misto.zp.ua

Февраль, 1981: Автомобили

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения…» Спустя всего лишь полтора десятка лет после войны этот иронический лозунг начинает на глазах становиться реальностью. Хотя марок легковых автомобилей на запорожских дорогах еще всего ничего – можно пересчитать по пальцам одной руки – «Победы», «Волги» да «Москвичи». Но и их становится все больше. Например, в январе сразу двое запорожцев становятся обладателями автомобилей «Москвич-407». Им неслыханно повезло – машины выиграли в лотерею. Другим «везунчикам» фартит по-другому – авто им положено по статусу. Впрочем, в 1961 году запорожская пресса нещадно громит тех, кто пользуется служебным автотранспортом не по назначению – в личных целях. Такие автомобили часто стоят не в гаражах предприятий и организаций, а непосредственно дома у самих товарищей руководителей. На такое безобразие им указывают со всей строгостью. «В общий гараж отобран автомобиль у директора «Днепростроя» Губанова», – рапортует пресса. «Не хочет расставаться с казенным «Москвичом» директор Металлургического техникума Силенко, отказывается сдать легковой автомобиль директор электровозоремонтного завода Твердунов», – негодуют журналисты. Кое-кого даже наказывают: «За использование грузовых и легковых автомобилей не по назначению после опубликования статьи «Персональные грузовики» в «Комсомольской правде» исключен из КПСС и уволен главный инженер «Запорожстроя» Моисей Дикец».

Горбатый «Запорожец»

Тем же, кто не может похвастаться статусом или особым везением, призван помочь наш, пожалуй, самый известный «железный» земляк. В начале 1961 года в продажу поступает первая советская микролитражка – народный автомобиль «Запорожец» «ЗАЗ-965». Внешность у новинки несколько потешная. Некоторые остряки нарекают его прозвищем «Конек-Горбунек», другие – чуть прозаичней – «Мыльницей». Конструкторы же запорожского автозавода «Коммунар» любя зовут своего первенца «малышом». Впрочем, в историю первый запорожский автомобиль войдет под другим неофициальным именем – «горбатый». Родился он весьма стремительно. Лишь только во второй половине 50-х работники комбайностроительного завода «Коммунар» предложили создать на их базе автомобильный завод. «Инициатива снизу» получила одобрение в верхах. И уже в 1959 году на одной из праздничных демонстраций первые опытные модели «горбатых» возглавили колонны запорожских трудящихся. В июле 1960 года маршем блестящих «Запорожцев» любовались москвичи. Машины двигались в Кремль. Здесь одну из них опробовал сам Хрущев. Тот решил, что раз уж он такой тучный в салоне помещается, то здесь будет просторно кому угодно. Генсек велел только установить цену на автоновинку ниже 2000 рублей «новыми». Для сравнения – престижная «Волга» стоила 5500.

«1000 км – не расстояние»

На следующий день после знакомства Хрущева с «Запорожцем» о «горбатом» написала и главная газета страны – «Правда»:

«Конструкторы предусмотрели множество нововведений, которые улучшают эксплуатацию автомобиля. Тут и прочные бескамерные шины, что не боятся проколов, и фонтанчик у ветрового стекла, пятискоростная коробка передач и приспособления для радиоприемника. Одна из запорожских машин будет выставлена на ВДНХ. Остальные ушли в Запорожье своим ходом. Тысяча километров – для них не расстояние».

В народ!

А уже 22 ноября 1960 года «горбатый» пошел в народ – «Коммунар» выпустил первую серийную партию «Запорожцев». В широкую продажу новинки стали поступать уже в 61-м. «В январе коммунаровцы выпустили 404 микролитражных автомобиля», – рапортует в феврале 1961 года запорожская пресса. До конца года всего обещают выпустить 10 тысяч «Запорожцев». В феврале первые отечественные микролитражки уже бегают по городам СССР. «Москвичи в январе 1961 года получили 73 запорожские машины, ленинградцы – восемь, по шесть автомобилей отправлено в Латвию, Казахстан и Азербайджан», – рассказываю – запорожские автомобилестроители. За сенсацию отечественного автопрома просят, согласно пожеланию Хрущева, 1800 рублей. Первый отзыв приходит из соседнего Сталино (без пяти минут Донецка): «Несколько меньшие по размеру, чем «Москвич», окрашенные в темно-зеленый и стальной цвета, юркие «Запорожцы» производят хорошее впечатление. Новая машина пользуется большим спросом, и в списках желающих приобрести «горбатого» числится уже более 12 тысяч человек».

В тесноте да не в обиде

О том, что наш «горбатый» почти полностью скопирован с итальянского 500-го «Фиата», отечественная пресса пока умалчивает. Так же как и о недостатках автомобиля. Покупатели все же сетуют на тесноту, шум и слишком низкие сиденья. Но чаще верх берет довод «да лишь бы ехал». Может, и не самый удобный, но и не тарантас – бензину «кушает» мало («5,5-6 литров на 100 км», как гласит первая реклама), скорость удовлетворительная («на испытаниях и 100 км в час делал»), да и надежность неплохая.

Троллейбус

А пока «Запорожец» только начинает попытку стать народным автомобилем, абсолютно большая часть горожан пользуется общественным транспортом. С начала 1961 года к их ух услугам – новый троллейбусный маршрут. В это трудно будет поверить через полвека, но на момент наступления десятилетия 60-х в Запорожье действовало всего два направления троллейбусов: «Запорожсталь» – бульвар Гвардейский» и «ЗТЗ – улица Рекордная». Теперь же троллейбусы поехали и на бывшую Вознесенку – к телецентру. Благодаря новой 4-километровой троллейбусной линии, которая протянулась сюда от проспекта Сталина (будущего Металлургов). Новый городской маршрут – «ЗТЗ – площадь Профсоюзов». А еще на улицы города выходят новинки – первые в городе троллейбусы марки «ЗиУ-5». В 60-х именно они станут основой троллейбусного парка города – вместо былых «МТБ». Но это в будущем – в феврале новых и более вместительных саратовских троллейбусов в Запорожье только два. К концу же года будет уже восемь.

Роман АКБАШ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Валерий Зотов, главный редактор газеты Правда«ПРАВДА» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самую эксклюзивную информацию о нашем городе, ее истории, жизни. 

Наш слоган: ПРАВДА, и ничего кроме правды!

 

Контакты

Учредитель и издатель:
Медиа-проект, ООО
Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, ул. Украинская, 52
Главный редактор:
Валерий Зотов
Телефоны:
787-48-12, 787-48-13
Интернет-сайт:
www.pravda.in.ua
E-mail:

Подписной индекс:
96345

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |