misto.zp.ua

Когда уйдем со школьного двора?

Бессмертные слова классика советской сатиры и юмора, сказанные им по поводу действий, совершаемых командой Михаила Горбачева по перестройке страны в конце 80-х, мне уже неоднократно приходилось цитировать.Что поделаешь, Украина упорно продолжает дело великого разрушителя, совершенно не участь на чужих ошибках.

Когда-то самая стройная, выверенная и справедливая, признанная всем мировым сообществом система народного (по-настоящему, а не только по названию!) образования нашей страны продолжает подвергаться экспериментам. Утешает только одно – возможно, после разрушительных «оранжевых» лет она прекратила свое скольжение вниз. Но эксперименты по части ее организации продолжаются, причем конечная цель их неясна. Реализация Болонской системы в масштабах Украины перевернуло подходы в нашем образовании с ног на голову. Была сделана попытка за короткий период пересмотреть те ценности, которые исповедовались в нашей школе многими десятилетиями. И встраивание в Болонский процесс уже приводит к тому, что мы превращаемся в страну исполнителей и потребителей, где никто не хочет и не может решать творческие задачи.

После прихода на должность министра образования Дмитрия Табачника можно было ожидать возврата к апробированным формам обучения, восстановления системы профтехобразования, наведения порядка в численном количестве вузов, учета ментальности украинского населения и т.д. К сожалению, ясности в приоритетах организации начальной, средней и высших школ нет до сих пор. Из всего, что сделано, рядовому обывателю ясно лишь следующее: в школе теперь учиться нужно не 12, а 11 лет, тестирование теперь не правит бал единолично – важен еще и средний балл аттестата, да слово «вузы» заменили новообразованием «виші» (откуда, кстати, кто изобрел это кастрированное слово?)

Очень хочется понять – почему 11, а не 10 лет? Никто ничего не объяснил. Чем закончились попытки министерства образования и ряда депутатов сократить число вузов до уровня, принятого в передовых странах? Ничем. Когда средней и высшей школе вернут объемы самого распространенного на территории Украины русского языка (на чисто украинском у нас говорит малая доля населения – большей части, считающих себя украинцами, присущ суржик)? И этот вопрос практически снят с повестки дня.

Путь по которому нам дальше идти, можно рассматривать только в плоскости Украина-Запад. Кто мы – Запад, не Запад, Евразия, Великая Русь? История свидетельствует, что опыт который был успешно применен на Западе, будучи перенесенным на нашу землю, давал совершенное иные результаты, часто противоположные. Поэтому нам нужно определиться, какая конкретно модель будет у нас реализовываться. Вот те же грузины определились – хочу процитировать нынешнего министра образования Грузии Дмитрия Шашкина:

– У нас подход к руководителям простой – любой из них прежде всего является менеджером. Так школа является преуспевающей, где хороший директор. Он не обязательно должен быть хорошим педагогом – он должен быть хорошим менеджером, умеющим грамотно и эффективно организовывать учебный процесс. В Грузии 10% школ являются частными. Это значит, что у нас много людей, готовых инвестировать в образование. Грузия не самая богатая страна и здесь плата за обучение в таких школах – до 15тыс. лари в год (1 лари –0,62долл. ). Но люди понимают, что образование – это будущее. И это важный ментальный сдвиг. Общепризнанным фактом является то, что дети поступают в вуз исключительно благодаря своим знаниям, и нет никаких исключений. И я думаю, это главное.

Нет спору, у Грузии много проблем. Думаю, главная – зависимость во всех сферах от США. Но и мы не живем не в безвоздушном пространстве и зависим в значительной степени от сильных мира сего. Только вот во внутренних приоритетах никак не определимся. Те же грузины смогли использовать интерес к ним США себе на пользу, а мы продолжаем поглощать выделяемые нам миллиарды долларов (больше чем нам, никому не давали) на проедание, пополнение золотовалютных резервов и рефинансирование олигархических банков. А о будущем, то бишь об образовании нации, не думает никто. Какова стратегия и конечная цель модернизации украинского образования? При таком положении дел немеряно расплодившиеся высшие учебные заведения называй хоть «вузами», хоть «вышами», учись в школе хоть 11, хоть 12 лет – толку не будет. Но очень хочется узнать – есть ли у пока еще образованной страны надежда или нет? Нам нужно в конечном счете понять: мы и дальше будем двигаться к рыночному, массовому, бездуховному потребительскому обществу, как на Западе, или восстановим процесс получения фундаментальных знаний, неразрывно связанный с нашими православными ценностями? Пора бы уже определиться.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |