misto.zp.ua

Дуб законсервируют

Запорожские археологи подняли со дна Днепра военный корабль 18-го века

И это – уникальный памятник археологии? Кто бы мог подумать, что с виду куча дров (на взгляд дилетанта), мимо которой пройдешь, не обратив особого внимания, на самом деле – часть военного корабля 18-го века! Впрочем, в Днепре он находился в «собранном» виде, судно разобрали под водой археологи, чтобы его было легче поднять и привезти в специальный ангар на острове Хортица, возле которого он и находился, когда мы с фотокорреспондентом приехали посмотреть на раритет. Сегодня археологи планируют перенести корабль в ангар.

- Какая была самая большая сложность во время подъема? – поинтересовалась «Индустриалка» у научного сотрудника Национального заповедника «Хортица» Андрея Денисенко.

- Трудно было ориентироваться под водой – плохая видимость. Мы опускались на глубину до 6 метров. Обычно в ноябре хорошая видимость, а в этом году ничего не было видно практически на расстоянии вытянутой руки. Это очень осложняло работу. Общение с напарником-водолазом было практически невозможно. Все обговаривали на поверхности, а под водой действовали по интуиции.

- А с помощью чего поднимали корабль?

- С помощью бочек и стапеля - это подъемная конструкция из дерева и металла в виде платформы или огромной рамы с настилом. Бочка, наполненная воздухом, обладает подъемной силой в 200 кг.

Сначала мы опустили стапель в воду и погрузили на него корабль – этим занимались во время подготовительного периода. Корабль вместе со стапелем весит около двух с половиной тонн.

Было сложно. Например, никак не удавалось ровно выставить стапель возле корабля. Кстати, на этом же стапеле с прикрепленными к нему бочками мы и переправили его на берег в сторону Хортицкого района.

- Сколько времени уйдет на консервацию и реставрацию корабля? – поинтересовалась «Индустриалка» у руководителя экспедиции подводных исследований Хортицы Валерия Нефедова.

- Думаю, что через два года после консервации, обработки полиэтиленгликолем древесина приобретет стабильность. И тогда начнем реставрацию. Будем все это собирать, состыковывать все детали, которые сейчас демонтированы – большое их количество уже находится в ангаре.

- В ангаре уже хранится кормовая часть запорожского дуба, и вот теперь есть и носовая. Это части одного и того же корабля?

- Нет, разных. Мы проверяли замки, они не стыкуются. Но это корабли одинакового типа. Хотя для экспонирования можно будет выставить нос и корму, чтобы дать представление о типе судна.

Хроника подъема запорожского дуба

Запорожские археологи обнаружили военное судно 18-го века, а точнее, его носовую и среднюю часть, в Днепре еще в 1999 году. Находку условно назвали запорожским дубом. В 2008 году археологи провели основную часть исследований. Поднять же корабль из воды удалось лишь сейчас – в основном, по материальным причинам. Подготовительные работы шли около двух недель. Только подъем и перевозка судна заняли почти неделю.

- Мы подняли корабль на поверхность воды у Хортицы, в районе бывшей зональной комсомольской школы, это было в прошлую пятницу, – говорит научный сотрудник Национального заповедника «Хортица» Андрей Денисенко. – Во вторник переправили корабль по Днепру с Хортицы на противоположный берег. В среду перевезли его к реставрационному ангару возле Конного театра на Хортице. В четверг занимались подготовительными работами для переноса корабля в ангар и начали обрабатывать его консервантами.

Компетентно

Вероятнее всего, что это речное военное судно, ориентировочно близкое к запорожским дубам, – говорит генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко. – Чтобы точнее сказать о типе судна, нужно провести серьезные научные исследования.

Но уже можно сказать, что очень интересный экспонат с научной точки зрения. Там обнаружено много элементов, которые нам были неизвестны, например, различные формы креплений деревянных деталей. Посмотрим, что удастся отреставрировать. В любом случае узлы, элементы представляют не только научную, но и экспозиционную ценность. Думаю, со временем это будет любопытный экспонат для музея судоходства на Хортице. Пока же нет музея, как узнала «Индустриалка», в Национальном заповеднике «Хортица» можно заказать экскурсию по ознакомлению с реставрационным ангаром, судами чайка и бригантина.

Экскурсия до 10 человек стоит 180 гривен.

Светлана ОЛЕЙНИК


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

САня | 23.11 2010 в 11:22
ДОРОГИ НАДО СТРОИТЬ,а не ДУБЫ КОНСЕРВИРОВАТЬ.

Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Областна газета «Індустріальне Запоріжжя» плюс «Панорама» - єдина щоденна газета: виходить 4 рази на тиждень та 16 – на місяць всього за 6,95!
У ній - всі події міста та області, по Україні та у світі, корисні поради, новини культури та спорту. Передплатники газети тричі на рік беруть участь у акціях із цінними подарунками.

Контакты

Адреса редакції:
69600, м. Запоріжжя, пр. Соборний, 152

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |