misto.zp.ua

История "Победы" от запорожского музея техники "Фаэтон"

История "Победы" от запорожского музея техники "Фаэтон"

Принято считать, что в годы войны с немцами особо проявили себя, помогая пехоте громить врага, танк Т-34 и самолет Ил-2. А я бы к ним добавил  лендлизовский  грузовик Studebaker US6. Или «Студер», как его называли в войсках.  И, если бы мне предложили составить первую, скажем, пятерку автомобилей победы, я бы, не задумываясь, вторым назвал «Студер» [в качестве уточнения: СССР получил от США 187970 автомобилей марки Studebaker]. Ну, а почетное первое место отдал бы автомобилю, который… не воевал, но, тем не менее, стопроцентно связан с победой над нацистской Германией во Второй мировой войне. Он так и называется: «Победа». Это победа, до которой можно дотронуться рукой. Например, в запорожском музее техники «Фаэтон».

Естественно, с первым советским послевоенным легковым автомобилем ГАЗ-М-20, как «Победа» именовалась официально, связано много легенд [напомню, что следующей машиной Горьковского автозавода этого ряда стал ГАЗ-21, больше известный под именем «Волга»]. А самую любопытную озвучил сотрудник музея техники Семен Мушер —  прямо возле фаэтоновской, роскошного вида, «Победы» цвета морской волны. Легенда вот какая.  Когда в 1946 году главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт предъявил машину  вождям – на презентации, как мы сейчас говорим, в Кремле, долго молча слушавший объяснения Сталин вдруг негромко спросил: «А как вы назвали машину?» «Родиной», товарищ Сталин», — ответил главный конструктор. «И почем «Родину» продавать будете?» — так же негромко полюбопытствовал Сталин. После чего воцарилась такая тишина, что кому-то из присутствовавших даже послышалось легкое ржание лошадей, запертых в двигателе презентационного автомобиля. А курировавший силовые министерства – внутренних дел и госбезопасности, Лаврентий Берия запустил руку в карман штанов, где у него находился самозарядный «Вальтер» — немецкий пистолет, подаренный Берии коллегами из гестапо во время довоенного визита в Москву для обмена опытом. Впрочем, «Вальтер» тогда не понадобился: расстреливать собиравшегося торговать  родиной главного конструктора не стали, а презентацию просто отложили. Не исключаю, что все было чуть иначе. Я умышленно сгустил краски, чтобы охарактеризовать атмосферу, царившую в стране, в которой репрессии и террор против собственного народа были возведены в ранг государственной политики. К слову, главный конструктор таки пострадал: в октябре 1951 года по ложному доносу его, лауреата пяти(!) Сталинских  [читай:  Государственных] премий сняли  с должности и отправил на Урал рядовым конструктором. Из вынужденной ссылки он вернулся только после смерти Сталина.

А вообще, к работе над будущей «Победой», как охотно объяснил Семен Мушер, конструкторы приступили в 1936 году и в 41-м завод начал готовиться к выпуску этого автомобиля… К проекту вернулись только в 1945 году, а через год состоялась презентация в Кремле – та самая, с иезуитским вопросом Сталина о цене родины. Впрочем, машина кремлевской публике не понравилась не только названием. Кому-то из маршалов, например, она показалась тесной: из-за низкого потолка в задней части салона, нужно было снимать папаху, как бы выказывая тем самым уважение «Победе», на что категорически были не согласны маршалы — им была непонятна сама природа слова «уважение». Имелись и другие недоработки, которые легко были устранены и через год состоялась повторная презентация ГАЗ-М-20 – вместе с первой представительской машиной ГАЗ-12 ЗИМ. Оба автомобиля были одобрены. При этом Сталин, узнав, как теперь величают «двадцатку», съязвил в присущей ему манере: не такой, мол, «Победы» заслужил народ. После чего милостиво разрешил: ну, пусть уж будет такая. И «Победа», до которой можно было дотронуться рукой, шустро покатила по просторам страны: на Горьковском автомобильном заводе она выпускалась до 1958 года. Всего заводчане произвели 241497 «победных» машин. А с 1951 года «Победа» по лицензии выпускалась в Польше — под маркой Warszawa. Поляки их выпустили 253 тысячи.

Как отмечают специалисты, «Победу» отличала принципиально новая конструкция. Новизна заключалась в самой схеме машины и в устройстве ее кузова. Он стал шире, а колеса углубились в его корпус, были убраны выступающие крылья. Все механизмы крепились не к раме, а к несущему кузову. При этом «Победа» была весьма комфортабельна, с мягкой подвеской колес, с вентиляцией и отоплением. Она обладала отличной маневренностью и имела мощные тормоза. В музее техники мы также узнали, что «победный» модельный ряд представляли не только легко узнаваемые автомобили с покатой крышей в задней части и необычно оформленными радиаторами, но и кабриолеты [кроме «Победы», в СССР в таком варианте выпускался только «Москвич-401»], и даже полноприводные «Победы», производившиеся для высшего руководства армии. Чтобы, значит, капризные маршалы могли «победно» доезжать до полигонов и командовать там войсками.  Теперь, что касается фаэтоновской «Победы» цвета морской волны. Она была выпущена в 1948 году, в «Фаэтоне» прошла полную реставрацию. Конечно же, она на ходу, как и вся техника уникального музея техники. А еще дававший нам пояснения Семен Мушер посоветовал посмотреть старый фильм «Весна», вышедший на экран 2 июля 1947 года. В роли самой эффектной героини в нем снялась Любовь Орлова, а в роли самой быстрой  – «Победа». Причем в картину попала машина первого выпуска. Лично на меня фильм впечатления не произвел, но «Победа» из него запомнилась.

[Фото автора]

   


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в