Стоит отметить, что за лоббистский закон (его продавливал министр внутренних дел Арсен Аваков) в ВР было отдано 227 голосов, при минимально необходимых 226-ти. Не будем строить догадки, откуда взялось такое количество в полупустом зале, а оставим на совести парламентариев, которые дали добро на совершение дополнительных кредитных сделок в тяжелых для страны кономических условиях.
Тему соглашения о закупке французских вертолетов между Арсеном Аваковым и французским правительством ПОЗИЦИЯ поднимала в номере от 12 апреля в публикации «А как же национальная гордость?». В ней автор отмечал, что реализация упомянутого контракта станет сокрушительным ударом по украинской авиастроительной промышленности. К тому же в статье было отмечено, что в отличие от вертолетов украинского производства, летательная техника марки Aіrbus требует исключительно ангарных условий хранения. А это дополнительные расходы.
В то же время у профильных экспертов также заговорили о том, что $0,5 млрд на закупку вертолетов не были заложены в бюджете, а сама сделка выгодна исключительно французской стороне. Ведь им же нужно обеспечить заказом собственную авиакомпанию! И вот ради них Украина, и так нахватавшаяся долгов, берет очередной займ: банковский – на 430 млн евро и казначейский – на 45 млн евро сроком на 6 лет и под 1% годовых.
Весьма показательно, что украинские власти покупают у Airbus явно те вертолеты, от которых в 2016 году отказалась Польша в интересах развития собственного производства. Об этом в Facebook написал финансовый эксперт Павел Вернивский: «Артур Собонь, заместитель министра по инвестициям и развитию Польши, сказал: «Если бы мы заключили контракт с Airbus, то на авиазавод PZL Swidnik пришлось бы повесить замок. Вот потому я отказался от контракта (на 3 млрд евро) с французами».
А ведь Украина тоже могла бы инвестировать в свое единственное авиастроительное предприятие – запорожский АО «МОТОР СИЧ». Тем более что совсем недавно, 16 апреля, на вертодромеАО «МОТОР СИЧ» презентовали впервые произведенный у нас в стране гражданский вертолет «Надія». Он как нельзя лучше подходит для эксплуатации подразделениями ГСЧС, пограничниками и полицией, потому что предназначен для патрулирования дорог, мониторинга трубопроводов и газопроводов, а главное, берет на борт более тонны грузов, чего не скажешь об импортных аналогах. К тому же вдвое дешевле французских.
К месту будет отметить, что 7–8 мая на запорожском вертодроме произошло еще одно событие, подтверждающее убедительную конкурентоспособность украинского авиапроизводителя. На вертолете Ми-8МТВ с новыми запорожскими двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 3 были установлены 12 мировых рекордов по скороподъемности, что зафиксировано в присутствии судьи Федерации авиационного спорта Украины, комиссара FAI Аллы Стрельниковой. Таким образом, официально подтверждено, что вертолетные двигатели производства АО «МОТОР СИЧ», которые подарили новые возможности винтокрылой технике, лучшие в мире.
Так, 7 мая ремоторизированный на МОТОР СИЧ вертолет в классе E1g (взлетный вес – до 10 тонн) превзошел показатели французского еврокоптера по скороподъемности на 3 и 6 км: у него набор высоты 3000 м без груза – 2 мин. 30 сек., 6000 м – 5 мин. 20 сек., а у еврокоптера соответственно: 3 мин. 10 сек. и 6 мин. 54 сек. Средняя вертикальная скорость вертолета в ходе испытаний составила 19 метров в секунду. На следующий день, 8 мая, увеличив нагрузку за счет дополнительного веса, уже в классе E1h (от 10 до 20 тонн), Ми-8МТВ с запорожскими двигателями установил еще ряд рекордов. Он показал результат в два раза лучший, чем его собрат Ми-38 по скороподъемности на 3000 метров: покорил эту высоту за 3 мин. 17 сек., а у Ми-38 в 2012 году рекорд составил 6 мин.
Аналогичная картина и при наборе высоты в 6000 метров: Ми-8МТВ справился за 7 мин. 50 сек., а Ми-38 – за 10 мин. 52 сек. После посадки вертолета его пилот – заместитель директора по летным испытаниям новой техники, старший летчик-испытатель ОП «ВЕРТОЛЕТЫ МОТОР СИЧ» Сергей Тишков рассказал о том, как был перекрыт ранее установленный рекорд:
– Мы набрали высоту 6000 метров (по приборам даже 6300, чтобы не было никаких сомнений) с полезной нагрузкой 1000 кг и 2000 кг и получили хорошие результаты, дешифрацию которых выполнит комиссар FAI Алла Стрельникова. Матчасть показала себя в полете замечательно, есть резерв, так что нашим конструкторам еще будет над чем поработать.
На вопрос журналиста: «Есть ли еще в мире вертолеты, на которых можно повторить данный рекорд?» Сергей Михайлович – испытатель, который поднимал в небо свыше 30 типов вертолетов, ответил: «Лучший в мире вертолет с двигателями АО «МОТОР СИЧ» сейчас перед вами!»
Заместитель директора – главный инженер ОП «ВЕРТОЛЕТЫ МОТОР СИЧ» Николай Зубко отметил, что такие высокие достижения – результат целенаправленной деятельности по вертолетной тематике трудового коллектива запорожских моторостроителей во главе с президентом АО «МОТОР СИЧ» Вячеславом Богуслаевым.
– Все это способствует укреплению имиджа Украины как авиационной державы. Новые рекорды – свидетельство того, что авиация в нашей стране развивается, а двигатели, которые производит МОТОР СИЧ, – одни из самых лучших. Они ни в чем не уступают американским и французским моторам. Кроме того, очевидно, что рано сбрасывать со счетов такой замечательный вертолет, как Ми-8МТВ (Ми-17) – у него большие возможности и запасы по летно-техническим характеристикам при условии ремоторизации современными двигателями производства АО «МОТОР СИЧ», – уверен Николай Александрович. Ведь мощность новых запорожских моторов остается неизменной при температурах воздуха до +58 градусов Цельсия и на высотах до 4800 метров. А значит, вертолеты могут осуществлять взлет и посадку на высокогорных площадках.
По мнению специалистов, установленные и задокументированные рекорды являются доказательством того, что вертолеты с двигателями АО «МОТОР СИЧ» действительно обладают уникальными возможностями и по многим техническим характеристикам превосходят авиационную технику иностранных производителей. В маркетинговой политике это удачный ход и наиболее убедительный аргумент для потенциальных заказчиков.
А вот по вертолетам Airbus есть печальная официально подтвержденная информация, что недостатки в конструкции привели к авариям с человеческими жертвами (например, в апреле 2016 года у берегов Норвегии). В результате некоторые страны мира ввели временный запрет на полеты Airbus Helicopters H225, а ряд заказчиков вернули французам приобретенные ранее летательные аппараты. И вот здесь удивляет беспечность власти в вопросах техники безопасности. Как можно использовать технику в спасательных целях для гражданского населения, когда в группе риска собственно пилоты? Видимо, утруждать себя изучением проблем инедостатков французского вертолета им недосуг.
Однако вопрос, почему власть в «высоких кабинетах» не то что не поддерживает отечественного производителя, а напротив – старается добить его, остается риторическим. Хотя ответ на него дает журналист Сергей Лямец: «Новая прекрасная глава в истории распила государственных денег в Украине. По наблюдениям. Особенно цинично «пилят», когда осталось меньше года до смены власти».
Увы, отлет бюджетных денег в чужие края вряд ли поможет отечественной экономике. Мы ж не Польша, чтоб своего держаться. Кстати, Франция, как видим, также заботится о собственном производстве.
Лариса ДУДЕК, Наталья НЕСТЕРЕНКО, фото Юлии БОРИСЕНКО
Комментарии:
нет комментариев