…Так когда-то начинались письма благодарных телезрителей в студии телевизионных каналов. И это звучало искренне, от души. Телепередачи в самом деле были дорогими в смысле их духовной ценности. Сегодня это эпистолярное обращение многими телепроектами используется как ироничная ностальгия по прошлому, выглядящая больше как ерничание.
Общество критиковали всегда. Служили иронии и сатире, вызывая веселый смех зрителя, Райкин, Хазанов, Жванецкий. Своим словом они задевали и правительство, и хозяйственные отрасли, и быт. Но оно не резало слух и не оскорбляло личность.
Камеди клаб продакшн
Но вот появились неосатирики, взявшие на вооружение функции не только Родину позорить, но и в «споднее» людское заглянуть. Их выступления устроители телепередач предпочитают транслировать как можно позже – ну, когда детское время заканчивается. Однако новогодние выходные преподнесли нам просто обвал продуктов «Камеди клаб». Их засилье наблюдалось на всех телеканалах, которые умудрялись даже поиграть контрастами. Например, после экранизации солидного кинофильфма «Мастер и Маргарита» по Булгакову сразу без «передыха» запускался дайджест комиксов «Нашей Раши».
Насмотревшись и наслушавшись невзыскательных «смешариков», и взрослые, и дети в каждом встречном теперь обязаны усмотреть или гомосексуалиста, или сексуально озабоченного (-ую), или просто «лошару». А ведь «Камеди клаб» изначально задумывался как закрытый клуб для посещения избранными. Члены клуба, именуемые себя резидентами, перед избранными персонами шоу-бизнеса темными вечерами несколько часов кряду шутят по-черному. Главное отличие их разговорного жанра от невинных монологов, того же Петросяна или Гальцева, заключается в том, чтобы присутствующей публике «хорошенько врезать». Vip-зритель сознательно желает, чтобы его «отстегали».
Вскорости «издевательства над звездами» покупает один из российских телеканалов. И вот тут «бабло поперло». Резиденты начали вкладывать его в дочерние телепроекты. Так появились «Наша Раша», «Файна Юкрайна». То ли от проплаченной политической телескуки, когда больше смотреть нечего, то ли людям – чем грязнее, тем лучше, но передачи действительно стали рейтинговыми. Вот еще классика жанра – на широкие экраны запущен «экшн» «Яйца судьбы». В анонсе к очередной попытке «Камеди клаб» сделать смешное кино «Яйца судьбы», так прямо и написано: «Поклонникам не очень сложного юмора посвящается».
«Наша Раша»
Наверное, причина зрелищности «Нашей Раши»в ее поверхностности. Этот российский юмористический сериал производства Comedy Club Production создан под впечатлением популярного английского скетч-сериала Little Britain. В его выпусках наблюдается сатирический «наезд» на представителей социума. Для начала зритель выслушивает натужный юмор поводу отличительных особенностей России и ее людей: «это мы придумали не зашивать дырявый носок, а прикрывать его другой ногой, мы придумали тонировать машины, чтобы спокойно ковыряться в носу, это наши женщины придумали делать эпиляцию, прыгая через костер» и т.д.
Следом идут сюжеты с участием вологодского инспектора ГИБДД, не берущего взяток, и его голодного семейства, потом сексуально озабоченной официантки Анастасии Кузнецовой, оскорбляющей посетительниц («Заказала – жри!», «А че это ты в противогазе пришла? А, это рожа. Ну соболезную») или о тренере омской футбольной команды «Газмяс», который из передачи в передачу жестоко избивает спортсменов за их проигрыш. Не лишне вспомнить «первого в мире фрезеровщика с нетрадиционной сексуальной ориентацией»Ивана Дулина, желающего своего начальника; краснодарских пацанов Славика и Димона пытающихся купить презервативы в аптеке или закадрить девчонок на пляже; учительницу-взяточницу Снежану Денисовну, шантажирующую детей и их родителей. В общем, русские люди предстают исключительно уродами, дегенератами, садистами и извращенцами. После покупки сериала одним из украинских телеканалов теперь наш человек «ржет» над «челябинскими мужчинами, которые настолько суровы, что никогда не стригут ногти. Они кладут их на рельсы и ждут поезда» или над «Ладой Калиной – го...ном-машиной». Также мы узнаем о революционном открытии в географической науке: о том, что «Иваново – это эрогенная зона России, где мужчины считаются священным животным».
«Файна Юкрайна»
Чтобы россияне не слишком обижались за свое национальное достоинство, «Камеди клаб» в 2008 году запустил проект «Файна Юкрайна», наполненный скетчами разнообразной тематики. В шоу отображена обычная жизнь людей, проживающих в Украине. Быт, политика, спорт, любовь, шоу-бизнес – все это предмет юмора в шоу «Файна Юкрайна». Есть там и Антон – «крутий хлопець з села», который ездит на Chevrolet с номерами «Тоха», есть и Маричка, «до якої він залицяється», и штатные уборщицы Верховной Рады, которые считают себя ровней с нардепами.
Наверное, менталитет наш не позволяет излишних «неподобств» в адрес собственного национального самосознания, потому что сюжеты в основном вполне корректны. Например, пародии на сериал «Доктор Хаус». Доктор Григорий Павлович Хлус шутит настолько классно, выискивая причины болезни «в жрачке вульгарис, бубликофобии», что лечит пациентов просто своим юмором. А геи-националисты Остап и Алекса из Ивано-Франковска, поставившие за цель карать геев-москалив, наверное, необходимое исключение, чтобы страна в глазах Евросоюза «правильно смотрелась». Вот «это все и является самым большим сокровищем страны, которая называется Файна Юкрайна». Но это пока. «Вечерний квартал-95» тоже прилично начинал – один из немногих украинских проектов, к которым не причастен «Камеди клаб».
Студия «Квартал-95»
Это телешоу, оригинальный продукт украинского телевидения, автором и идеологом которого стал Владимир Зеленский, стартовало на «Интере» в 2005 году. Критики называют «Вечерний квартал» политическим кабаре. Любые политические изменения, неудачные фразы «рулевых» страны, сразу же высмеиваются в пародиях и инсценировках «квартальщиков». Все правительственные неурядицы сразу же невидимым конвейером поступают на их подмостки, а оттуда идут в народ. В хлесткой ироничной форме команда бывших КВН-щиков обсуждает политические скандалы, противостояния и светскую жизнь политиков. Многие вещи у них в самом деле смешные. Не нужно объяснять, кому адресованы подобные фразы: «Говорите по-русски, вы не на работе», «Я женщина – она бандит», «Они ненавиделись пять лет»… Не забывают и «звезд»: «Не нужна мне ваша фонограмма, я сейчас под свою спою», «У вас такие красивые ноги. Ну что же вы ими не уходите?».
Но с некоторых пор стали резать слух непечатные выражения. Начало положили слова из сценки «Лицо с обложки»: «Захер, махер, нахер! Похер!». Понятное дело, крепкое словцо стало модным пользовать повсюду: и в пиар-деятельности, и в рекламе, и в обиходе. Все смешалось в этом жанре – не понять, когда кто заимствует у сатириков сленговые словечки, а когда сатирики обогащаются за счет публичных лиц. Звучащие со сцены ругательства смахивают больше на глумление, притянутую за уши бездарность и глупость. К чему эти наскоки на национальный вопрос или планы двух «западенцев» и якобы заинтересованность Ющенко завоевать Россию? Сценарист Валерий Жидков (Тамбовский волк), видимо, полагает, что это «крайне интересно» обывателю. Чем вызвано появление однообразных сюжетов? Да просто «Квартал» просек, что шутить об украинских политиках легко, только палец покажи – и народ будет смеяться. Вот и стараются здесь и сейчас. А поскольку политическая жизнь у всех в печенках сидит, а черпать шутки, получается, неоткуда, артисты пытаются выехать на приглашенных «звездах» или фотографироваться, сидя на унитазе с ворохом газет в руках, как «воин смеха» гендиректор Зеленский.
Жаль, конечно, что в сегодняшних телепередачах мы практически не видим настоящих профи в области юмора Райкина или Карцева. Не формат, получается? А ведь их цитирует не одно поколение: «Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим», «Мне не нравится юмор про задницу»...
Неужели наступила эпоха пошлятины, и со временем вместо классиков литературы в аудиториях прозвучит сленг от «гламурного подонка» в духе «ты решаешь, кого выбираешь, а не сидишь, тупо в носу ковыряясь», принимаемый за мудрейший афоризм?
Наталья ЕРМАКОВА
Комментарии:
нет комментариев