misto.zp.ua

Интеграция – необходимость, продиктованная временем

Интеграция – необходимость, продиктованная временемАвиационная промышленность остается одной из самых масштабных отраслей в высокотехнологичном секторе оборонно-промышленного комплекса Украины. Ей принадлежит значительная доля машиностроительного экспорта, и она является интегратором промышленного производства, неотъемлемым звеном в системе укрепления обороны и развития экономики государства.

Каждый успешно реализованный проект самолето- или вертолетостроения приносит миллиарды долларов прибыли. Однако лидерами самолетостроения становятся объединенные структуры, такие как Airbus, Boeing, EADS и др., реализующие весь комплекс мероприятий по созданию, серийному производству и обеспечению эксплуатации летательных аппаратов.

Такой опыт оправдан, так как разработка и освоение серийного производства современного авиационного двигателя – это сложный комплексный процесс, базирующийся на результатах работы более чем 30-ти направлений науки и техники (термо- и газодинамика, теплопередача и теплообмен, прочность, материаловедение, технологии, электроника и т.д.). Необходимость удовлетворения всевозрастающих требований к характеристикам двигателя, таким как экономичность, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, повышение надежности, снижение стоимости жизненного цикла двигателя и т.д., приводит к тому, что увеличивается стоимость создания и производства двигателя, он становится все сложнее и дороже. Так, в настоящее время 1 кг массы двигателя для гражданских самолетов стоит более 2-х тысяч долларов, а для военных – в 2…2,5 раза дороже. В сотни миллионов, а то и миллиарды долларов обходится разработка, испытания и сертификация нового двигателя.

Объединение средств нескольких источников финансирования, разработка узлов и технологий двойного применения – коммерческих и военных – единственный путь эффективной реализации в приемлемые сроки различных проектов с наименьшими капиталовложениями, а также с минимизированными техническими и финансовыми рисками.

Именно поэтому за рубежом создаются альянсы фирм по разработке новых двигателей, их последующему совместному производству, сбыту и обеспечению послепродажного обслуживания, по отработке научно-технического задела для обеспечения модернизации существующих двигателей и созданию новых.

В
период 1960-х – первой половине 1980-х годов был создан мощный научно-технический и производственный потенциал, обеспечивший разработку и серийный выпуск двигателей 3-го и 4-го поколений, не уступающих по своим основным показателям зарубежным аналогам. Распад Советского Союза разорвал единый организм, которым была авиационная промышленность СССР.
Исходя из необходимости сохранения и дальнейшего расширения сложившейся десятилетиями интеграции в сфере авиационной техники, а также в целях обеспечения благоприятных условий для сотрудничества предприятий и организаций авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, был подписан ряд Межправительственных Соглашений о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники.

Межправительственные Соглашения явились основой долгосрочных партнерских взаимоотношений авиационной промышленности двух государств и обеспечили к настоящему времени полную или частичную реализацию ряда совместных программ, таких как создание самолетов Ту-334, Ан-140, Ан-38, Ан-3, Ан-70, Ан-148, Бе-200, Як-130 и двигателей к ним, а также вертолетных двигателей ВК-2500, АИ-450, ТВ3-117ВМА-СБМ1В и вспомогательных двигателей АИ9-3Б и АИ-450-МС.

Необходимо остановиться на одном из совместных проектов.

В тяжелейшие 90-е годы двадцатого века Украина и Россия смогли создать прорывной продукт
в классе средних военно-транспортных самолетов – Ан-70, потребность в котором оценивается в несколько сот штук. До настоящего времени объединенными усилиями авиационные фирмы Европы не смогли повторить ни этот самолет, ни его двигатель в проекте А-400М. Сейчас осталось сделать всего несколько шагов на пути завершения испытаний Ан-70.

Но если эмоции и политические факторы очередной раз возьмут верх над экономической целесообразностью, Украина и Россия упустят возможность войти на рынок с Ан-70 раньше европейского А-400М, воспользовавшись возникшими проблемами в его создании. Судьба подарила нам шанс и насколько недальновидными надо быть, чтобы не воспользоваться им и пустить по ветру все, что уже сделано, все вложенные в эту программу народные деньги.

Примером успешной кооперации по созданию и изготовлению авиационных двигателей может служить многолетнее сотрудничество нашего предприятия и ГП «Ивченко-Прогресс» с ФГУП ММПП «Салют» (г. Москва). Наши предприятия оснащены современным оборудованием, используют передовые технологии мирового уровня и укомплектованы профессиональными инженерными кадрами и рабочими-специалистами. Все это позволяет выпускать авиадвигатели, лучшие среди аналогов в своем классе.

Необходимо отметить, что ОАО «Мотор Сич» закупает в Российской Федерации агрегаты, материалы, заготовки и т.п. более чем на 100 миллионов долларов. Из этой суммы мы возвращаем готовые двигатели на 90 миллионов, которые устанавливаются на российские самолеты и вертолеты и продаются в третьи страны, принося прибыль украинской и российской авиапромышленности. Мы берем комплектующие почти у трехсот предприятий Российской Федерации, а моторы поставляем более чем на 20 российских ОКБ и заводов. Тысячи людей задействованы в этой технологической цепочке, созданы тысячи рабочих мест.

Всего помощь в нашей работе нам оказывают около 20-ти отраслевых институтов Российской Федерации.
Многолетнее успешное сотрудничество подтвердило высокую эффективность кооперации, позволило существенно сократить сроки создания и подготовки производства авиационных двигателей, обеспечив при этом высокое качество и надежность.

Благодаря кооперации ОАО «Мотор Сич», ГП «Ивченко-Прогресс» и ФГУП ММПП «Салют», учитывающей специализацию и производственные возможности каждого участника, двигатель АИ-222-25 сегодня устанавливается на серийно производимые самолеты Як-130, поставляемые для училищ ВВС Российской Федерации и Алжира, а двигатель Д-436-148 успешно начал регулярную эксплуатацию на пассажирских самолетах Ан-148. Это ли не наглядный пример, показывающий эффективность сотрудничества предприятий?

С целью получения преимуществ на всех стадиях жизненного цикла двигателей в мировой практике широко применяется принцип создания семейства двигателей на основе базовой конструкции.

Говоря об украинско-российском сотрудничестве, нельзя не отметить, что Ан-148, как и его двигатели, является не менее российским, чем RRJ. В его производстве задействовано 126 предприятий Российской Федерации, таких как АООТ «МИЭА», ФГУП «НИИКТП» (г. Москва), ФГУП «УМПП «Молния» (г. Уфа), ЗАО «Интехавиа» (г. Москва) и другие. Серийное строительство этого самолета осуществляется на КиГАЗ «Авиант» (г. Киев) и ОАО «ВАСО» (г. Воронеж) в кооперации этих предприятий.

Можно привести и другие примеры совместных работ предприятий Украины и России по созданию новых двигателей. Это и уже серийно выпускаемый вертолетный ВК-2500, созданный совместно с «Заводом им. В.Я. Климова», и АИ-22 так и не получивший путевку в небо из-за прекращения работ по программе самолета Ту-324, но ставший необходимым этапом в создании двигателя АИ-222-25, и ряд других.

Подводя итог можно сказать, что благодаря здравому смыслу, прагматичному подходу и инициативе, проявленным предприятиями и организациями авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, а также поддержке правительств, удалось сберечь взаимовыгодное сотрудничество авиационных отраслей наших стран.

В последнее время на уровне правительств Украины и Российской Федерации все более четко проявляются тенденции к интеграции самолетостроительных и авиадвигателестроительных отраслей промышленности наших стран.

Это является следствием многолетней, проводимой украинскими и российскими предприятиями политики консолидации опыта, научного и технологического потенциала для создания и производства новых конкурентоспособных на мировом рынке образцов авиационной техники.

Как свидетельство этой тенденции можно рассматривать положения подписанного Ю.В. Тимошенко и В.В. Путиным протокола Четвертого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии от 29 апреля 2009г., касающиеся авиационной промышленности. Протокол предусматривает более тесную интеграцию предприятий авиационной промышленности Украины с авиационными предприятиями и научными организациями Российской Федерации с целью эффективной реализации совместных авиационных программ, участие АНТК «Антонов» в проектах средне-магистрального самолета МС-21 и многоцелевого транспортного самолета МТА.

Еще более конкретные задачи интеграции авиационной промышленности Украины и России поставлены протоколом Четвертого заседания подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Украинско-Российской межгосударственной комиссии от 24 марта 2009г.

Так, Государственному авиастроительному концерну «Антонов» и российскому ОАО «Объединенная авиационная корпорация», корпорации «НПО «А. Ивченко» и российскому ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» поручено подготовить планы совместных действий на 2009–2010г.г. по разработке механизма создания интегрированных структур соответственно в области самолетостроения и в области двигателестроения, для чего создать совместные постоянно действующие группы – одну по развитию авиационных, а другую по развитию двигателестроительных программ.

В данный момент наша общая задача – наращивать объемы совместного производства современных конкурентоспособных двигателей, а также ускорять работы по созданию новых перспективных двигателей, способных обеспечить дальнейшее расширение рынков сбыта. В мире, где господствует Дженерал Электрик и Пратт-Уитни, Роллс-Ройс и Снекма нет альтернативы сохранению и развитию сотрудничества авиадвигателестроительных предприятий Украины и Российской Федерации, их широкой интеграции.

Или сохранив все то, что объединяло нас десятки лет, мы сбережем за нашим совместным авиамоторостроением статус одного из немногих в мире, способных создавать в полном объеме двигатели для летательных аппаратов различного назначения, или поодиночке, одни раньше, другие позже, станем производственно-технологическим придатком западных фирм, потеряем право называться великой авиационной державой.

Будущее в лице наших детей и внуков, не простит нам, если мы не сможем сохранить и приумножить созданное потом и кровью наших отцов и дедов.

Вячеслав БОГУСЛАЕВ, народный депутат Украины, президент открытого акционерного общества «Мотор Сич», доктор технических наук, профессор


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |