Авиационная промышленность остается одной из самых масштабных отраслей в высокотехнологичном секторе оборонно-промышленного комплекса Украины. Ей принадлежит значительная доля машиностроительного экспорта, и она является интегратором промышленного производства, неотъемлемым звеном в системе укрепления обороны и развития экономики государства.
Каждый успешно реализованный проект самолето- или вертолетостроения приносит миллиарды долларов прибыли. Однако лидерами самолетостроения становятся объединенные структуры, такие как Airbus, Boeing, EADS и др., реализующие весь комплекс мероприятий по созданию, серийному производству и обеспечению эксплуатации летательных аппаратов.
Такой опыт оправдан, так как разработка и освоение серийного производства современного авиационного двигателя – это сложный комплексный процесс, базирующийся на результатах работы более чем 30-ти направлений науки и техники (термо- и газодинамика, теплопередача и теплообмен, прочность, материаловедение, технологии, электроника и т.д.). Необходимость удовлетворения всевозрастающих требований к характеристикам двигателя, таким как экономичность, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, повышение надежности, снижение стоимости жизненного цикла двигателя и т.д., приводит к тому, что увеличивается стоимость создания и производства двигателя, он становится все сложнее и дороже. Так, в настоящее время 1 кг массы двигателя для гражданских самолетов стоит более 2-х тысяч долларов, а для военных – в 2…2,5 раза дороже. В сотни миллионов, а то и миллиарды долларов обходится разработка, испытания и сертификация нового двигателя.
Объединение средств нескольких источников финансирования, разработка узлов и технологий двойного применения – коммерческих и военных – единственный путь эффективной реализации в приемлемые сроки различных проектов с наименьшими капиталовложениями, а также с минимизированными техническими и финансовыми рисками.
Именно поэтому за рубежом создаются альянсы фирм по разработке новых двигателей, их последующему совместному производству, сбыту и обеспечению послепродажного обслуживания, по отработке научно-технического задела для обеспечения модернизации существующих двигателей и созданию новых.
В период 1960-х – первой половине 1980-х годов был создан мощный научно-технический и производственный потенциал, обеспечивший разработку и серийный выпуск двигателей 3-го и 4-го поколений, не уступающих по своим основным показателям зарубежным аналогам. Распад Советского Союза разорвал единый организм, которым была авиационная промышленность СССР.
Исходя из необходимости сохранения и дальнейшего расширения сложившейся десятилетиями интеграции в сфере авиационной техники, а также в целях обеспечения благоприятных условий для сотрудничества предприятий и организаций авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, был подписан ряд Межправительственных Соглашений о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники.
Межправительственные Соглашения явились основой долгосрочных партнерских взаимоотношений авиационной промышленности двух государств и обеспечили к настоящему времени полную или частичную реализацию ряда совместных программ, таких как создание самолетов Ту-334, Ан-140, Ан-38, Ан-3, Ан-70, Ан-148, Бе-200, Як-130 и двигателей к ним, а также вертолетных двигателей ВК-2500, АИ-450, ТВ3-117ВМА-СБМ1В и вспомогательных двигателей АИ9-3Б и АИ-450-МС.
Необходимо остановиться на одном из совместных проектов.
В тяжелейшие 90-е годы двадцатого века Украина и Россия смогли создать прорывной продукт в классе средних военно-транспортных самолетов – Ан-70, потребность в котором оценивается в несколько сот штук. До настоящего времени объединенными усилиями авиационные фирмы Европы не смогли повторить ни этот самолет, ни его двигатель в проекте А-400М. Сейчас осталось сделать всего несколько шагов на пути завершения испытаний Ан-70.
Но если эмоции и политические факторы очередной раз возьмут верх над экономической целесообразностью, Украина и Россия упустят возможность войти на рынок с Ан-70 раньше европейского А-400М, воспользовавшись возникшими проблемами в его создании. Судьба подарила нам шанс и насколько недальновидными надо быть, чтобы не воспользоваться им и пустить по ветру все, что уже сделано, все вложенные в эту программу народные деньги.
Примером успешной кооперации по созданию и изготовлению авиационных двигателей может служить многолетнее сотрудничество нашего предприятия и ГП «Ивченко-Прогресс» с ФГУП ММПП «Салют» (г. Москва). Наши предприятия оснащены современным оборудованием, используют передовые технологии мирового уровня и укомплектованы профессиональными инженерными кадрами и рабочими-специалистами. Все это позволяет выпускать авиадвигатели, лучшие среди аналогов в своем классе.
Необходимо отметить, что ОАО «Мотор Сич» закупает в Российской Федерации агрегаты, материалы, заготовки и т.п. более чем на 100 миллионов долларов. Из этой суммы мы возвращаем готовые двигатели на 90 миллионов, которые устанавливаются на российские самолеты и вертолеты и продаются в третьи страны, принося прибыль украинской и российской авиапромышленности. Мы берем комплектующие почти у трехсот предприятий Российской Федерации, а моторы поставляем более чем на 20 российских ОКБ и заводов. Тысячи людей задействованы в этой технологической цепочке, созданы тысячи рабочих мест.
Всего помощь в нашей работе нам оказывают около 20-ти отраслевых институтов Российской Федерации.
Многолетнее успешное сотрудничество подтвердило высокую эффективность кооперации, позволило существенно сократить сроки создания и подготовки производства авиационных двигателей, обеспечив при этом высокое качество и надежность.
Благодаря кооперации ОАО «Мотор Сич», ГП «Ивченко-Прогресс» и ФГУП ММПП «Салют», учитывающей специализацию и производственные возможности каждого участника, двигатель АИ-222-25 сегодня устанавливается на серийно производимые самолеты Як-130, поставляемые для училищ ВВС Российской Федерации и Алжира, а двигатель Д-436-148 успешно начал регулярную эксплуатацию на пассажирских самолетах Ан-148. Это ли не наглядный пример, показывающий эффективность сотрудничества предприятий?
С целью получения преимуществ на всех стадиях жизненного цикла двигателей в мировой практике широко применяется принцип создания семейства двигателей на основе базовой конструкции.
Говоря об украинско-российском сотрудничестве, нельзя не отметить, что Ан-148, как и его двигатели, является не менее российским, чем RRJ. В его производстве задействовано 126 предприятий Российской Федерации, таких как АООТ «МИЭА», ФГУП «НИИКТП» (г. Москва), ФГУП «УМПП «Молния» (г. Уфа), ЗАО «Интехавиа» (г. Москва) и другие. Серийное строительство этого самолета осуществляется на КиГАЗ «Авиант» (г. Киев) и ОАО «ВАСО» (г. Воронеж) в кооперации этих предприятий.
Можно привести и другие примеры совместных работ предприятий Украины и России по созданию новых двигателей. Это и уже серийно выпускаемый вертолетный ВК-2500, созданный совместно с «Заводом им. В.Я. Климова», и АИ-22 так и не получивший путевку в небо из-за прекращения работ по программе самолета Ту-324, но ставший необходимым этапом в создании двигателя АИ-222-25, и ряд других.
Подводя итог можно сказать, что благодаря здравому смыслу, прагматичному подходу и инициативе, проявленным предприятиями и организациями авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, а также поддержке правительств, удалось сберечь взаимовыгодное сотрудничество авиационных отраслей наших стран.
В последнее время на уровне правительств Украины и Российской Федерации все более четко проявляются тенденции к интеграции самолетостроительных и авиадвигателестроительных отраслей промышленности наших стран.
Это является следствием многолетней, проводимой украинскими и российскими предприятиями политики консолидации опыта, научного и технологического потенциала для создания и производства новых конкурентоспособных на мировом рынке образцов авиационной техники.
Как свидетельство этой тенденции можно рассматривать положения подписанного Ю.В. Тимошенко и В.В. Путиным протокола Четвертого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии от 29 апреля 2009г., касающиеся авиационной промышленности. Протокол предусматривает более тесную интеграцию предприятий авиационной промышленности Украины с авиационными предприятиями и научными организациями Российской Федерации с целью эффективной реализации совместных авиационных программ, участие АНТК «Антонов» в проектах средне-магистрального самолета МС-21 и многоцелевого транспортного самолета МТА.
Еще более конкретные задачи интеграции авиационной промышленности Украины и России поставлены протоколом Четвертого заседания подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Украинско-Российской межгосударственной комиссии от 24 марта 2009г.
Так, Государственному авиастроительному концерну «Антонов» и российскому ОАО «Объединенная авиационная корпорация», корпорации «НПО «А. Ивченко» и российскому ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» поручено подготовить планы совместных действий на 2009–2010г.г. по разработке механизма создания интегрированных структур соответственно в области самолетостроения и в области двигателестроения, для чего создать совместные постоянно действующие группы – одну по развитию авиационных, а другую по развитию двигателестроительных программ.
В данный момент наша общая задача – наращивать объемы совместного производства современных конкурентоспособных двигателей, а также ускорять работы по созданию новых перспективных двигателей, способных обеспечить дальнейшее расширение рынков сбыта. В мире, где господствует Дженерал Электрик и Пратт-Уитни, Роллс-Ройс и Снекма нет альтернативы сохранению и развитию сотрудничества авиадвигателестроительных предприятий Украины и Российской Федерации, их широкой интеграции.
Или сохранив все то, что объединяло нас десятки лет, мы сбережем за нашим совместным авиамоторостроением статус одного из немногих в мире, способных создавать в полном объеме двигатели для летательных аппаратов различного назначения, или поодиночке, одни раньше, другие позже, станем производственно-технологическим придатком западных фирм, потеряем право называться великой авиационной державой.
Будущее в лице наших детей и внуков, не простит нам, если мы не сможем сохранить и приумножить созданное потом и кровью наших отцов и дедов.
Вячеслав БОГУСЛАЕВ, народный депутат Украины, президент открытого акционерного общества «Мотор Сич», доктор технических наук, профессор
Комментарии:
нет комментариев