С Игорем Иващенко мы познакомились больше двадцати лет назад, когда он еще учился в эстрадно-цирковом училище. Еще тогда меня поражала его удивительная способность выражать свои чувства без помощи слов. Вот и сегодня, будучи уже знаменитостью мирового уровня, Игорь сидит рядом со мной, и говорит очень мало. Вернее, мало говорит словами. Его глаза, брови и руки говорят намного больше. Клоун-мим. Тот, кто говорит без слов.
— Игорь, объясни, пожалуйста, чем клоун отличается от мима? Ты клоун или мим?
— Я — клоун-мим. Это клоун, который не говорит. У нас за весь спектакль может прозвучать только одно слово. Отсутствие текста — это пантомима, смешное — это клоунада. В принципе, люди смеются не с человека, я же не вызываю смех сам по себе, люди смеются с ситуации, которую ты показываешь. Для этого нужно быть сильным актером. Вообще, наш жанр тяжелый с точки зрения актерства, многие коллективы не могут повторить это. Сложно показать все без слов, чтобы это было понятно и при этом смешно. Поэтому настоящих комиков в мире можно сосчитать по пальцам, и я смело могу сказать, что мы входим в это число представителей мировой клоунады.
— С чем вы выступаете?
— У нас три программы. «Бумажный мир» — это шоу, завоевавшее все возможные призы, на один концерт уходит более 40 килограммов бумаги. На Эдинбургском фестивале в Англии мы получили самую высокую оценку — пять звезд. О нас писали все газеты, нас признали даже самые строгие критики. «Зе бест» — клоунская программа, куда входит танец в ластах, наш камерный квартет, и прочие номера, полюбившиеся зрителям. И новая программа, которая вышла недавно — «Пластик фантастик». Премьера уже была в Киеве и Барселоне…
— А как же спектакль с куклачевскими кошками?
— Да, это еще одна программа, которую мы сделали вместе с Димой Куклачевым, сыном Юрия Куклачева. Спектакль называется «Клоуны и кошки». Очень классный получился спектакль, где соединен наш опыт работы с бумагой и кошки. Хотя, кошки по началу не воспринимали бумагу, боялись шелеста, приходилось класть бумагу к ним в клетки, чтобы они постепенно привыкали. Кошки — это вообще отдельный разговор, это особенные животные. Они собственно не поддаются дрессировке, чего я раньше не знал. Кошка никогда не станет делать того, чего она сама не хочет. Каждое животное имеет свой талант, умеет делать что-то определенное, то, что ей самой нравится, и другое ее делать не заставишь. Вот, например, одной кошке нравится выключать лампочку, нажимая на кнопку. И мы это использовали в нашей программе. Андрей Гонсалес, мой коллега, включает лампочку, а кошка ее выключает, он снова включает, кошка опять выключает…
— А где приходилось выступать?
— Везде. Легче сказать, где мы не выступали. В Монголии не выступали, и еще в нескольких странах. А так, практически весь земной шар объездили. Наверное, в путешествиях я провел большую часть своей жизни.
— Нравится такая жизнь?
— Я думаю, что это счастье, когда твое увлечение и твоя работа это одно и тоже, ты ездишь, смотришь мир, и тебе еще за это платят деньги. Это фантастика!
— А какие страны полюбились больше других?
— Мне очень нравится Япония, Латинская Америка.
— Чем отличается публика в разных странах? Я читала о том, что в Японии вас чуть ли не охранять приходилось, потому что детей было по-другому не остановить…
— — Публика по большому счету везде одинаковая. И дети во всех странах так на нас реагируют.
— С какими «звездами» приходилось работать?
— — Их очень много: Том Джонс, Принц, Джордж Майкл, Тейк Зет, Скорпионс, Опус, Тим Лайлт, Кайли Миноуг, Ролинг Стоунз, Стинг, модели Наоми Кембл и Линда Евангелиста, актеры различные…
— Расскажи о фестивале юмора, который ты организовываешь в Бердянске?
— Планирую презентовать его на нынешнем Бердянском Международном кинофестивале, он будет называться «Море гумору», а в дальнейшем уже будет проходить как самостоятельный фестиваль. На презентации мы планируем показать одну из самых нашумевших наших программ, которая принесла нам множество побед — «Бумажный мир». Я давно хотел сделать такой фестиваль именно в Бердянске, хотя имею возможность сделать это в Киеве. К слову, третий год подряд я провожу в Киеве первоапрельский фестиваль, собираются хорошие коллективы, мы устраиваем шествие, заходим в мэрию… Я мог бы сделать фестиваль где-то за границей, но я выбрал Бердянск, потому что это мой родной город. В этом городе живут люди, обладающие особенным чувством юмора. Все мои друзья, такие, как Гальцев, Ветров, Воробей и другие, готовы приехать по первому зову. Я очень надеюсь, что нас поддержат депутаты, городская власть, ведь все это делается для поднятия престижа Бердянска на мировом уровне.
— Ты часто бываешь в Бердянске?— Каждый год, у меня здесь мама.
— Твоя семья, жена имеют отношение к эстраде, цирку?— У моей жены свой салон красоты. А вот сын Кирилл, которому уже 18 лет, учится в институте культуры на актерском отделении. Мечтает читать рэп.
— Каковы ближайшие планы?
— Работа на Бродвее в 2012 году. Мы подписали контракт на полгода.
— У тебя есть какое-то увлечение помимо твоей работы, хобби?
— Я собираю пустые бутылки. Обычные стеклянные, разной формы. У меня есть старые бутылки из-под молока, есть коллекционные из-под разных напитков, которые я из Лондона привозил, граненные, неровные…
— И много их у тебя?
— Очень много. Вся кухня заставлена. Гости приходят и удивляются.
— Где вас больше знают, в Украине, или за границей?
— Наверное, больше за границей. В Киеве, конечно, нас очень хорошо знают. Наши концерты собирают полные залы, без всякой рекламы, практически. И в Москве. Но у нас по большому счету, как привыкли? Шоу-бизнес — это певцы, а клоунов больше ассоциируют с проведением дней рождения, корпоративчиков. Вот, Слава Полунин боролся с этим, а потом уехал в Лондон и прекрасно там себя чувствует. Мы бы тоже могли без проблем остаться жить в любой стране, но нет. Выступить по контракту — да, но жить там… Там все другое…
— Вспомни какой-нибудь неординарный случай…
— Этих случаев знаешь сколько! Вот, хотя бы с землетрясением в Японии. Сплю в гостинице, вдруг слышу — мебель ходуном ходит, сильное землетрясение началось. Я схватил чемодан, пешком с седьмого этажа, помню по фильмам, что на лифте нельзя, выбегаю, смотрю — наши уже стоят внизу. И — смеются! «Мы, — говорят, — уже пять минут здесь стоим!». Стоим, стоим, дом рядом с нами шатается, но больше никто не вышел, кроме нас. Оказалось, когда землетрясение, наоборот, выходить на улицу нельзя, а нужно в ванной закрываться, которая специально для этого оборудована. В Мексике, в Сантьяго, тоже интересная история была, связанная с землетрясением. Мы сидели во внутреннем дворе, которые есть в каждом доме, люди там собираются, шашлык жарят. Собрались организаторы, всякие местные представители, устроили праздник в нашу честь, и я собрался тост сказать. Стал говорить что-то о дружбе, и вдруг все неожиданно встают и уходят, я растерялся, подумал, что-то сказал не то … И тут как начало трясти! Оказалось, с английским у меня все в порядке, просто они раньше нас почувствовали приближение землетрясения… А однажды у нас прямо на концерте женщина родила. Это было в Киеве. Так смеялась, что схватки начались! Девочку Настей назвали, мы потом в больницу к ней ходили проведывать, кукол дарили… Вот так у нашего театра крестница появилась.
— Ты часто используешь в жизни свою способность обходиться без слов?
— Я об этом даже не думаю, но, конечно же, я этим пользуюсь! Например, за рубежом, я ведь не все языки знаю, а бывать приходится в разных странах… Однажды я пытался выяснить кое-что у сотрудника аэропорта, а Андрей Гонсалес видел это со стороны и сказал, что понял все, о чем я говорил, потому что я слишком красноречиво дополнял сказанное жестами. Я думаю, если меня забросить куда-нибудь к туземцам, я без слов смогу и с ними объясниться…
Досье «делового»
Игорь Иващенко родился в Архангельске 22 октября 1965 года, с раннего детства жил в Бердянске, окончил ООШ №20, Киевское эстрадно-цирковое училище, Киевский институт культуры (магистр по специальности театральное искусство). Пять лет был директором балета «Тодес» в Киеве. Имеет свое концертное агентство. Бессменный актер и продюсер театра пластической комедии «Мимиричи», неоднократно побеждавшего в своем жанре на самых престижных конкурсах Европы. Преподает пантомиму в университете культуры и в школе-студии, которая работает при театре «Мимиричи».
Беседовала Ирина АННИНСКАЯ
Комментарии:
нет комментариев