misto.zp.ua

Киномеханик Александр Соколов: «Когда рвалась пленка, зрители свистели и кричали механику: «Сапожник!»

Киномеханик Александр Соколов: «Когда рвалась пленка, зрители свистели и кричали механику: «Сапожник!»Александр Соколов — представитель редкой сегодня профессии киномеханика. Всю трудовую жизнь он провел в киноаппаратной, из окошка которой наблюдал за тем, как меняется зритель, посещающий кинозалы, как меняются фильмы и отношение людей к кино. Он помнит времена, когда очередь в кинотеатры занимали рано утром, а перед показом выпрашивали у входа лишний билетик. Своими наблюдениями Александр Иванович делится с читателями «Делового».

— Александр Иванович, как давно Вы работаете киномехаником?
— С 1969 года. Сначала я устроился учеником киномеханика в кинотеатре им.Горького на Лисках. Я тогда учился в восьмом классе. Вообще-то брали только с 16 лет, а мне еще не было 16-ти, но очень хотелось быть киномехаником. Нужно было проработать три месяца, после этого давали направление на курсы в Запорожье. В общем, так получилось, что трудовая книжка у меня появилась раньше, чем паспорт.

— Откуда возникло такое желание быть киномехаником?
— У моего отца друг работал киномехаником в ДК им.Калинина, и он меня туда с собой брал. Я еще был маленький, но как-то запомнилось. Вообще-то я сцену любил, меня тянуло выступать перед зрителями, петь. Артист из меня не вышел, зато вышел киномеханик.

— Где у нас обучают на киномехаников?
— Сейчас даже не знаю. Раньше было училище в Запорожье и курсы при областном управлении кинофикации, которые я окончил. В нашем педагогическом институте давали определенные знания кинотехники, но только для работы на узкопленочных аппаратах, чтобы демонстрировать фильмы для школы.

— А сколько кинотеатров было в то время в Бердянске?
— «Космос», «Юность», «Маяк», «Родина» и кинотеатр им.Горького. Кроме того, в профсоюзных Домах культуры и клубах тоже были свои кинозалы, в ДК им.Островского, ДК им.Калинина, клубе им.Кирова.

— Какой сеанс Вам больше всего запомнился?
— Я только перешел в «Юность», здесь была аппаратура немного другая в отличие от той, на которой я работал в кинотеатре им.Горького. Было немного страшновато. И меня оставили одного на воскресном сеансе. Людей — полный зал! Я сидел, как на иголках. А фильм тогда крутил «Анжелика — маркиза ангелов». Я эту «Анжелику» на всю жизнь запомнил! Еще запомнил навсегда индийское кино. Народ индийские фильмы ужасно любил, всегда аншлаг, поэтому их каждый месяц брали. И, представьте, несколько раз в день все эти песни специфические, даже, если не смотришь на экран, звук в аппаратной все равно слышен. Я приходил домой, ложился спать, а у меня в голове: «Джимми, Джимми, ача…».

— Отличается ли техника, на которой Вы начинали работать от той, на которой работаете сейчас?
— Конечно! Сейчас везде автоматика, раньше этого не было. Тогда на смене работали два человека: киномеханик и помощник киномеханика. Надо было постоянно находиться возле проектора и следить за его работой, пленка постоянно рвалась. Сейчас пленка такая, что ее и захочешь, не порвешь. Раньше нужно было переходить с одного проектора на другой каждые 7-10 минут, всё вручную. А сейчас я заряжаю большую бобину на 1800 м, и целый час можно к проектору не подходить. Одному можно справиться без проблем. А раньше спокойно нельзя было посидеть: лампы, электроды, пленка рвется, в зале сразу свистеть начинают.

— Что чувствовал киномеханик, когда рвалась пленка и зрители свистели?
— Ой, не только свистели! И топали, и креслами громыхали, и кричали «Сапожник!». Ну, что можно чувствовать, когда знаешь, что столько людей одновременно зависят от твоих действий! Постоянно на нервах, сам ругаться начинаешь. Особенно, когда в самом интересном месте порвется, а такое часто бывало, ведь фильмы бывали затасканные, пленка пересохшая…

— Изменился ли зритель за это время?
— Во-первых, раньше в залах аншлаги были. Я помню, как в «Космосе» очередь за билетами еще на рассвете занимали, а перед показом выпрашивали у входа лишний билетик. Работало три кассы одновременно и предварительная. Как сейчас помню, шел французский фильм «Три мушкетера», так очереди такие были, что не пройти. И зал был какой-то живой, если грохнет смехом, так звук забивает! То ли люди были эмоциональней, то ли фильмы были другие. Сейчас я сижу здесь, в аппаратной, и не слышу, что там в зале происходит, будто там и нет никого… Мне кажется, раньше фильмы были другие. Наши советские комедии нельзя превзойти! Но не только наши. Заграничные фильмы — французские, американские — тоже были интереснее, живее. Люди один и тот же фильм приходили по несколько раз смотреть. А сейчас я и фильмов назвать не могу, которые бы мне запомнились.

— Ни одного?
— «Девятую роту» запомнил.

— Сами в кино ходите?
— Хожу иногда. В основном, в те кинотеатры, в которых сам работаю.

— Чем Вы отличаетесь от обычного зрителя?
— В общем-то, ничем, просто я замечаю некоторые вещи, которые простые зрители не видят. Например, я вижу все переходы, все сигнальные метки. Обычно человек следит за сюжетом и не видит этого, а я, это профессиональное внимание, не отрываясь от сюжета, замечаю метки и знаю, что они означают переход от одной части фильма к другой.

— У Вас есть любимый фильм?
— Я очень люблю старые комедии, вообще наши старые фильмы. Например, «Москва слезам не верит».

— Бывали ли какие-то курьезные случаи в Вашей работе?
— Всякое бывало: и прерывался фильм в неожиданных местах, бывало, вверх ногами случайно пленку заряжали. Было время, когда были обязательны киножурналы, нас ругали, если мы не показывали их, так вот один мой коллега забыл киножурнал в начале показать, посредине фильма остановился и поставил киножурнал, прямо так, как сейчас фильмы по телевизору рекламой прерывают. А однажды мы получили «Ромео и Джульетту». Это было во времена, когда только-только стала на экранах эротика появляться. В фильме была эротическая сцена, так вот в нашей копии ее не оказалось, какой-то киномеханик до нас вырезал себе на память. Был настоящий скандал. Народ в то время эротикой очень интересовался, хотя этот интерес быстро прошел. Поначалу бегала молодежь на все эти «Эммануэли», а потом только пенсионеры стали ходить.

— Пенсионеры? На эротику?
— Ну да. Придет новый фильм, они к кассе подходят и спрашивают, о чем фильм, очень уж старшее поколение не любило боевики. Если боевик — разворачиваются и уходят, если эротика — остаются. Сидят в зале, носом клюют, но все равно сидят. Но тогда кино еще было по цене доступно пенсионеру.

— Как Вы думаете, есть ли будущее у кинотеатров, у профессии киномеханика?
— В маленьких городах, как наш, вряд ли. Кинотеатры себя не окупают. В больших городах люди хотя бы зимой ходят в кино, у нас сложнее. Да и теперь уже у каждого дома DVD, домашние кинотеатры, любой фильм можно дома посмотреть.

Ирина АННИНСКАЯ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
71112, г. Бердянск, ул. К.Маркса, 51
Директор:
Горячева Татьяна
Шеф-редактор:
Белоусов Сергей
Телефоны:
8 (06153) 7-06-67, 7-36-67
Прием частных объявлений
8 (06153) 7-24-93
Интернет-сайт:
www.delovoy.net.ua
E-mail:
delovoy[@]zp.ukrtel.net
Подписной индекс:
41633

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |