misto.zp.ua

Как в Запорожье строили мост через Старый Днепр... в 1930 году (фото)

Как в Запорожье строили мост через Старый Днепр... в 1930 году (фото)

Я отмечал в первой части фоторепортажа со строительства мостов через Днепр в Запорожье в конце двадцатых – начале тридцатых годов,  что большую подборку снимков той поры, на которых как раз и запечатлена грандиозная стройка, развернувшаяся на обоих берегах Днепра, обнаружил в Государственном центральном музее современной истории России знаток истории города за днепровскими порогами Фантор Петрович. Он в конце 2021 года и обнародовал исторические, невероятно интересные фото в соцсетях. А я, воспользовавшись его подсказкой, тоже заглянул в музей, откуда заимствовал 24 фотографии: по 12 на каждый металлический мост – через Новый Днепр и через Старый Днепр. Меня поразил размах строительства. Колоссальные силы и средства были привлечены в Запорожье для того, чтобы перекрыть вечный Днепр мостовыми переходами, которые через десять лет после начала их эксплуатации – осенью 1941 года, были взорваны. Движение через Хортицу, правда, немцы скоро восстановили, но в 1943 году, при наступлении Красной Армии, мосты снова взорвали. И уже не восстанавливались – на их месте построили мосты Преображенского. Уже не металлические, правда, а железобетонные.

А теперь я процитирую короткую главу из книги  инженера Льва Адельберга «Мосты Запорожья». В ней как раз подробно рассказывается о строительстве в довоенном Запорожье мостов через Днепр:

«Мосты были двухъярусные. Верхний ярус — для двухпутейного железнодорожного движения, а нижний, шириной 7,75 м, — для грузового и легкового автотранспорта, а также для пешеходов. Для этого с обеих сторон нижнего яруса на консолях были сделаны тротуары. Полная длина моста через Новый Днепр составляла 715 м и он состоял из трех основных арочных пролетов по 140 м каждый. Со стороны обеих берегов были подходы. Высота моста составляла 50 метров. Мост через Старый Днепр был одноарочным, имел длину 370 м, состоял из арки длиной 224 м и подходов в виде металлических рамных эстакад. Этот одноарочный мост с пролетом в 224 м был тогда самым большим однопролетным мостом в Европе.  Общий вес металла обеих мостов составлял 13700 т, из которых на трехарочный мост приходилось 8480 т, а на одноарочный — 5220 т. Проекты мостов через Новый и Старый Днепр были разработаны и рассчитаны профессором Стрелецким. Самые ответственные части мостов – арки, были изготовлены из ферросилициевой стали, а надарочные строения — из обычной углеродистой. Прокат ферросилициевой стали был заказан на Витковецком сталеплавильном заводе в Чехословакии. И часть конструкций была склепана в Чехословакии, а часть — у нас на Днепропетровском металлургическом заводе. Мост через Старый Днепр собирали специалисты из Чехословакии, трехарочный мост через Новый Днепр — наши, под руководством  инженера Константинова. Жители Запорожья называли эти мосты Константиновскими».

В качестве уточнения: Николай  Стрелецкий — ученый-механик, специалист в области строительных конструкций и мостостроения. Инженер-мостостроитель Борис Константинов работал  в проектной конторе Центрального управления строительства Народного комиссариата путей сообщения. Ну, а теперь закрываем глаза, чтобы, открыв их через мгновение, оказаться в далеком 1930 году – на берегу Старого Днепра…

*

         


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |