая старалась контролировать его поставки в Китай. Все эти годы китайский импорт опиума практически не увеличивался и находился на уровне 4-5 тыс. ящиков в год - таким образом компания пыталась максимизировать свою выручку. East India Company, не желая рисковать своим чайным бизнесом, максимально дистанцировалась от наркоторговли - опиум продавался на аукционах в Индии по цене, в четыре раза превышавшей производственные издержки, а затем переправлялся в Китай частными торговцами.

 

Примерно в то же время в торговлю опиумом включаются американцы и португальцы, начавшие производить его с меньшими издержками и продавать дешевле. В 1817 году американцы, у которых к тому времени была десятая часть торговли опиумом в Кантоне, приобретают турецкого опиума на полмиллиона долларов. Успеха эта операция не имела, вкус у турецкого опиума был другим, и он не очень понравился китайцам, но сам опыт показателен.

 

В 1818 году в Индии появляется новый источник опиума, султанат Малва. С 1820-го оттуда в Китай ежегодно поставляется около двух тысяч ящиков опиума. Столкнувшись с потерей монополии, East India Company отреагировала снижением цены и увеличением собственных поставок. С начала 20-х годов XIX века торговля опиумом полностью вышла из-под контроля. В 1821-м китайские власти провели очередную антинаркотическую кампанию, приостановив на два месяца все поставки чая, но действия это не возымело: к 1830 году поставки опиума в Китай возросли в 10 раз - до 20 тысяч ящиков. В 1830 году опиум становится самым торгуемым товаром в мире.

 

Китайское казначейство бьет тревогу. За десять лет иностранцы заплатили 7 млн серебряных долларов за китайские товары, в то время как самим китайцам втюхали опиума на 56 млн! В 1839 году китайцы предпринимают первую решительную попытку положить конец опиумной торговле. Новый уполномоченный императора по руководству морскими силами провинции Гуандун Линь Цзэсюй блокирует иностранные фактории (места компактного проживания иностранцев рядом с Гуанчжоу) на полтора месяца, а также конфискует более 20 тыс. ящиков с опиумом на сумму 3 млн фунтов стерлингов.

 

В ответ в 1840 году Великобритания направляет к берегам Китая военно-морской флот, который одерживает серию побед над вооруженными силами противника. Результатом этих побед становится подписание в 1842 году Нанкинского договора, согласно которому Великобритания получала в вечное пользование остров Гонконг, превратившийся на десятилетие в главную базу европейских и американских торговцев опиумом. Еще более важным прорывом стало открытие для иностранцев пяти портов на территории Китая — Гуанчжоу, Самэня, Фучжоу, Нинбо и Шанхая.

 

Вторая опиумная война в конце 50-х годов XIX века закончилась для Китая еще печальнее, чем первая. Французские и английские войска дошли до Пекина и разграбили Летний дворец - резиденцию императорского двора. Правящей династии Цин приходится сражаться на два фронта - против иностранных «варваров» и доморощенных бунтовщиков, в стране набирает обороты восстание тайпинов.

 

Употребление опиума оставалось важной частью китайской жизни вплоть до падения династии Цин в начале XX века. Ближе к концу XIX столетия опиум окончательно превратился из средства регулировки торгового баланса в мощное психологическое оружие. По некоторым данным, до трети участников восстания тайпинов употребляли опиум. По оценкам иностранцев, наблюдавших за действиями китайской армии против японцев в конце XIX века, китайцы были полностью деморализованы из-за пристрастия к опиуму.

 

«Пока Китай остается нацией наркоманов, нам не стоит бояться того, что эта страна превратится в серьезную военную державу, так как эта привычка высасывает жизненную силу из китайцев», - так завершил свое выступление в 1895 году британский консул в Китае Джефф Херст. Поставки опиума в Китай из Индии прекратились лишь в 1917 году, а полностью покончить с его употреблением удалось лишь после образования коммунистического Китая в 1949-м.

 

С того момента прошло уже много десятилетий, но совладать с наркотиками ни одна страна в мире не в состоянии. И войны за право на распространение дурмана не утихают – наоборот, становятся все более ожесточенными. Украина так же, как и остальные государства, страдает от этого явления. И в период кризиса оно только набирает обороты. А власть еще и носится с идеей легализации каннабиса. На фоне общего качества жизни в Украине это - самая настоящая катастрофа и преступление против своего народа...

 

Игорь ВОРОПАЕВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |