Запорожские археологи подняли со дна Днепра военный корабль 18-го века
И это – уникальный памятник археологии? Кто бы мог подумать, что с виду куча дров (на взгляд дилетанта), мимо которой пройдешь, не обратив особого внимания, на самом деле – часть военного корабля 18-го века! Впрочем, в Днепре он находился в «собранном» виде, судно разобрали под водой археологи, чтобы его было легче поднять и привезти в специальный ангар на острове Хортица, возле которого он и находился, когда мы с фотокорреспондентом приехали посмотреть на раритет. Сегодня археологи планируют перенести корабль в ангар.
- Какая была самая большая сложность во время подъема? – поинтересовалась «Индустриалка» у научного сотрудника Национального заповедника «Хортица» Андрея Денисенко.
- Трудно было ориентироваться под водой – плохая видимость. Мы опускались на глубину до 6 метров. Обычно в ноябре хорошая видимость, а в этом году ничего не было видно практически на расстоянии вытянутой руки. Это очень осложняло работу. Общение с напарником-водолазом было практически невозможно. Все обговаривали на поверхности, а под водой действовали по интуиции.
- А с помощью чего поднимали корабль?
- С помощью бочек и стапеля - это подъемная конструкция из дерева и металла в виде платформы или огромной рамы с настилом. Бочка, наполненная воздухом, обладает подъемной силой в 200 кг.
Сначала мы опустили стапель в воду и погрузили на него корабль – этим занимались во время подготовительного периода. Корабль вместе со стапелем весит около двух с половиной тонн.
Было сложно. Например, никак не удавалось ровно выставить стапель возле корабля. Кстати, на этом же стапеле с прикрепленными к нему бочками мы и переправили его на берег в сторону Хортицкого района.
- Сколько времени уйдет на консервацию и реставрацию корабля? – поинтересовалась «Индустриалка» у руководителя экспедиции подводных исследований Хортицы Валерия Нефедова.
- Думаю, что через два года после консервации, обработки полиэтиленгликолем древесина приобретет стабильность. И тогда начнем реставрацию. Будем все это собирать, состыковывать все детали, которые сейчас демонтированы – большое их количество уже находится в ангаре.
- В ангаре уже хранится кормовая часть запорожского дуба, и вот теперь есть и носовая. Это части одного и того же корабля?
- Нет, разных. Мы проверяли замки, они не стыкуются. Но это корабли одинакового типа. Хотя для экспонирования можно будет выставить нос и корму, чтобы дать представление о типе судна.
Хроника подъема запорожского дуба
Запорожские археологи обнаружили военное судно 18-го века, а точнее, его носовую и среднюю часть, в Днепре еще в 1999 году. Находку условно назвали запорожским дубом. В 2008 году археологи провели основную часть исследований. Поднять же корабль из воды удалось лишь сейчас – в основном, по материальным причинам. Подготовительные работы шли около двух недель. Только подъем и перевозка судна заняли почти неделю.
- Мы подняли корабль на поверхность воды у Хортицы, в районе бывшей зональной комсомольской школы, это было в прошлую пятницу, – говорит научный сотрудник Национального заповедника «Хортица» Андрей Денисенко. – Во вторник переправили корабль по Днепру с Хортицы на противоположный берег. В среду перевезли его к реставрационному ангару возле Конного театра на Хортице. В четверг занимались подготовительными работами для переноса корабля в ангар и начали обрабатывать его консервантами.
Компетентно
Вероятнее всего, что это речное военное судно, ориентировочно близкое к запорожским дубам, – говорит генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко. – Чтобы точнее сказать о типе судна, нужно провести серьезные научные исследования.
Но уже можно сказать, что очень интересный экспонат с научной точки зрения. Там обнаружено много элементов, которые нам были неизвестны, например, различные формы креплений деревянных деталей. Посмотрим, что удастся отреставрировать. В любом случае узлы, элементы представляют не только научную, но и экспозиционную ценность. Думаю, со временем это будет любопытный экспонат для музея судоходства на Хортице. Пока же нет музея, как узнала «Индустриалка», в Национальном заповеднике «Хортица» можно заказать экскурсию по ознакомлению с реставрационным ангаром, судами чайка и бригантина.
Экскурсия до 10 человек стоит 180 гривен.
Светлана ОЛЕЙНИК
Комментарии:
САня | 23.11 2010 в 11:22
ДОРОГИ НАДО СТРОИТЬ,а не ДУБЫ КОНСЕРВИРОВАТЬ.