За нарушение правил продажи спиртных напитков продавцам будет грозить штраф в размере 85-170 тыс. гривен или «отдых» в местах не столь отдаленных.
Столь жесткую меру наказания за продажу алкоголя несовершеннолетним предложил депутат ВР Владимир Арьев («Народная самооборона») в своем законопроекте «Об усилении ответственности за реализацию несовершеннолетним и незаконную реализацию алкогольных напитков и табачных изделий» (№4784 от 08.07.2009 г.).
По мнению депутата, Уголовный кодекс нужно дополнить статьей 3241: «Продажа или безоплатная передача работником предприятия (организации) торговли или общественного питания алкогольных или слабоалкогольных напитков или пива лицу, не достигшему 18 лет, карается штрафом в размере от 5 тыс. до 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан и исправительными работами сроком от трех до шести месяцев. Те же действия, совершенные работником предприятия (организации) торговли или общественного питания повторно, караются лишением свободы сроком от одного до двух лет».
С народным депутатом соглашаются социологи, врачи и педагоги, и подтверждают – подростковый алкоголизм в Украине стал бедой национального масштаба. Этому способствует отсутствие серьезного наказания за продажу несовершеннолетним алкогольных напитков и табачных изделий, из-за чего продавцы торговых и заведений общепита особо не напрягаясь, направо и налево продают несовершеннолетним алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво и сигареты.
На сегодняшний день каждый второй подросток в нашей стране хотя бы раз употреблял спиртные напитки или пиво. По уровню детского и подросткового алкоголизма Украина является одним из «лидеров» в мире. Также и с табачными изделиями: ребенок с сигаретой – уже почти привычное явление для Украины. На сегодняшний день страна занимает первое место в мире по распространенности алкогольной зависимости среди школьников. Около 36% юношей и 28% девушек школьного возраста пьют еженедельно, а 5% и 2%, соответственно, – каждый день. А впервые с алкоголем украинский подросток знакомится с 14 лет. Есть случаи, когда шестнадцатилетние дети умирают от цирроза печени, констатируют врачи-наркологи.
А тем временем по телевизору вовсю крутят ролики, рекламирующие алкоголь. Так, например, только в прошлом месяце разгорелся скандал вокруг рекламного ролика торговой марки «Оболонь». Всеукраинская общественная организация Телезрительская ассоциация родителей Украины обратилась к этому производителю пива с требованием убрать с эфира украинских телеканалов рекламные ролики пива со слоганом «Футбол без пива – не футбол».
По мнению членов организации, этот слоган подрывает авторитет родителей и учителей, которые стремятся в ходе воспитания провести границу между алкоголем и большим спортом. Таким образом, утверждают родители, дети с еще не сформированным мировоззрением принимают рекламную фантазию взрослых пивоваров за истину. Однако руководство компании ЗАО «Оболонь» до сих пор не прокомментировало сложившуюся ситуацию.
Действительно, пивная реклама, которую мы видим на экранах, часто носит исключительно имиджевый характер. Она рассказывает не о составе или полезности продукта, а о том, как изменится наша жизнь и наш имидж, если мы начнем пить пиво. Но пока что все меняется только к худшему.
Надо ли говорить, что такой агитации наиболее подвержены именно подростки, стремящиеся более других к показной «крутизне»? «Правильная» реклама действительно может заставить непьющего и некурящего подростка начать пить и курить. Это может произойти даже на подсознательном уровне – в один голос утверждают психологи. Ведь особенность рекламы в том, что она вбивает в мозг информацию. Особенно если реклама яркая, короткая по времени и повторяется много раз. Одна и та же реклама не повторяется раз в день, ее «крутят» в каждом блоке, иногда и неоднократно. А пивная реклама у нас снимается особенно мастерски. Вначале взывают к нашим чувствам, приятный голос рассказывает интересную историю, подготавливает зрителя к восприятию, и только в конце ролика мы видим само пиво. Таким образом, происходит программирование подсознания, и человек даже не понимает, как рука тянется к товару, который рекламируется. И в результате идет программирование психики не только взрослых, но и детей.
Пока родители заняты на работе и не всегда могут объяснить ребенку, «что такое хорошо, а что такое плохо», дети и подростки часто предоставлены сами себе и страдают от одиночества. Поэтому им нелегко противостоять зазывной рекламе, обещающей подарить новых веселых друзей и решить все проблемы – стоит только открыть бутылочку. Мы уже писали о том, что сегодня в Запорожье можно легко купить пиво и другие «слабоалкогольные напитки» в многочисленных киосках возле школ, гимназий и детских заведений. Поэтому повышенное внимание стоит обратить и на наружную рекламу, которая больше влияет на детей и подростков, так как они чаще взрослых ходят по улицам и ротозейничают.
Кстати, не так давно Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали и группа народных депутатов инициировала обращение к ВР с требованием внести изменения в «Закон Украины о рекламе», чтобы ограничить рекламу пива и наконец-то признать его алкогольным напитком.
Основной претензией стало то, что пивные ролики идут до, в перерывах и после спортивных и детских программ, а также фильмов, предназначенных для семейного просмотра. Таким образом, реклама формирует у подростков стереотипы: успех невозможен без пива, без этого напитка нельзя удачно провести деловые переговоры и встретиться с друзьями.
Остается только надеяться, что глас вопиющего в пустыне будет услышан.
Екатерина ЩЕКИНА
Комментарии:
гаррик | 11.10 2009 в 12:04
не страна а СПЛОШНОЙ ЗАКОН!!!как ввели большие штрафы за пьянство за рулем,МАЖОРЫ ,пьяные вдрыск,начали давить людей в пять раз чаще и кровавее...чем кончится -это с пивом?на детской кухне грудничкам нЕМИРОВА будете наливать?