В Запорожье на площади возле конструкторского бюро ГП «Ивченко-Прогресс» был открыт памятник выдающемуся конструктору авиационных двигателей, академику Александру Ивченко.
Традиционно в годовщину предприятия, на ГП «Ивченко-Прогресс» проводят День открытых дверей. В этом году 64-летие прогрессовцы отметили особенно торжественно. Многочисленные гости – семьи работников, ветераны, учащиеся школ, средних и высших учебных заведений города стали свидетелями открытия памятника человеку, благодаря которому Запорожское конструкторское бюро получило всемирную известность, бывшему генеральному конструктору Александру Ивченко.
На митинге по случаю открытия памятника присутствовали мэр города Евгений Карташов, депутаты городского и областного советов Запорожья, генеральный конструктор «Ивченко-Прогресса» Федор Муравченко, представители администрации, трудового коллектива, ветераны предприятия, их коллеги с ОАО «Мотор Сич» и, конечно, родственники Александра Ивченко, которые приехали из России и Украины, чтобы присутствовать на этом знаменательном событии.
Среди собравшихся было много тех, кто помнил Александра Георгиевича живым, кому довелось работать под его руководством, близко общаться с этим удивительным человеком.
Герой Украины, член-корреспондент НАН Украины, генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Федор Муравченко, выступая на митинге, отметил выдающиеся заслуги Александра Ивченко, остановившись на тех его достижениях, о которых не так часто говорят:
– Александр Георгиевич организовал очень плодовитый коллектив, и все, что было создано под его руководством, шло в дело. Его первыми поршневыми двигателями (четыре типа) оснастили всю малую авиацию, было разработано 7 типов вертолетных двигателей на 14 типов вертолетов, которые выпускались серийно. При нем созданы три реактивных двигателя и проектировался четвертый, разработано множество малых двигателей. Александр Ивченко понимал, что нельзя работать только в одном направлении. Он был первым, кто сказал, что нужно авиацию опустить на землю. Его двигатель АИ-2 применялся для пилы «Украина», позднее переименованной в «Дружбу», которая экспортировалась в более чем 100 стран мира. Это на то время была лучшая пила. А двигатели «Сич» 8 лет подряд устанавливались на скутеры, используемые для водного спорта. Благодаря ему появились скоростные судна на воздушной подушке, буровые установки и для тушения пожаров.
Федор Михайлович поблагодарил за помощь руководство города и области, скульптора Алексея Башкатова и всех причастных к установке памятника Александру Ивченко.
– Отныне каждый, кто будет въезжать в Запорожье, следуя от аэропорта, будет видеть памятник величайшему создателю авиационных двигателей Александру Ивченко, взгляд которого устремлен в небо.
И тут же под бравурный марш авиаторов: «Все выше и выше, и выше…» небесную лазурь прорезали самолеты авиакомпании «Мотор Сич» Ан-12 и Ан-24 с двигателями Александра Ивченко на борту – их экипажи приветствовали ликующих участников митинга.
Мэр города Евгений Карташов поздравил прогрессовцев с праздником и подчеркнул большой вклад Александра Ивченко в отечественное авиастроение и преемственность традиций на предприятии.
– Мы гордимся, что вы наши земляки! – с чувством отметил он, обращаясь к славному коллективу разработчиков авиационной техники. – И, если где-то сегодня разрушают памятники, то в Запорожье на ГП «Ивченко-Прогресс» сегодня открывают памятник величайшему конструктору современности Александру Ивченко.
Первый заместитель председателя Запорожского облсовета Леонид Анисимов поблагодарил Федора Муравченко, обратив внимание собравшихся, что открытие памятника Александру Ивченко – это в первую очередь его заслуга:
– Историю сегодня здесь, на этом пятачке, создает генеральный конструктор Федор Муравченко и не надо стесняться говорить об этом.
От имени областной власти он вручил орден «За заслуги перед Запорожским краем» I степени, присужденный Александру Ивченко посмертно, одной из дочерей генерального конструктора и пожелал всем добра и благополучия.
Исполнительный директор научно-производственной корпорации «А. Ивченко» Сергей Войтенко, отмечая выдающуюся роль, которую сыграл Александр Георгиевич в судьбе предприятий – членов корпорации – ОАО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс», подчеркнул огромный потенциал его двигателей, некоторые из которых и по сей день выпускаются серийно запорожскими моторостроителями и пользуются спросом.
После окончания официальной части торжества гости не спешили расходиться. И нам удалось поговорить с одним из ближайших к Александру Ивченко людей на предприятии Екатериной Сафоновой:
– Пятьдесят лет назад я стала секретарем у Александра Георгиевича. Он был человеком большой души и очень любил людей – и работников предприятия, и своих родных и близких. Как нянька выращивает и лелеет дитя, так и он вырастил наше большое предприятие. Очень любил Александр Георгиевич Украину, украинские песни, даже носил украинскую сорочку-вышиванку. Любил рыбалку…
Знаете, мне с ним было очень легко и комфортно работать, он был очень доступным человеком. Мне кажется, что такие люди рождаются раз в сто лет, поэтому сегодня у нас особый праздник. На предприятии у меня сегодня и дети, и внуки, и даже правнуки говорят: «Бабулечка, я тоже хочу здесь работать!»
Торжества продолжились в актовом зале предприятия, где Федор Муравченко еще раз поздравил своих коллег и вручил им грамоты за трудовую доблесть. Здесь же Федору Муравченко был вручен «Знак качества» Международной программы защиты прав потребителя для маркирования товаров и услуг на всю продукцию предприятия.
По счастливой случайности праздник предприятия совпал с Днем науки Украины. И на торжество прибыл большой друг запорожских создателей авиационной техники ректор Харьковского национального аэрокосмического университета имени Жуковского «ХАИ» профессор Владимир Кривцов. Он поздравил присутствующих, многие из которых – его давние знакомые, выпускники ХАИ.
– Для меня очень почетно быть сегодня на вашем торжестве и открытии памятника Александру Ивченко. Я благодарен вам за то, что вы так чтите его память. Руководители кафедр, преподаватели и сотрудники университета с большим уважением относятся к коллективу ГП «Ивченко-Прогресс», всегда тепло встречают Федора Михайловича – нашего почетного профессора. А я сюда приезжаю, как в родной дом, со мной все здороваются.
Я поздравляю вас с праздником и обещаю, что, несмотря на все трудности, мы будем поднимать уровень образования в нашем университете и в первую очередь по авиационным двигателям! Сегодня научные работы, выполненные в стенах ХАИ, пользуются большим спросом в европейских странах. Мы выполняем ряд конкретных проектов в металле для Франции и Германии. Например, наша система двухфазной термостабилизации была внедрена на космической станции «Мир». Сегодня аналогичные системы мы готовим для евроспутников. Мы создали ионно-плазменный двигатель для космического аппарата и ряд других работ. Многое создано совместно с ГП «Ивченко-Прогресс», здесь отрабатывались первые компьютерные системы диагностики газотурбинных двигателей. Помимо европейских государств, большой интерес к нам проявляют Китай и Индия. Но многие наши проекты стали возможны благодаря тесному сотрудничеству с подразделениями вашего предприятия и «Мотор Сичи».
Хочу отдельно подчеркнуть такой момент: давно замечено, что, как дети относятся к своим родителям, так и их дети впоследствии будут относиться к ним самим. Сегодня Федор Михайлович на личном примере продемонстрировал отношение прогрессовцев к основателю фирмы генеральному конструктору Александру Ивченко, к его семье, научному и техническому наследию и я уверен, что последующие поколения также оценят его труд.
Ректор Харьковского национального аэрокосмического университета имени Жуковского «ХАИ» пожелал крепкого здоровья Федору Муравченко, больших творческих успехов всему коллективу предприятия.
Торжество продолжалось, на сцену поднимались гости, друзья прогрессовцев, чтобы вновь и вновь поздравить этот замечательный коллектив с годовщиной его создания, а завершилось, по традиции, праздничным концертом.
ГП «Ивченко-Прогресс» – фирма, где всегда помнят о своих людях, специалистах, которые создают авиационную технику будущего. Не случайно, когда в стране все испытывают шок по поводу настоящего и неуверенность в завтрашнем дне, работники этого предприятия улучшают свои жилищные условия. В конце декабря 2008 года руководство ГП «Ивченко-Прогресс» добилось передачи жилья в малосемейных общежитиях из государственной – в частную собственность прогрессовцев. В результате 107 семей получили полноценное приватизированное жилье – однокомнатные и двухкомнатные квартиры.
Безусловно, эффективность труда напрямую зависит от самочувствия работающих. И на «Прогрессе» с этим считаются: в преддверии сезона летних отпусков работников предприятия и членов их семей готовы профилакторий и пансионат с современной лечебно-профилактической базой, здравницы на берегу Азовского моря и детский оздоровительный лагерь «Прометей».
А в честь 64-й годовщины предприятия на «Прогрессе» широко отметили добросовестный и плодотворный труд работников. Особо отличившиеся работники занесены в Книгу почета предприятия, на Доску почета, кроме того, им предусмотрены неплохие денежные премии, а все остальные прогрессовцы, включая неработающих пенсионеров и матерей, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет, по случаю праздника получили по 200 гривен.
Наша справка
Со дня создания ГП «Ивченко-Прогресс» на предприятии создано более 40 типов и модификаций авиационных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и учебно-тренировочных самолетов и вертолетов, а также более 20-ти типов газотурбинных двигателей наземного применения.
Двигатели, получившие путевку в жизнь на «Ивченко-Прогресс», серийно выпускаются предприятиями Украины и России и эксплуатируются в 109-ти странах мира. В настоящее время продолжаются государственные летные испытания самолета Ан-70 с двигателями Д-27, идет подготовка к государственным стендовым сертификационным испытаниям этого двигателя.
В 2008 году заместителем Министра обороны Украины утвержден акт по результатам государственных летных испытаний самолета L-39, на борту которого установлены модернизированные двигатели АИ-25ТЛШ с улучшенными характеристиками. Впервые на постсоветском пространстве двигатель Д-436ТП разработки ГП «Ивченко-Прогресс» получил одобрение Европейского Агентства по Авиационной Безопасности (EA SA) на соответствие европейским нормам летной годности, обеспечив тем самым выход на европейский рынок гидросамолета Бе200ЧС.
Ныне из аэропортов Запорожья, Мариуполя, Якутска и Ирана осуществляются регулярные пассажирские перевозки на самолетах Ан-140 с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1 и АИ9-3Б.
Завершены работы по очередному повышению ресурса и надежности двигателей Д-36, Д-136, Д-18Т, АИ-25, АИ-25ТЛ, АИ-20, АИ-24, АИ-9.
На двигателе АИ-22, предназначенном для самолета Ту-324, проводится комплекс доводочных работ.
Успешно продолжаются государственные летные испытания, которые проводятся на 3-х самолетах Як-130 с двигателями АИ-222-25, на 1 апреля их суммарная летная наработка составляет 1360 часов. А по результатам государственных стендовых испытаний этого двигателя, которые проводились на ФГУП «ММПП «Салют», Государственной комиссией оформлен акт и представлен на утверждение заместителю главкома ВВС по вооружению Министерства обороны Российской Федерации.
Проводятся работы по испытанию в летной эксплуатации модифицированного реверсивного устройства на двигателях Д-18Т самолета Ан-124 (Руслан) для повышения надежности силовой установки самолета.
Ведутся научно-исследовательские работы по созданию двигателей следующего поколения для перспективных самолетов и вертолетов.
Обеспечена опытно-промышленная эксплуатация 130-ти газотурбинных приводов семейства Д-336 на 30-ти компрессорных станциях Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Продолжается эксплуатация модулей свободной турбины МСТ-198 в составе электростанций ГТУ 55 СТ-20 и ГТУ 89 СТ-20/12. Ведутся работы по созданию газотурбинного двигателя нового поколения АИ-312 мощностью 12 МВт. Идет доводка дожимного газового компрессора АИ-45, позволяющего эксплуатировать газовые месторождения с малым давлением газа. Ведется усовершенствование мобильной установки АИ-19ГИГ-А на автомобильном шасси для тушения пожаров с использованием генератора инертных газов.
Лариса ДУДЕК
Комментарии:
нет комментариев