Вакцинацию срывали текучесть кадров, нехватка медиков и наличие антиваксов
Фотокопия интересной и неожиданно актуальной заметки из старой газеты имеется в архиве «Индустриалки». Вышла она, по нашим предположениям, в газете «Червоне Запоріжжя» (возможно, «Пролетар Дніпробуду»). Время — примерно 1931 год.
Интересна заметка тем, что открывает нам эпичное строительство Днепрогэса в непривычном свете — в контексте угрозы эпидемии. А резко актуальной заметку делает слово «эпидемия» — в тренде оно и 90 лет спустя.
Вот полный текст этой публикации.
«Днепрострою в этом году угрожает эпидемия брюшного тифа. Чтобы предотвратить эпидемию, принимаются энергичнейшие меры. Создана чрезвычайная комиссия по борьбе с эпидемией. Со стороны коммунального отдела принимаются меры к улучшению санитарного состояния строительства. Предложения саннадзора выполняются отделом КХ. Однако, угрожающим остается положение на левом берегу, особенно на Днепрозаводстрое.
Между мостовым переходом и левым берегом расположена свалка — несомненный очаг заразы. Воду на этих участках в большинстве пьют не фильтрованную. Канализация не везде имеется. На днях, например, заселили дом №8 на левом берегу, а воды в доме нет, канализация не присоединена и среди каменных домов снова вырастают «скворешники» — деревянные уборные.
Необходимо срочно решить вопрос о водоснабжении и канализации вновь отстраиваемых домов. Свалку перенести или обязательно ее дезинфицировать. Понятно, что тут кто-то должен будет помочь отделу КХ, но улучшить санитарное состояние строительства нужно немедленно».
Фото из журнала «Огонек» за 1928 год. Подпись к снимку гласила: «За самое короткое время у Днепростроя вырос маленький городок. Здесь выстроено свыше 1500 домов для рабочих»
Вот так – десятки тысяч рабочих, имеющих смутное представление о санитарных правилах (а, кроме Днепрогэса, в то время возводили и «Запорожсталь», и ферросплавный завод, и алюминиевый комбинат…), бараки, общепит. И весь этот вавилон неизбежно контактировал – плотину ведь на удаленке не построишь.
7 ноября 1927 года. Митинг на Днепрострое в честь 10-летия Октябрьской революции (строительство Днепрогэса началось 15 марта 1927 года)
Весь СССР тогда стал сплошной «красной зоной» — не только эпидемической, но идеологической опасности. И как в таких условиях сооружали символ социалистического Запорожья и всей индустриализации, узнаём из ежемесячного бюллетеня «Хроника Днепростроя», выходившего в начале 1930-х годов. Июльский номер 1931 года содержал главу «Санитарно-эпидемическое состояние Днепростроя». Слово «эпидемия» здесь едва ли не в каждом абзаце – «очаг эпидемии», «вспышка эпидемии», «опасность эпидемии», «угроза эпидемии». Еще свои антиваксы появились – даже среди членов партии!
Обо всем этом – в публикуемых ниже выдержках из «Хроники Днепростроя» за июль 1931 года.
«С 15 февраля по 1 апреля с. г. на Строительстве сделано до 45 тыс. ревакцинаций и около 1000 вакцинаций, которыми была охвачена большая часть населения стройки. Несмотря на то, что в непосредственной близости к Днепрострою (в Пологском районе) были недавно зафиксированы десятки случаев заболевания натуральной оспой, на Днепрострое ни одного такого случая не наблюдалось…
Тем не менее, эпидемическое состояние Днепростроя является неблагополучным. Наибольшой угрозой в этом отношении является брюшной тиф, широкая вспышка эпидемии которого здесь всегда возможна, находя для себя благоприятную почву в лице крайне скверно поставленного дела общественного питания, водоснабжения и канализации на строительстве».
1930(?) год. Строится Днепрогэс
«Брюшной тиф на Днепрострое действительно растет из года в год. Так, в 1928 году мы имели здесь 143 случая заболевания, в 1929 году 251 случай, в 1930 году 376 случаев… На каждые 10 тыс. душ населения Днепростроя заболело брюшным тифом в 1928 году 52 человека; в 1929 году — 72 человека и в 1930 году 85 человек… Следует в этом году ожидать вспышки эпидемии на Строительстве в августе-сентябре… (2 января 2022 года в Запорожской области, по официальным данным, было 107, 1 активно больных COVID-19 на 100 тысяч населения – т. е. 10,7 на 10 тысяч. Сравните с цифрами по брюшному тифу на Днепрострое. – iz).
Нередки случаи, когда лица админтехсостава, комсомольцы, активные профработники и даже члены партии демонстративно отказывались от прививок, подавая этим плохие примеры рабочим и содействуя таким образом срыву кампании».
1929(30?) год. Группа изобретателей и рационализаторов Днепростроя
«Кампания прививки против брюшного тифа, начатая с 15 апреля, все время тормозилась отсутствием свободных медкадров. Лишь с конца июня, после приглашения из Запорожского медтехникума лекпомов, было организовано 14 медбригад, более широко охвативших прививкой рабочих и служащих Строительства.
На 1 августа с. г. сделано прививок: первичных — 35 тыс., повторных — около 14 тыс. и третичных свыше 10 тысяч.
Бьющая в глаза разница между количеством первичных и третичных прививок объясняется главным образом большой текучестью рабсилы. Получивший при приеме на работу санобработку и обязательную первичную прививку отходник обычно с первых же дней сталкивается с бытовыми трудностями на строительстве, уходя от него еще не успевши получить повторной и третичной прививок… Необходимо так организовать прививочную работу, настолько широко развернуть санпросветработу, ударив по злостно относящимся к прививкам элементам, чтобы массовый охват населения Днепростроя прививочной кампанией и успех последней были обеспечены».
1928 год. Строители Днепрогэса
«Для квартирных дезинфекций имеется всего одна выездная бригада, располагающая двумя передвижными камерами «Сакса». Одежда вновь поступающих на Строительство рабочих дезинфицируется в японской камере при бане-пропускнике 7-го поселка. Специального же транспорта для перевозки инфекционных больных вовсе не имеется, и рабочих, получивших травмы, или родильниц перевозят в карете, в которой незадолго до этого перевозился заразно-больной. Нет также и транспорта для перевозки заразных вещей с квартир-очагов эпидемии в дезкамеру».
Открытка начала 1930-х годов. Строительство Днепрогэса или, как написано на обратной стороне открытки, «Дніпрельстан. Вигляд висмокованої копані»
«Имеются целые поселки (12-й и другие), до сих пор лишенные бани, прачешной, где не хватает водоразборных колонок и отсутствует канализация.
Вообще, состояние водоснабжения и канализации настолько неудовлетворительно, что создает постоянную угрозу возникновения эпидемии. Многотысячное население левого берега питается хлорированной водой с плавучей насосной станции, а еще больше – технической водой, т. к. хлораторов недостаточно».
1931 год. Скальные работы на месте шлюза у левого берега Днепра. В глубине выемки экскаватор выбирает взорванный грунт
Апрель 1932 года. Плотина Днепрогэса уже готова. На переднем плане – шлюзовой канал для прохода судов
«Сточные воды спускаются в Днепр без достаточной очистки, что создает благоприятные условия для вспышки эпидемии…
Пока что на левом берегу канализирована лишь часть 6 поселка и места общественного пользования. Остальные поселки канализацией еще не оборудованы. Жидкие нечистоты и мусор вывозятся с них на свалки, окруженные со всех сторон жилстроениями…
Территория Строительства до крайности загрязнена нечистотами… Бань на Строительстве недостаточно… Ряд бань на правом берегу не носят характера пропускников и не оборудованы дезкамерами.
Но самым узким местом рабочего быта на Днепрострое являются прачешные. Помимо их крайней недостаточности, они работают плохо, далеко не удовлетворяя потребности рабочих. Сдаваемое в стирку белье лежит там месяцами, нередко пропадает».
1932 год. Удостоверение и активного участника строительства Днепрогэса…
…и его знак
В «месячник чистоты» была проведена массовая санобработка рабочих Об’единенного строительства. Через эту санобработку (мойка в бане и дезинфекция белья и одежды) прошло около 37 тыс. человек, т. е. около 3/4 рабочего населения Строительства, что значительно уменьшило угрозу вспышки эпидемии сыпного тифа…
В «месячник чистоты» продезинфицировано свыше 200 бараков вместе с находившейся в них обстановкой…
Пора покончить с тенденцией оправдать санитарный хаос на стройке только тем, что идет, мол, строительство и что поэтому-де нельзя подходить с чересчур строгой меркой к санитарным недостаткам. Как раз наоборот: именно потому, что здесь идет стройка, что в ней участвуют десятки тысяч сезонников, наименее привыкших к санитарным правилам, что по условиям общежития на стройках опасность эпидемии повышена и угроза последних стройплану наиболее серьезна – именно поэтому вопрос о санитарном состоянии стройки должен приковать к себе внимание санработников, хозяйственников и широкой рабочей общественности».
10 октября 1932 года. Митинг в честь пуска Днепрогэса. На фото можно разглядеть председателя Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета Калинина (на трибуне крайний слева) и наркома тяжелой промышленности Орджоникидзе (на трибуне в фуражке военного покроя, смотрит в камеру). Сталин в приветствии, опубликованном в «Правде», написал, что не смог приехать «ввиду невозможности отлучиться из Москвы по условиям работы»
Владимир Фризько
Фото: архив «Индустриалки», предоставили Олег Яковлев, Юрий Рыльский, Денис Минаев, Любовь Сирота, Петр Худяков, Олег Поздняков
Использованы материалы zounb.zp.ua
Комментарии:
нет комментариев