Накануне 1 апреля центр державы нашей вот уже много лет как будто переезжает на юг: внимание общественности переключается на Южную Пальмиру. Заполучив однажды по праву титул столицы юмора, Одесса с успехом удерживала его — стараниями своих граждан.
Один из тех, кто имеет непосредственное отношение к поддержанию особенного Одесского имиджа, — Георгий Делиев, общался с «Бердянском Деловым» в преддверие Дня Шутников. Известный всем по «Маски-шоу», неоднократный гость кинофестивалей в Бердянске, вне сцены сдержанный и склонный к размышлениям, самый рыжий клоун Одессы — разносторонне одаренная личность. Организатор и участник многих творческих проектов, политик, серьезный драматический артист, музыкант, певец, художник Делиев имеет множество заслуженных наград. Получая очередной знак отличия, рассматривает его как аванс, который следует обязательно отработать, но никак не почивать на лаврах. За лучшую мужскую роль в фильме Киры Муратовой «Настройщик» Георгий получил премию кинофестиваля «Стожары-2005». Отмечен высокой церковной наградой. Трюки, считающиеся очень опасными у каскадеров, Георгий вполне успешно проделывает сам: переворачивается в автомобиле, падает с высоты, разбивает бутылки о голову. Выставки живописных работ Георгия Делиева неизменно собирают огромное количество почитателей искусства. И, конечно же, небольшой театр «Дом клоунов» в Одессе, — совместное детище «Масок», — каждый вечер радует посетителей.
— Георгий Викторович, Вы занимаетесь пантомимой и шутите со студенческих лет. Изменилось ли Ваше отношение к темам для шуток и к юмору в целом со временем?
— Со студенческих лет, конечно же, изменилось. Весь мир не стоит на месте, все меняется, и вкус тоже. Сами темы, на которые мы юморим, меняются. Я начинал заниматься пантомимой в застойные годы Советского Союза, когда официальная культура была, по сути, настроена против права смеяться над тем, что по-настоящему смешило. Далее, в перестроечное время, мы придумали «Маски», да и все носили маски в той или иной степени. Ну, а артисты же всегда «впереди планеты всей» бегут, опережая зрителей, по крайней мере. Затем, в 90-е, опять пришлось соответствовать. Получилось, четыре раза менялась наша реальность и общественное сознание. А клоуны и комики всегда смеются над тем, что узнаваемо. Приходится менять артистическое сознание.
— Присутствует ли у Вас некий «внутренний контролер»: о чем можно шутить, как считаете?
— Безусловно, «контролер» во всем есть, невидимая грань, через которую не переступишь. В любом случае, должна быть золотая середина. Совершенная гармония, к которой надо стремиться. Если некоторые вещи оскорбляют зрителей, они не станут смешными. С другой стороны, никак нельзя обойтись без узнаваемости. Между этим надо найти точку совпадения. Шутки всегда кого-то задевали, по отношению к кому-то они был циничными — так во все времена. Помню, очень много было негативных писем по поводу «Масок в армии», «Масок в Японии». Одна семья написала письмо на несколько листов, прислала обычной почтой в конверте свое возмущение. «Маски в опере» кого-то возмущали — писали, что это издевательски цинично по отношению к классической музыке, хотя мы совсем не музыку имели в виду. Но от остроты невозможно сбежать, и, в первую очередь, если человек сам чувствует какое-то несовершенство в происходящем, его это неприятно заденет. В юморе всегда отражена боль, трагедия. Происходит некий жесткий конфликт, если его нет — нет и предмета шутки.
— Только что вышел сериал с Вашим участием, «Костоправ», в котором снимались российские и украинские артисты. Как проходили съемки?
— Как это бывает обычно, работая над сериалом. В отличие от кино, сериал делается очень быстро — большой объем работы спрессован в малом времени, и здесь количество не переходит в качество. За съемочный день в сериале снимается гораздо больше, чем в кино. Провоцирует немного небрежное отношение к материалу, и с этим тяжело справиться. К счастью, «Костоправ» — качественный, более добросовестно сделанный сериал, чем другие, в которых мне приходилось сниматься. Что касается моей роли врача — вот таким этого врача увидел продюсер по кастингу. Я могу по-разному играть, так что в этой роли не было ничего принципиально нового. То, что проходит незамеченным в сериале, в кино воспринимается как небрежность. Снять 12 — 24 серии за один съемочный период, и выкладываться по полной над каждым моментом почти нереально.
— Как Вам работалось с партнерами по сериалу?
— Мы много общались с Лешей Горбуновым — он исполняет главную роль. В Одессе у него есть дом, но здесь, дома, мы так ни разу и не пересекались, не хватало времени даже сходить к нему на концерт. Со многими актерами мы хорошо, душевно так общались, но это, в первую очередь, была работа — современно сделанный, быстрый сериал.
— Чем отличается для Вас работа над сериалом и над, скажем, фильмом у Киры Муратовой?
— Фильмы Киры Муратовой вообще отличаются от всех других, да они, в общем-то, и от того, что мы считаем фильмами, отличаются. Это отдельная планета, и об этом можно говорить очень долго. Но у Киры Муратовой я никогда не знаю, как будет выглядеть результат. Когда снимаюсь, вижу внутреннюю работу и читаю сценарий — не знаю, что будет потом в итоге. Иногда вижу, что и она сама не знает, потому, что много ищет, делает много репетиций, и все репетиции разные, задолго до съемок сцены прогоняются раз пять с актерами. В результате на съемках может быть совсем другой вариант. Потом на экране видишь совсем не то, что ожидал, но это мне нравится. А вот чем — не всегда самому понятно. Если нам что-то не нравится, это сразу ясно, а «нравится» — более сложная материя. Это как ответить на вопрос, за что любишь человека. Бесспорно, Кира Муратова — феномен особый в кино.
— Вы — одессит, постоянный участник всевозможных фестивалей и артистических проектов. Как обстоят дела с одесским фестивалем «Юморина» в этом году?
— В театре клоунады «Маски» происходят очень интенсивные движения. В этом году мы готовим второй Фестиваль клоунады — в прошлом году положили начало традиции. Наверное, это самое яркое событие, которое в Одессе будет происходить в дни «Юморины» — по сути, событие мировой величины. О нем уже знают, пишут, клоуны с мировыми именами хотят принимать участие, хотя проходит это все у нас в театре — а театр небольшой, всего 300 мест. Такой вот камерный фестиваль, но к нам приезжают артисты очень высокого уровня. В прошлом году были гости из Великобритании, Израиля, России, в этом будут американские, бельгийские, польские артисты. Кроме того, что выступают хэд-лайнеры в развлекательной программе, в гала-концерте, основное событие — конкурс. В нем принимают участие около двадцати театров из разных стран.
— Будут ли отечественные участники?
— Да, и это приятно — участвует много украинских конкурсантов. Обязательно приедет театр «Лицедеи» полным составом, с Леонидом Лейкиным. Фестиваль проходит пять дней — с 28 марта по 1 апреля. Это, мне кажется, наиболее важное событие «Юморины», а в остальном — все традиционно, будет карнавал на улице, народные гуляния, во всех концертных залах — выступления юмористов.
Екатерина ВЬЮНКОВА
Комментарии:
нет комментариев