misto.zp.ua

«Лейтенант Шмидт»: от парового буксира до яхты с оранжевыми парусами

«Лейтенант Шмидт»: от парового буксира до яхты с оранжевыми парусами

Встретив однажды у одного из причалов Бердянского морского торгового порта буксир, названный в честь самого, пожалуй, известного бердянца – сына бывшего начальника порта и бердянского городского головы, я решил уточнить, а сколько всего плавсредств «Лейтенант Шмидт» знает история флота.

Вот, что у меня получилось.

  1. Портовый рейдовый буксир-кантовщик «Лейтенант Шмидт».

Тип: «Сатурн» [стальной, однопалубный, с двухярусной рубкой, ледокольным носом и крейсерской кормой, дизельный, двухвинтовой].

Назначение: буксирно-кантовочные операции в портах и транспортно-маневровые работы на рейдах, а также участие в тушении пожаров на других судах и портовых сооружениях.

Проект: 498.

Построен: май 1971.

Место постройки:     судостроительный завод «Петрозавод» [Ленинград],  СССР.

Строительный №: 784.

Длина: 29,3 м; ширина: 8,3 м; высота борта на миделе: 4,3 м; высота габаритная: 13,9 м.

Водоизмещение полное: 303 т.

Осадка средняя: 3,09 м.

Дедвейт: 46 т.

Скорость свободного хода: 11,4 узла.

Экипаж [на вахте]: три человека.

Мощность ГД: 2х442 кВт [2х600 л. с.].

Приписка: Бердянск. Владелец: ГП «Бердянский морской торговый порт».

Текущее состояние: эксплуатируется

Между прочим, рейдовый буксир ВМС Украины «Яны Капу», который – вместе с бронекатерами «Бердянск» и «Никополь», 25 ноября 2018 года был захвачен в нейтральных водах путлеровскими пиратами, тоже проекта 498. Только, в отличие от мирного «Лейтенанта Шмидта», он имеет на вооружении два пулемета калибра 12,7 мм и навигационную радиолокационную станцию «Донец-2». А о том, насколько устойчивы эти буксиры, говорит следующий факт: при захвате – с обстрелом с воздуха, бронекатеров и буксира, «Яны Капу» таранил сторожевой корабль путлеровцев «Дон». Украинский буксир при этом не пострадал, а сторожевик получил повреждения [видео тарана, сопровождавшееся  исключительно православними выкриками «дави его, бл##ь!» посмотрели едва ли не все пользователи ютуба].

  1. Паровой буксир «Лейтенант Шмидт».

Назначение: буксирный пароход мощностью 320 л. с.

Построен: 1903.

Место постройки:     Воткинский завод [завод №235, Удмуртия].

Строительный №: 177.

Заказан в 1900 году главным управлением торгового мореплавания и портов как буксирно-разъездной пароход для Астрахани. Название — «Красноводск». В 1901 году был построен, но так и не был сдан. В 1903 году началась постройка нового корпуса с увеличенной шириной. В 1908 году пароход продали, при этом установили рекорд убыточности Воткинского завода: буксир ушел по цене в три раза меньшей, чем составили заводские затраты на постройку. Тем не менее, по этому проекту было построено еще несколько пароходов.

Переименован в «Лейтенанта Шмидта» в 1923 году.

Списан и утилизирован [разрезан на металл] в сентябре 1961.

  1. Яхта «Лейтенант Шмидт» [до Октябрьской революции носила имя «Маяна»].

Построена в 1910 году в Великобритании по проекту Альфреда Милна. Парусное вооружение — тендер. Находилась в составе Черноморского яхт-клуба и принадлежала семье Фальц-Фейнов, обладателей консервных заводов и заповедника «Аскания-Нова»; 20 раз участвовала в глобальных гонках, восемь раз занимала первое место и два раза — второе.

Яхта, как отмечают сведущие люди, была наилучшим гонщиком на Черном море.

После Октябрьской революции была национализирована и стала принадлежать Пролетарскому яхт-клубу.  Начиная с весны 1923 года, на ней занимался парусным спортом будущий основатель советской космонавтики Сергей Королев.

В период войны фашисты перегнали яхту в Румынию. Однако после разгрома немцев «Лейтенант Шмидт» был возвращен в Одессу.

В 1974 году яхту серьезно модернизировали: сгнившие детали набора изменили, обновили всю обшивку корпуса, установили две новые мачты грот и бизань из магниевоаллюминиевого сплава. Яхта стала иметь новое парусное вооружение — бермудский кеч. Были пошиты новые паруса — грот, стаксель, бизань, спинакер. Основной цвет парусов — оранжевой. Был также установлен свинцовый фальшкиль массой семь тонн. Поставили новый дизельный движок. В комплектацию входили два адмиралтейских якоря. Спуск яхты на воду стал величайшим событием для Черноморского яхт-клуба. Главные технические свойства: длина — 23,17 м; ширина — 3,93 м; осадка — 3,10 м; водоизмещение — 50 тонн; парусность — 360 м.кв.

Яхта «Лейтенант Шмидт» стояла в Черноморском яхт-клубе и являлась учебным судном Одесского высшего инженерного мореходного училища. В 1957 году возглавила парад яхт, посвященный открытию фестиваля молодежи и студентов в Москве [проходил в Одессе].

Совершала крейсерские плавания в северо-западной части Черного моря. По приглашению музея Петра Шмидта в Севастополе, сделала поход маршруту: Одесса — полуостров Березань — Очаков — Скадовск — Черноморское — Евпатория — Севастополь — Одесса.

Участвовала в съемках кинофильма «Капитан «Пилигрима».

В воскресенье 11 октября 1987 года яхта с оранжевыми(!) парусами во время ночного шторма разбилась о волнорез в районе одесского пляжа «Отрада». При крушении «Лейтенанта Шмидта» погибли два человека. Восстановлению яхта не подлежала.

Эскадра имени лейтенанта Шмидта

Конечно же, своей идеей собрать под одним заголовком все плавсредства, названные в честь флотского лейтенанта из Бердянска, я поделился с самими бердянцами. Они идею поддержали, но от себя порекомендовали добавить к моему списку крейсер, с палубы которого, образного говоря, ушел в легенду лейтенант Шмидт, и транспорт, винт с которого был найден в море и осенью 2009 года доставлен в Бердянск.

— На этом транспорте, — подсказали мне, — лейтенант Шмидт однажды попал в жестокий шторм и потом ухаживал за ним — во время докового ремонта, как за родным.

— Если мы крейсер добавим в нашу корабельную плавгруппу, — обдумывая вслух предложение, засомневался было я, —  у нас же настоящая эскадра получится.

— Пусть это будет эскадра имени лейтенанта Шмидта! А с берега ее прикроет броневик «Лейтенант Шмидт». Слыхал, кстати, о таком?

О броневике я не знал, но пообещал выяснить детали.

И кое-что выяснил. Но — обо всем по порядку.

Двухпалубный товарный пароход «Диана» был построен на германской судостроительной верфи «Howaldtwerke, Kiel» по заказу Русского общества пароходства и торговли. Спущен на воду в мае 1899 года.

Судно имело грузоподъемность 4560 тонн, длину корпуса 105,15 м, ширину — 14,02 м, высоту — 8,17 и осадку с полным грузом — 6,55 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1800 л.с. с двумя цилиндрическими огнетрубными котлами и винт обеспечивали судну скорость 10,25 узла.

Две пары мощных грузовых стрел обеспечивали загрузку четырех грузовых трюмов через четыре грузовых люка. Первоначально судно имело даже парусное оснащение. Пароход мог принимать на борт 22 пассажира в каютах первого класса и 240 пассажиров в помещениях третьего класса. Приведенное на Черное море экипажем из 38 человек, судно было приписано к порту Одесса под № 26 и совершило рейсы на Дальний Восток и вокруг Европы. Капитаном «Дианы» был назначен отставной флотский лейтенант Петр Шмидт.

В должности он пребывал с 1902-го по 1905-й год.

В конце ноября 1903 года пароход шел из Риги в Одессу. После двухдневного выматывающего шторма капитан покинул мостик. Когда же над морем опустился густой туман, «Диана» налетела на подводную гряду камней [как потом выяснилось, острова Мэн]. Шторм не утихал, и в связи с этим капитан приказал команде погрузиться в шлюпки и плыть к острову. Сам же с четырьмя членами команды оставался на пароходе вплоть до того момента, когда «Диану» сняли с камней.

После аварии пароход ремонтировался в Киле, где за ним – действительно «как за родным», ухаживал лично капитан Шмидт.

В июле 1918 года судно передали торговому флоту и в составе Трансбалта оно стало эксплуатироваться под наименованием «Карл Маркс».

В 1956 году его списали, но на слом не пустили, а передали военным морякам для использования… в качестве мишени. Судно было приведено на полигон в западной части Азовского моря — у Арабатской стрелки, и было посажено на отмель, где его и потопили однажды прямым попаданием авиационной самонаводящейся ракеты.

К слову заметить, вместе с «Карлом Марксом» в качестве мишеней для учебных бомбометаний использовались также списанные пароходы «Роза Люксембург» и «Сталин». В связи с этим можно предположить, какие команды подавал бомбометателям руководитель учений. Такую, например:

— По вождя мирового пролетариата… огонь!

И вода закипала возле вождей.

А руководитель учений, заговорщически подмигнув позеленевшему замполиту, продолжал, стараясь подражать голосу диктора Левитана:

— За родину! По Сталину!!!

И, показывая своему помощнику на обмякшего замполита, кивал головой: выносите, мол.

…15 сентября 2019 года в Бердянске произошло историческое событие: в морской торговый порт доставили гребной винт с парохода «Диана». Ценную находку в город привезли члены морской экспедиции, состоявшей из двадцати двух человек под руководством депутата горсовета Григория Патея.

Сейчас винт, напоминающий о событиях более, чем столетней давности, непосредственно связанных с лейтенантом Шмидтом, находится возле музея истории Бердянска.

Ну а самого лейтенанта Шмидта с капитанского мостика «Дианы» судьба, наконец, привела на крейсер «Очаков».

Заложен был крейсер в Севастополе 13 августа 1901 года. Спущен на воду 1 октября 1902 года. Получил известность после участия в Севастопольском восстании 1905 года, одним из руководителей которого как раз и был лейтенант Шмидт.

Восстание началось 12 ноября 1905 года, а 15 ноября оно было подавлено огнем эскадры и береговых батарей. В результате обстрела крейсер получил тяжелые повреждения. Восстановительный ремонт длился более трех лет.

25 марта 1907 года «Очаков»  переименован в «Кагул».

31 марта 1917 года было восстановлено старое название. В сентябре 1919 года получил новое название — «Генерал Корнилов».

14 ноября 1920 года  покинул Севастополь  и совершил переход в Бизерту [морской порт на Средиземном море, самый северный город Афирики]. 29 декабря 1920 года был интернирован французскими властями. Состоял в Русской эскадре.

В 1933 году  разобран на металл.

И в завершение темы:

броневик «Лейтенант Шмидт» [«Остин-Путиловец»], захваченный красногвардейцами у юнкеров в Петрограде в ночь на 23 октября 1917 года, стал первым революционным переименованием техники в честь сына начальника Бердянского порта.

Вооружение броневика с кормовым постом управления составляли два пулемета «Максим», располагавшиеся в пулеметных башнях. Двигатель — «Austin» [карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения]; трансмиссия — механическая с пятискоростной коробкой переключения передач [четыре передачи вперед и одна назад].

Лобовая броня корпуса — 7,5 мм.

Скорость по шоссе и пересеченной местности – 55-60 и 25-30 км/ч.

Владимир ШАК

Фото автора и из отрытых Интернет-источников


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в