Имея площадь 22400000 квадратных километров, Советский Союз был крупнейшим государством мира. Он занимал шестую часть суши. Протяженность СССР охватывала 11 часовых поясов (более 10000 км с востока на запад и почти 7200 километров с севера на юг). На территории страны располагалось пять климатических зон.
Документ об образовании великой державы был утвержден 30 декабря 1922 года. Не дожив чуть более трех недель до очередного дня рождения, СССР тихо скончался 8 декабря 1991 года.
Ушла в небытие страна, чьи обитатели радовались каждой мелочи: завезенному в универмаг импортному купальнику, случайно на радио прозвучавшим «битлам». Злорадствующие по поводу крушения старой системы называют тот еще советский народ рабами, тем самым направляя на себя же язвительно-ядовитые стрелы. Потому что по логике вещей тоже являются детьми и внуками рабов.
Провозглашать ужасы о кошмарном СССР можно сколь угодно долго, но реальность гораздо прозаичнее: любую страну можно подловить в раздевалке, где она потная, грязная, моется в душе и в сток текут черные струи. Можно кричать, «как хорошо, что все это позади»...
Знаете, если распалась большая страна, то это еще не значит, что все пересели на «лексусы». Новая прекрасная жизнь была отвоевана для небольшой группы общества, вовремя почуявшей, где можно сделать деньги. У них элитные дома на родине и за границей, они дарят радость своим близким и заботятся о добротном будущем своих детей.
Провозглашенный на референдуме вариант «свобода для всех» оказался самоубийственным. Вылезли наверх не только хапнувшие народное достояние нувориши, но и их холуи, так называемые «братки» – с них только апокалипсис писать. Двадцать лет назад всех призывали быть предпринимателями, но оказалось, что это удел избранных, умеющих рисковать. А люди в массе хотят стабильной работы за реальные деньги. Концепция «освобождения» не учла, что советский человек по натуре – труженик-бюджетник, а не флибустьер (разбойник, грабитель), и заманила целый народ в беспросветную топь. Рабочий теперь не гегемон, а крестьянин вымирает как класс.
Где наша совесть нации, гарантия справедливости – правозащитники? На службе у тех, кто заплатит. А при виде милиционера вообще хочется перейти на другую сторону улицы.
Что сегодня имеют люди? Или может, кто их имеет? Народ так и остался на развалинах конца прошлого века и за счет его, не ведающего, как можно нажиться на ближнем, кто-то сегодня чувствует себя комфортно, ездит по миру, покупает дома. И то правда, все богатыми стать не смогут. У нас нет колоний за океаном. Тогда о какой свободе, кого и за чей счет можно здесь рассуждать?
Или свобода для нас – это паленая водка, мертвые заводы, возможность торговать на обочинах старьем и звереть с голодухи? Из-за пропаганды «нормальной жизни» еще в 90-е пущена под откос вся государственная экономика, да и национальная жизнь с ее полусельским еще патриархальным укладом. И что на ее месте? Ту жизнь уже не восстановишь – профессионалы либо уехали, либо умерли. Нужно ли еще убеждать молодых и не очень в том, что «выбор» был сделан правильно? А был ли выбор в момент распада?
Фотографии советского прошлого вызывают ностальгию по чему-то утерянному навсегда. Здесь такой парадокс: тоскуют не от того, что хорошо было, а от того, что было тяжело, но были силы не только все это преодолевать, но и радоваться жизни. Одни ностальгируют над армейским альбомом – там было очень тяжело и то, что живыми вернулись, вообще, считают, повезло. Другие вспоминают веселые стройотряды, где получали мизерную оплату труда и пели песни под гитару у костра, и романтично влюблялись. И не нужно запрещать тосковать старшему поколению по своей молодости, по юности, по детству. Просто оно у них было вот такое. Что ж теперь, забыть его, выбросить из головы? Другого-то нет.
Я не испытываю лишней ностальгии, просто названное и есть человеческий, социально-гуманитарный капитал, который был варварски разбазарен, а все его достижения, как мы знаем, были уничтожены: бесплатные спортивные секции, театральные кружки, музыкальные школы за символическую плату. Приведу слова знакомого тренера, уже бывшего – несколько месяцев назад лишившегося работы из-за высокой арендной стоимости школьного спортзала: «Раньше с детей денег не брал. Они скидывались сами гривен по 30–50 и покупали то, что необходимо для занятий (гантельки, скакалки, перчатки и т.д.). Сейчас же при моем количестве детей, чтобы выходить в ноль, они должны скидываться по минимум 350 грн. Собственно вопрос: как выжить?»…
Всем известно, что советское и сегодняшнее образование – это две большие разницы. Да, и тогда действовали блат и взятки, однако выпускали специалистов. А сегодняшний выпускник-стоматолог находит кариес в имплантанте. Перестроечное время принесло платные факультеты. Но это считалось для совсем уж тупых, неспособных поступить в институт.
А сейчас дети ни одного из моих знакомых не учатся бесплатно (а есть там и весьма способные ребята). Конечно, есть бесплатные места, но поступить туда стоит дороже, чем на платное. Разве что в порядке полного исключения – проделав долгий путь, победив во всяких олимпиадах, через обучение в школе при вузе для особо одаренных и т.д.
Среднестатистический абитуриент, способностей которого хватит для поступления в вуз и обучения в вузе на общих началах – без денег учиться не сможет. А уж какие сейчас платные сдачи, пересдачи и зачеты в самом процессе обучения – лучше промолчать.
У нас не Америка – кредитов на обучение не дадут, стипендии от доброхотов тоже. В провинции зарплаты исчисляются в таких суммах, что в столицу чадо могут отправить только реально состоятельные по провинциальным меркам люди.
Есть колледжи при вузах, но это лазейка для детей сотрудников данных учебных заведений с целью получения «бюджетного» образования, включая высшее. Для «варягов» – только контрактная форма обучения.
А кто из сегодняшних граждан может позволить себе послать ребенка в летний лагерь? А в СССР государство стояло на страже оздоровления детей. Теперь ищут отдыха поэкономней, провоцируя тем самым искателей легкой наживы поставить неисправный теплоход на воду.
Теперь скажите, чем советские «идолы» страшнее сегодняшних прогнозов о скором конце света? И что, политической пропаганды меньше стало (от ВР до местечкового уровня)? Так к ней еще добавилась депрессивная. А ведь любой нормальный человек хочет жить в предсказуемом мире. К сожалению, мы от него отказались.
Конечно, мне можно розразить, сказать, что не все так страшно и что надо сражаться за свое счастье, за светлое будущее. Но зачем? Я же не воин, а гражданин.
Какой мой вклад в жизнь общества, спросите вы? Ответ готов: я не воитель и не революционер, мне все равно, кто будет стоять надо мной – красные, белые, зеленые или голубые; я просто хочу спокойной жизни. Хочу делать качественно то, что умею, потому что, как мне кажется, именно такой принцип должен быть основополагающим у любого государства. Я хорошо выполняю свою работу, не ворую, уважительно отношусь к окружающим. Со своей стороны я, кажется, сделала все, моя часть договора выполнена. А где та часть, которую должно обеспечивать государство?
Наталья ЕРМАКОВА
Комментарии:
нет комментариев