Александр Соколов — представитель редкой сегодня профессии киномеханика. Всю трудовую жизнь он провел в киноаппаратной, из окошка которой наблюдал за тем, как меняется зритель, посещающий кинозалы, как меняются фильмы и отношение людей к кино. Он помнит времена, когда очередь в кинотеатры занимали рано утром, а перед показом выпрашивали у входа лишний билетик. Своими наблюдениями Александр Иванович делится с читателями «Делового».
— Александр Иванович, как давно Вы работаете киномехаником?
— С 1969 года. Сначала я устроился учеником киномеханика в кинотеатре им.Горького на Лисках. Я тогда учился в восьмом классе. Вообще-то брали только с 16 лет, а мне еще не было 16-ти, но очень хотелось быть киномехаником. Нужно было проработать три месяца, после этого давали направление на курсы в Запорожье. В общем, так получилось, что трудовая книжка у меня появилась раньше, чем паспорт.
— Откуда возникло такое желание быть киномехаником?
— У моего отца друг работал киномехаником в ДК им.Калинина, и он меня туда с собой брал. Я еще был маленький, но как-то запомнилось. Вообще-то я сцену любил, меня тянуло выступать перед зрителями, петь. Артист из меня не вышел, зато вышел киномеханик.
— Где у нас обучают на киномехаников?
— Сейчас даже не знаю. Раньше было училище в Запорожье и курсы при областном управлении кинофикации, которые я окончил. В нашем педагогическом институте давали определенные знания кинотехники, но только для работы на узкопленочных аппаратах, чтобы демонстрировать фильмы для школы.
— А сколько кинотеатров было в то время в Бердянске?
— «Космос», «Юность», «Маяк», «Родина» и кинотеатр им.Горького. Кроме того, в профсоюзных Домах культуры и клубах тоже были свои кинозалы, в ДК им.Островского, ДК им.Калинина, клубе им.Кирова.
— Какой сеанс Вам больше всего запомнился?
— Я только перешел в «Юность», здесь была аппаратура немного другая в отличие от той, на которой я работал в кинотеатре им.Горького. Было немного страшновато. И меня оставили одного на воскресном сеансе. Людей — полный зал! Я сидел, как на иголках. А фильм тогда крутил «Анжелика — маркиза ангелов». Я эту «Анжелику» на всю жизнь запомнил! Еще запомнил навсегда индийское кино. Народ индийские фильмы ужасно любил, всегда аншлаг, поэтому их каждый месяц брали. И, представьте, несколько раз в день все эти песни специфические, даже, если не смотришь на экран, звук в аппаратной все равно слышен. Я приходил домой, ложился спать, а у меня в голове: «Джимми, Джимми, ача…».
— Отличается ли техника, на которой Вы начинали работать от той, на которой работаете сейчас?
— Конечно! Сейчас везде автоматика, раньше этого не было. Тогда на смене работали два человека: киномеханик и помощник киномеханика. Надо было постоянно находиться возле проектора и следить за его работой, пленка постоянно рвалась. Сейчас пленка такая, что ее и захочешь, не порвешь. Раньше нужно было переходить с одного проектора на другой каждые 7-10 минут, всё вручную. А сейчас я заряжаю большую бобину на 1800 м, и целый час можно к проектору не подходить. Одному можно справиться без проблем. А раньше спокойно нельзя было посидеть: лампы, электроды, пленка рвется, в зале сразу свистеть начинают.
— Что чувствовал киномеханик, когда рвалась пленка и зрители свистели?
— Ой, не только свистели! И топали, и креслами громыхали, и кричали «Сапожник!». Ну, что можно чувствовать, когда знаешь, что столько людей одновременно зависят от твоих действий! Постоянно на нервах, сам ругаться начинаешь. Особенно, когда в самом интересном месте порвется, а такое часто бывало, ведь фильмы бывали затасканные, пленка пересохшая…
— Изменился ли зритель за это время?
— Во-первых, раньше в залах аншлаги были. Я помню, как в «Космосе» очередь за билетами еще на рассвете занимали, а перед показом выпрашивали у входа лишний билетик. Работало три кассы одновременно и предварительная. Как сейчас помню, шел французский фильм «Три мушкетера», так очереди такие были, что не пройти. И зал был какой-то живой, если грохнет смехом, так звук забивает! То ли люди были эмоциональней, то ли фильмы были другие. Сейчас я сижу здесь, в аппаратной, и не слышу, что там в зале происходит, будто там и нет никого… Мне кажется, раньше фильмы были другие. Наши советские комедии нельзя превзойти! Но не только наши. Заграничные фильмы — французские, американские — тоже были интереснее, живее. Люди один и тот же фильм приходили по несколько раз смотреть. А сейчас я и фильмов назвать не могу, которые бы мне запомнились.
— Ни одного?
— «Девятую роту» запомнил.
— Сами в кино ходите?
— Хожу иногда. В основном, в те кинотеатры, в которых сам работаю.
— Чем Вы отличаетесь от обычного зрителя?
— В общем-то, ничем, просто я замечаю некоторые вещи, которые простые зрители не видят. Например, я вижу все переходы, все сигнальные метки. Обычно человек следит за сюжетом и не видит этого, а я, это профессиональное внимание, не отрываясь от сюжета, замечаю метки и знаю, что они означают переход от одной части фильма к другой.
— У Вас есть любимый фильм?
— Я очень люблю старые комедии, вообще наши старые фильмы. Например, «Москва слезам не верит».
— Бывали ли какие-то курьезные случаи в Вашей работе?
— Всякое бывало: и прерывался фильм в неожиданных местах, бывало, вверх ногами случайно пленку заряжали. Было время, когда были обязательны киножурналы, нас ругали, если мы не показывали их, так вот один мой коллега забыл киножурнал в начале показать, посредине фильма остановился и поставил киножурнал, прямо так, как сейчас фильмы по телевизору рекламой прерывают. А однажды мы получили «Ромео и Джульетту». Это было во времена, когда только-только стала на экранах эротика появляться. В фильме была эротическая сцена, так вот в нашей копии ее не оказалось, какой-то киномеханик до нас вырезал себе на память. Был настоящий скандал. Народ в то время эротикой очень интересовался, хотя этот интерес быстро прошел. Поначалу бегала молодежь на все эти «Эммануэли», а потом только пенсионеры стали ходить.
— Пенсионеры? На эротику?
— Ну да. Придет новый фильм, они к кассе подходят и спрашивают, о чем фильм, очень уж старшее поколение не любило боевики. Если боевик — разворачиваются и уходят, если эротика — остаются. Сидят в зале, носом клюют, но все равно сидят. Но тогда кино еще было по цене доступно пенсионеру.
— Как Вы думаете, есть ли будущее у кинотеатров, у профессии киномеханика?
— В маленьких городах, как наш, вряд ли. Кинотеатры себя не окупают. В больших городах люди хотя бы зимой ходят в кино, у нас сложнее. Да и теперь уже у каждого дома DVD, домашние кинотеатры, любой фильм можно дома посмотреть.
Ирина АННИНСКАЯ
Комментарии:
нет комментариев