misto.zp.ua

Мания дорожного величия

Мания дорожного величия

Произнесенная Николаем Гоголем два века назад фраза «У России две беды – дураки и дороги» в Украине не потеряла актуальности и сегодня

Вы никогда не пробовали растолковать гражданину какой-нибудь зажиточной страны, каким образом можно, не имея ни гроша за душой, строить фантастические планы по развитию инфраструктуры нищего государства? Если хотите снискать себе славу умалишенного – пожалуйста, сделайте одолжение. Как раз по такому пути сегодня идет Украина, заявляя о старте крупномасштабных проектов и совершенно не подозревая, где взять средства на их реализацию.

Только люди с феноменальной памятью в курсе, когда впервые на государственном уровне заговорили о необходимости строительства платных скоростных дорог. Ясно, что дальше задушевных бесед на заданную тему никто не продвинулся, потому что автобаны для Украины и сейчас остаются непозволительной роскошью. Однако в последние пару лет правительство все чаще стало заострять внимание на этом моменте, даже невзирая на то, что денег в казне стало намного меньше.

На прошлой неделе вице-премьер-министр Александр Вилкул объявил, что Кабмин разработал проекты по строительству платных дорог, и первые из них будут начаты уже в 2015 году. Всего планируется оборудовать шесть скоростных трасс: Большая кольцевая дорога вокруг Киева, Ровно – Броды – Львов – Краковец; КП «Щербаковка» – Харьков – Новомосковск – Перещепино; дорога из Киева в Крым на участке Ульяновка – Николаев – Херсон – Красноперекопск – Симферополь; трасса из Москвы на Крым на участке Днепропетровск – Симферополь; дорога Одесса – Рени на участке Одесса – Монаша.

Глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины Евгений Прусенко заявляет, что платные дороги будут сооружаться в непосредственной близости от бесплатных, чтобы автолюбитель сам мог выбирать, с комфортом ему передвигаться или по привычным ухабам. Пока чиновники рассчитывают стоимость проезда по скоростной трассе, исходя из тарифа 30 копеек за километр для легковушек и гривна – для грузовых машин. Для сравнения: в Польше плата за использование автобанов примерно аналогичная, в Италии и Франции для легковых авто – 1 и 1,5 гривен соответственно. Новые украинские трассы будут двухполосными в обоих направлениях, ехать по ним можно со скоростью до 150 км/ч (сейчас на магистралях ограничение установлено на уровне 130 км/ч).

Но от стоимости проезда перейдем к другим, более привязанным к реальности расчетам. Дорожники подсчитали, что один километр платной трассы обойдется приблизительно в 40-45 миллионов гривен, а всего планируется «навести марафет» на 2500 км дорожного полотна. По самым скромным подсчетам, это обойдется в сумму около ста миллиардов гривен – это три годовых (!) бюджета Украины. То есть либо абсолютно все заработанные средства нужно вкладывать в этот проект, либо строительство скоростных автобанов будет продолжаться лет тридцать-сорок, и это еще оптимистичный прогноз, памятуя нашу неповоротливость и повальное воровство. Короче, ориентируясь на собственные заработки, продолжать нам ездить по болотам и оврагам до скончания века, но...

Есть в лексиконе финансистов и чиновников такое хитрое слово – «концессия». Это привлечение государством определенной доли частных инвестиций в какой-либо проект. Практика мировая, сложившаяся в течение многих веков, но крайне неохотно приживающаяся у нас. Во-первых, держава не может гарантировать концессионерам гарантий возврата потраченных средств, во-вторых, предпочитает самоустраняться от возможных рисков и, в-третьих, есть проблемы с землеотводом. То есть все, что на западе решается в самые сжатые сроки, в Украине непостижимым образом озадачивает все звенья этой цепи. Никакой иностранный инвестор без предоставления гарантий даже на диалог не пойдет, а свои олигархи, зная об особенностях национальной экономической политики, рискнут вовлечь себя в такую аферу только под дулом автомата.

Убивает надежду на концессионное решение дорожной проблемы Украины и разработанная концепция государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018 гг. Согласно ей, ремонт и прокладка дорожного полотна будет распределена между центральной и местной властью. То есть если дороги международного, национального или регионального значения, ими будет заниматься государство, а городскими и сельскими – территориальные общины. Это ж какой диагноз должен быть у инвестора, чтобы он сдуру вложился в проект, ничего кроме обострения психической болезни не сулящий? В таком бардаке, который ему устроят, самый здравомыслящий капиталист припадочным сделается.

Да, вот что еще: подавляющее большинство украинских дорог строится за счет взятых в банке кредитов. Причем, по признанию все того же Евгения Прусенко, власть берет их, заведомо зная о том, что выплачивать займы возможности нет. Догадываетесь, какой тирадой разразится доверчивый концессионер, когда его будут постоянно кормить «завтраками»? И то, если на первом этапе сделки не потеряет речь от предложенного размера отката только за получение разрешения на строительство. Так что разрабатываемый правительством план по привлечению инвестиций в сооружение платных автомобильных дорог в такой обескураживающей обстановке с вероятностью 95% обречен на провал.

По-хорошему, власть должна сначала взяться за капитальный ремонт уже существующих дорог, поскольку, ввязавшись в авантюру со строительством автобанов, заставит украинцев напрочь позабыть о том, что такое дороги вообще. Сейчас мы хотя бы местами видим огрызки асфальта, а пройдет десяток лет – и все, глину месить будем. Но лично мне кажется, что государство на это чихать хотело. Не потому ли Украина занимает 137-е место из 144 стран по качеству дорог, расположившись в донельзя приятной компании – аккурат между Россией и Габоном? Видимо, и у этих товарищей по несчастью с дураками при власти сложилось очень удачно...

Анекдоты в тему

– Ты слышал? В Украине собираются строить платные автодороги. Они будут в два раза дешевле бесплатных.

– Это как?

– На платных дорогах не будет гаишников.

Украинские дороги на самом деле не ремонтируют, а только перемещают ямы, чтобы водителю было их труднее запомнить.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

1212 | 26.10 2013 в 16:15
ЕВГЕНИЙ ЧЕРНЯК: Конечно, я буду публично и дальше заверять власть в своей лояльности и опровергать любую мою причастность к играм в оппозицию. Я буду утверждать, что это лишь измышления моих врагов, но реальность останется реальностью. Мы несовместимы с этой властью. Нас не устраивает быть винтиками в ее системе, мы хотим сами определять свою роль, причем - как ведущую. Нам нужен оранжевый ренессанс свободы и безответственности, децентрализация власти, дающая деньгам, нашим деньгам, заменить власть.

Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
MISTO.ІНФОРМ
МІГ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |