В редакцию «МИГа» по электронной почте пришло любопытное письмо. Неизвестный читатель переслал нам апрельскую запись в Живом журнале Виктора Самарина под названием «Кто остановит Иосифа Запорожского?» и присовокупил: “Владыка Иосиф давно уже не запорожский, но многим прихожанам интересно, чем он сейчас занимается?”
К сожалению, лично побеседовать с епископом Иосифом «МИГу» возможность не представилась. Попытаемся удовлетворить любопытство читателей с помощью Интернет-источников.
Владыка-новатор: “и швец, и жнец, и на дуде игрец”
Для начала напомним, что приход епископа Иосифа [Масленникова] на место правящего архиерея в епархии Запорожской и Мелитопольской [4 апреля 2009 года] вызвал недоумение. Слишком неожиданно, выражаясь мирским языком, ушел на пенсию основатель нашей епархии владыка Василий: еще не высохли чернила на подписанных им Пасхальных посланиях к прихожанам, как Синод принял решение позаботиться о его здоровье, и в Светлое Воскресенье Христово поздравлял и благословлял паству другой владыка.
Очень молодой [30 лет]. Жизнелюбивый. Откровенно близкий к тогдашней областной и городской власти. И неукротимо деятельный. Прихожане, правда, стали шептаться, что в таком-то храме владыка Иосиф сместил батюшку – мудрого и опытного, в котором люди души не чаяли [и таких было немало]; что в другом приходе священник к приезду владыки получил чуть ли не «звездный райдер»: сколько нужно будет заплатить хору, иподиаконам плюс меню с красной икрой; что при подготовке к визиту столичного духовного лица многим священникам поступило предложение «сброситься кто сколько может» в долларовом эквиваленте.
Да мало ли о чем люди говорят. Вот только журналистов удивило, что владыка поселился на Хортице – в доме, который был незаконно построен в незапамятные времена, но ко вселению владыки капитально расширен и реконструирован [что в Национальном заповеднике категорически воспрещается]. Причем не видел в этом ничего дурного.
Зато владыка Иосиф проявил себя новатором. Начал приобщать батюшек к футболу. Стал вдохновителем турнира по бильярду между священнослужителями и светскими властями. Масленицу в 2010 году провел в Конном театре, участвуя в молодецких забавах по перетягиванию каната. Отметил годовщину своего пребывания во главе Запорожской епархии воздушным крестным ходом [вместе с коллегами из России и Беларуси кропил наш город святой водой с вертолета].
“Атаман у нас больно гордый...”
Видимо, хортицкий воздух влил в батюшку казацкий дух. Он не только браво скакал на лошади, но и взял на себя тяжелейшую задачу единения и сплочения наших многочисленных казачьих организаций. Настолько рьяно, что уже в ноябре 2009 года решением Священного Синода УПЦ он был назначен председателем новосозданного Синодального отдела по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи.
Странно, но у него не сложились почему-то отношения с самым многочисленным воинством – Казацким войском запорожским низовым [КВЗН или Союз казаков Украины «Войско Запорожское»]. Говорят, что когда владыка Иосиф праздновал в Конном театре годовщину своего восхождения на архипастырский престол, казаков атамана Панченко там не было. А на вопросы любопытных, как же на Сечи без казаков, полушутя ответил, что атаман больно гордый, да ведь гордыня – истинный грех, мол, подождем, пока одумается атаман.
Было это или нет, сказать сложно. Но когда в ноябре 2010 года создавался Координационный совет православных организаций Украины [на тот момент в виде общественной организации], КВЗН туда в качестве соучредителя не пригласили.
Православие как идеология объединения казачества
Однако вернемся к владыке Иосифу. Его перемещение 23 декабря 2010 года из Запорожской и Мелитопольской епархии в Конотопскую и Глуховскую многие восприняли как «понижение» и... вздохнули свободней. Прибывшего оттуда владыку Луку – более консервативного и склонного к милосердию – запорожцы сразу оценили.
А епископ Иосиф на новом месте продолжал идти в ногу с прогрессом. По крайней мере, в Интернете появилась фотография владыки, который при чтении проповеди пользовался I-PADом.
Но главным для него оставались вопросы объединения казачества, приближения его к святой матери-церкви. И взятия хотя бы его части под полный контроль. В отчете владыки как главы Синодального отдела за 2011 год говорится о том, что среди казаков распространена многоконфессиональность ради удовлетворения национальной гордыни [имеются в виду УПЦ Киевского патриархата, УАПЦ и УГКЦ] и даже откровенное безбожие [к безбожникам владыка относит последователей РУН-Віри]. Да и те казаки, что считают себя истинно православными, редко посещают церковь, не исповедуются, не причащаются и не постятся. А их священники... “Приходится сталкиваться с ситуацией, когда у организаций появляются «карманные священники» по принципу: “Понравился батюшка – и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять до тех пор, пока не разонравится”... Некоторые священники ограничиваются только представительской деятельностью, и, возможно, дружескими отношениями, не заботясь о том, чтобы воцерковлять и религиозно просвещать казаков. Плодотворными могут быть только участие в церковных службах, систематические встречи-беседы и индивидуальная работа с казаками. Православие должно стать той идеологией, которая объединит казачество Украины, даже если это единство казаки сами не смогут оформить организационно”.
Координация украинцев с монархическим оттенком
При всем величии этой идеи осуществить ее трудно даже среди тех казачьих организаций, которые владыкой Иосифом были определены как лояльно настроенные к церкви. В 2011 году их было восемь из 30-ти, которые имеют международный и всеукраинский статус. Но даже среди них, похоже, началась борьба за булаву.
Дело в том, что в 2011 году Президент Виктор Янукович проникся казачьей идей, но в ее специфическом, российском варианте. Он отменил несколько указов своих предшественников о поддержке украинского казачества и создал Координационный совет по вопросам развития казачества. Из названия ушло слово «украинское», руководство попало в руки министра обороны Украины Михаила Ежеля, его заместителем стал епископ Конотопский и Глуховский УПЦ Московского Патриархата Иосиф, а секретарем – главный атаман «Верного казачества» Алексей Селиванов.
Алексей Селиванов известен в православной среде как убежденный монархист, ревностный сторонник этнической чистоты русской нации, многократно «участвовал» в решении межконфессиональных конфликтов силовыми методами. Среди других казачьих организаций мнение о руководителе «Верного казачества» не очень лестное. Тем не менее, владыка Иосиф, как пишут в своих изданиях казаки, сделал его своей правой рукой.
Образцом для владыки в организационной структуре является казачество российское, которое находится под бдительной духовной опекой Синодального комитета по вопросам взаимодействия с казачеством Русской православной церкви. По сути, председатель этого комитета митрополит Ставропольский Кирилл [Покровский] стал для владыки Иосифа если не прямым начальником, то очень важным советником: многочисленные молебны, заседания и круглые столы под омофором Кирилла он посещает значительно чаще, чем церковные мероприятия в Киеве. Видимо, это не осталось незамеченным: 20 июля 2012 года владыка Иосиф был отстранен от управления Конотопской и Глуховской епархиями и назначен епископом Ямпольским, викарием той же епархии [по сути, заместителем владыки]. Официальная формулировка – для совершенствования деятельности вверенного ему Синодального отдела. Но эксперты пишут, что такого уникального случая в истории УПЦ МП не припомнят.
Разоблачение по-хортицки
Через месяц владыку Иосифа настиг еще один конфуз. Да какой! В День Независимости Украины, 24 августа, на Хортице побывал председатель Синодального комитета по вопросам взаимодействия с казачеством РПЦ митрополит Ставропольский Кирилл [Покровский]. Высокого гостя встретили порядка 150-ти представителей КВЗН во главе с атаманом генерал-хорунжим А.В. Панченко, казаки Харьковско-Слободской паланки, архи-епископ Запорожский и Мелитопольский Лука, духовники куреней. Это был... внеплановый экстренный сбор казаков. Как сообщает пресс-служба КВЗН, атаманы “с неопровержимыми фактами в руках раскрыли перед высоким гостем картину многолетней деструктивной деятельности тандема «Алексей Селиванов – епископ Иосиф (Масленников)», направленную на отсечение от канонической Церкви и высших органов государственной власти самой крупной и дееспособной структуры современного казачества на Украине – СКУ «Войско Запорожское». Были преданы огласке “вопиющие факты клеветы, очковтирательства и приписок” со стороны указанных лиц, рассказано о “моральном облике” атамана А.С.Селиванова, его “неблаговидных поступках” в отношениях с женщинами и проч. Более того, запорожское казачество обвинило руководителей Синодального отдела УПЦ в попытке сорвать эту встречу «Войска Запорожского» с митрополитом РПЦ. По мнению запорожцев, епископ Иосиф и его секретарь Алексей Селиванов “втайне от казаков-запорожцев и правящего архиерея владыки Луки пригласили Высокопреосвященнейшего Кирилла на Хортицу”, чтобы избежать встречи с местными казаками.
Казаки-запорожцы ходатайствовали перед митрополитом Кириллом, чтобы он “данной ему духовной властью как можно скорее посодействовал положительному разрешению всех тех наболевших и перезревших конфликтных вопросов, кои поднимались на встрече. Вплоть до замены руководителя Синодального отдела УПЦ, коль скоро епископ Иосиф не изменит своего предвзятого, нетерпимого, нехристианского отношения к личному составу многотысячного Войска Запорожского Низового.
– Вашу точку зрения я непременно учту и выводы сделаю, – пообещал владыка Кирилл. – И хотя далеко не все в моей власти, нестроения с Божьей помощью станем сообща устранять”.
Вот вам и единение...
Никаких выводов пока не сделано. 8 и 9 сентября епископ Ямпольский Иосиф в качестве руководителя синодального отдела УПЦ присутствовал в Луганске на Международном фестивале казачьего творчества «Любо».
По материалам сайтов www.liveinternet.ru, orthodox.org.ua, kvzn.zp.ua, hram.zp.ua, других информ-ресурсов
Комментарии:
лепс | 20.12 2012 в 12:47
Приговор Тимошенко уже больше года вызывает недовольство и критику на Западе. В тоже время, преследование экс-министров Румынии, Франции, Болгарии и других стран по аналогичным мотивам не вызывает у Европы нареканий. Кстати, бывшего премьера Хорватии за коррупцию осудили на 10 лет, а Берлускони получил срок за финансовые махинации. Где крики оппозиции в защиту европейских лидеров? Не было и не будет. Европа живет по двойным стандартам. Европа, как всегда, пытается указывать, что делать в чужом доме, хотя стоит навести порядок в своем. Например, в Брюсселе вместо традиционной елки на главной площади поставят некое изваяние с электронной атрибутикой, якобы, чтобы не притеснять религиозные взгляды части населения. Подобный случай произошел и в столице Дании. При этом в Турции рождественские елки стоят во всех мусульманских районах и не оскорбляют ни чьих взглядов. О Европейской политкорректности -- в новом выпуске программы «Кстати» с Ольгой Грибановой.