Помните сакраментальную фразу из старого советского фильма: «В Греции все есть!»? Увы, сегодня в Греции есть далеко не все, а, похоже, скоро будет еще меньше. Недавно процветающая страна скатывается в пропасть кризиса отнюдь «недетскими» темпами. Но что нам до них? А то, что «греческий сценарий» подозрительно напоминает сценарий украинский.
Грецию конца семидесятых годов, накануне вступления в Европейское экономическое сообщество нельзя было назвать богатой, преуспевающей страной, однако, ничего подобного сегодняшней ситуации там не было. Безработица не превышала 2%. Хотя импорт товаров в два раза превосходил экспорт, дефицит баланса покрывался за счет туризма и оплаты услуг по морским перевозкам. Греция активно вывозила на экспорт продукцию аграрного сектора: цитрусовые и бахчевые культуры, оливковое масло, вина и пр. Дефицит бюджета был в норме. Самой значительной частью расходов были затраты на содержание армии.
И вот в 1981 году Греция была принята в ЕЭС. Видимо, это был в большей степени политический шаг, так как явных экономических выгод это членство не давало. Скорее - наоборот. Если в 1980 году страна имела доход от продажи аграрной продукции в размере около 7 млрд драхм, то уже в следующем 1981 году приобрела сельхозпродукции на 10 млрд драхм, а в 1982 году - на 20 млрд!
Сельское хозяйство страны, не выдерживая конкуренции со странами Евросоюза, превратило тысячи тонн «лишних» фруктов греческого производства в удобрения. Уровень промышленности оказался заморожен на уровне 1980-го года. Все это было подслащено сладкой конфетой легко получаемых кредитов.
Греки стали меньше работать и жить «на широкую ногу». Чиновники разных уровней вместо обеспечения высокой эффективности работы государства стали поглощать 75% всех налогов. С 2003 по 2008 годы расходы государства на зарплаты в государственном секторе выросли на 40%. Уровень теневой экономики в стране по оценкам экспертов достиг 30% - рекорд Европы!
Сейчас положение Греции усугубляется тем, что она не имеет национальной валюты, пользуясь евро с 2001 года. Таким образом, Центральный банк Греции не может использовать гибкий механизм эмиссии и инфляции для компенсации кризиса. Несмотря на все преимущества евро, в греческом обществе наблюдается значительная ностальгия по драхме. В зоне риска рядом с Грецией неожиданно для стороннего наблюдателя оказались и другие страны: Испания, Португалия, Италия и Ирландия.
Исходя из этого, можно смело говорить о типичности экономических процессов, происходящих в Европе. Греция - лишь наиболее яркий их пример. И не обратить внимания на такой пример, не подвергнуть его анализу было бы преступным как со стороны украинской власти, так и всего общества.
Международный капитал пытается целые страны и народы перевести в разряд «третьего мира». В этих странах будет падать качество жизни, сходить на нет социальные стандарты. Затягивание поясов, повышение пенсионного возраста, увеличение интенсивности эксплуатации - вот к чему приведет управляемый деньгами кризис. А такое неестественное положение, когда спекулянт становится важнее производственника, может вновь разбудить «призрак коммунизма» в Европе.
Нельзя сказать, чтобы этого не понимали ведущие страны Евросоюза. Европейские лидеры вроде Германии и Франции, спешат потушить греческий «пожар». Ведь в случае выхода Греции из зоны евро или, более того, из Евросоюза, это самым негативным образом скажется и на европейской валюте. Однако Европа будет помогать Греции лишь до той поры, пока это будет ей выгодно. Если Грецию окажется дешевле «потерять», это будет сделано без колебаний.
Эта картина ничего не напоминает вам в родном отечестве? Ведь аналогичная ситуация складывалась между Украиной и МВФ в 2009 г. Украина получала кредиты, пока нужно было отдавать деньги иностранным банкам. Как только эта необходимость отпала, кредитная линия была закрыта.
Наша страна, с ее подростковым алкоголизмом, ориентацией молодежи на легкую, беззаботную жизнь, разворованной промышленностью и полуживой деревней очень не далеко ушла от потомков древней Эллады. Греция с населением около 11 миллионов человек имеет долг свыше 300 миллиардов евро или более 27000 евро на душу. Это более чем в 10 раз превосходит украинские аппетиты, которые, однако, тоже не маленькие.
Пусть не 300 млрд, но на сегодняшний день внешний госдолг Украины составляет $27,2 млрд. А скоро эта сумма увеличится до $42 млрд – в прошедшую среду (28 июля) на заседании совета директоров МВФ было принято решение выделить Украине кредит в размере $15,15 млрд. по программе «stand-by». Теперь каждый украинец должен международным банкирам почти 900 долларов. Вы и я, равно как и все другие. Увы, нашего согласия на это, как всегда, не спросили.
Самое же важное то, какую сумму наша страна будет выкладывать из бюджета ежегодно для обслуживания кредитов. Если сейчас мы тратим на обслуживание внешнего долга $850 млн., то с 2011 года, когда мы начинаем платить за кредит МВФ, который взяла Украина в 2008 году, по мнению специалистов, речь может идти о $2-3,5 млрд. Это будет около 10% бюджета. У каждого из нас из наших более чем скромных доходов заберут «десятину» – и отнюдь не на церковь…
Вместе с этим, деньги нам дают на вполне определенных условиях. Их частично озвучил руководитель миссии МВФ в Украине Танос Арванитис: это сокращение дефицита бюджета до 5,5% ВВП в 2010 г. и до 3,5% - в 2011-м. Также до 1% ВВП надо сократить дефицит «Нефтегаза». Выполнение последнего пункта и привело к повышению тарифов на газ - и для промышленности, и для населения, и для ЖКХ. При том что три месяца назад власти обещали нам, что в результате договоренностей с Россией цена на газ для населения будет сохранена на существующем уровне – это преподносилось как победа украинской дипломатии. А за счет чего будет достигнуто сокращение дефицита бюджета? Уж не за счет ли сокращения расходов в первую очередь на соцвыплаты?.
Исходя из вышесказанного, тем более важно, как Украина распорядится новым кредитом. Нам внушают, что «программа сотрудничества с МВФ, принятая в условиях продолжающегося кризиса в украинской экономике, и в условиях продолжающейся нестабильности на мировых рынках, является единственным способом сохранить в нашем государстве необходимый уровень социальной защиты, обеспечить достигнутый действующим правительством уровень зарплат, пенсий, других социальных выплат, а также расширить круг украинских семей, которые могут получить материальную помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг». Так говорится в заявлении правительства.
Но учитывая суммы, необходимые к выплате по долгам, уже в следующем году значительная часть траншей МВФ будет потрачена на оплату ранее взятых кредитов.
По идее, деньги МВФ не могут быть использованы на соцвыплаты, инвестиции в экономику и прочие полезные дела. По мнению правительства, нет особой разницы, пойдут на это деньги фонда или резервы Нацбанка, которые будут сэкономлены за счет кредитов МВФ. То есть, власти считают, что в любом случае появляются свободные ресурсы, которые они смогут потратить с пользой для страны. Но за счет чего? Обещанные налоговые льготы предпринимателям тоже не вызывают особого доверия. Опубликованный проект Налогового Кодекса с очень расширенными правами Налоговых служб относительно наложения штрафов и взысканий, наводит на мысль о том, что налоговики будут выставлять предпринимателям завышенные налоговые планы и драть с них три шкуры через штрафы.
Сейчас, когда Нацбанк выкупает валюту и его резервы растут, стоило бы повременить с кредитом МВФ. Зачем увеличивать долг? Ведь есть подозрение, что значительная часть средств МВФ будет потрачена для пользы близкого к власти олигарха Дмитрия Фирташа: ему вернут газ, который забрала у «РосУкрЭнерго» Юлия Тимошенко, и погасят скупленные Фирташем долги банка «Надра».
Наращивание внешнего долга всей страны для решения проблем крупного бизнеса – это путь в никуда. Страну можно захватить, оккупировать, поработить с помощью войны. Но это очень хлопотно, дорого, ненадежно. Экономический способ гораздо более дешев и надежен. Клиенту нужно давать в долг. Это не сложно, если вы сами печатаете деньги. В дальнейшем, требуя выплаты процентов и самого долга, клинта, как собственно и целую страну, можно держать на коротком поводке.
Екатерина РОМАНЕНКО
Комментарии:
нет комментариев