misto.zp.ua

Детективная история, связанная с картиной бердянского художника

Детективная история, связанная с картиной бердянского художника

Без погони и стрельбы, но с контрабандистом, которым стал бывший российский высокопоставленный чиновник, объявленный Россией в международный розыск

Широкий резонанс это громкое дело, напрямую связанное с давным-давно умершим бердянским художником Исааком Бродским, автором картины «Ленин в Смольном», получило 8 апреля 2014 года. Его некоторые детали в тот день обнародовал на своей странице в соцсетях бывший вице-премьер российского правительства, экс-глава Госкомимущества РФ Альфред Кох, с 2015 года проживающий в Германии.

«Поздравьте меня! – объявил он своим подписчикам. — Родина высоко оценила мой труд! Как раз, когда я выехал по делам в Германию, против меня в России возбудили уголовное дело. Обвинение по статье [вы будете смеяться] — контрабанда [спасибо, хоть не педофилия]. Ведет следственная бригада ФСБ из 15 человек, плюс физзащита, плюс оперативники и т.д.

Короче, к жене на обыски приезжало два автобуса здоровенных мужиков. С криками и визгами, маски-шоу, автомат в лицо и т.д. Против одной сонной пожилой женщины. Вломились в квартиру в семь утра… Все как мы любим!

Теперь я невъездной… С чем себя и поздравляю. Наверное, боятся меня… Значит, я на правильном пути… Теперь, наверное, нужно ждать гостей. Вопрос только: с ледорубом или с полонием?

Детали, наверное, не важны…»

А народ как раз очень интересовали детали!

«Что ты вывез-то, — полюбопытствовал один из друзей бывшего чиновника-эмигранта, — томик Пушкина?»

Подробные разъяснения последовали от Коха чрез месяц — 12 мая:

«Дорогие друзья! Настала пора раскрыть тайну моего дела о т.н. «контрабанде». Я не давал никаких подписок о неразглашении и имею основания считать, что публичная информация о ходе моего дела лишь поможет, а не повредит установлению истины.

Итак. Много лет назад [может четырнадцать, а может пятнадцать] моя жена купила картину. На ней стояла подпись — Бродский.

Для солидности эта картина сопровождалась заключением экспертов. Любой мало-мальски разбирающийся в этих вопросах человек скажет сразу: экспертиза та не выдерживает никакой критики. Причины просты: у картины нет эстимейта [то есть, истории, откуда она взялась, кому принадлежала ранее], подпись поставлена позже.

Напомню, что конец 90-х был тем периодом, когда на рынке появилось огромное количестве подделок и скандалы, которые по этому поводу разразились потом,  до сих пор сотрясают профессиональное сообщество экспертов и коллекционеров.

Моя жена после покупки показывала эту картину многим экспертам и известным коллекционерам и все в один голос говорили, что это, безусловно, фейк (поделка) и об авторстве Бродского не может быть и речи.

Жена легко смирилась с этим фактом, поскольку картина обошлась ей недорого, а свою задачу — интерьерного пятна, она выполняла. Мы никогда не были серьезными коллекционерами, а картины покупали недорогие и просто для интерьера.

С таким настроением я взял пакет с картиной и повез ее в аэропорт Шереметьево. Я понимал, что у меня в багаже подделка, которая ничего не стоит и уж точно никакой культурной ценностью не является.

Однако таможня посчитала иначе и изъяла картину. Никаких проблем. Это ее право. Картину отдали на экспертизу. Вот тут и начались странности. Как я теперь понимаю, меня «пасли». Это стало ясно после того, как на экспертизу картину принес не сотрудник таможни [что было бы логично], а оперативник ФСБ».

К сообщению своему «контрабандист» приложил и заключение экспертов Третьяковской галереи [от 2 декабря 1999 года], исследовавших картину, которая называется «Вечерняя заря. У берегов Италии». Их вывод был категоричным: «Авторство И.И. Бродского подтверждается».

Они также отметили, что «по выбору и трактовке изобразительного мотива картина относится к раннему творчеству Бродского и связана с его периодом увлечения символизмом», особо подчеркнув: «По художественному качеству и как бесспорная работа И.И. Бродского пейзаж «Вечерняя заря. У берегов Италии»  представляет музейный интерес».

«Представляет музейный интерес». А Кох, если верить ему, картину использовал… в качестве интерьерного пятна. Зачем же, спрашивается, коль она «точно никакой культурной ценностью не является», ее нужно было через границу тащить? В Германии подобных «пятен» не найти, что ли?

Кстати, сам Кох оценил картину в 18 тысяч рублей. А остановлен он был с ней в аэропорту Шереметьево 22 ноября 2013 года. Впрочем, выезду хозяина картины бердянского художника пограничники препятствовать не стали, но ее саму оставили в качестве вещественного доказательства.

И события стали развиваться весьма любопытно: оценив «Вечернюю зарю у берегов Италии» в 197,4 тысячи рублей, ФСБ в феврале 2014 года, когда Кох находился в Германии, завела на него уголовное дело по статье «Контрабанда культурных ценностей». В ноябре 2015 года правоохранительные органы РФ обратились в Интерпол и попросили объявить в международный розыск бывшего вице-премьера, а в декабре он был заочно арестован решением Лефортовского суда Москвы по ходатайству следователя ФСБ по особо важным делам. Его поисками(!) занялась служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ.

А далее случилось непредвиденное: генеральный секретариат Интерпола принял решение… не объявлять Коха в международный розыск. Мало  этого, немецкие власти не позволили российским следователям проводить какие-либо следственные действия на территории Германии. «Генеральный секретариат Интерпола, — сообщил адвокат Альфреда Коха, — пришел к выводу, что вменяемое моему подзащитному деяние не является преступлением, а носит лишь административный характер». Защитник также отметил, что, исходя из всей совокупности обстоятельств, в Интерполе пришли к выводу: «преследование политически мотивированно».

А что сам Кох? Он по-прежнему утверждает, что картина с вечерней зарей у берегов Италии – не кисти Бродского, а преследуют его спецслужбы РФ за… антикремлевскую позицию. Кстати, 24 августа 2015 года, в День Независимости Украины, Кох возложил цветы к памятнику на могиле Степаны Бандеры и опубликовал фото на своей странице в соцсетях. «Мое маленькое паломничество в день Независимости Украины. Слава героям!», — добавил он к снимку. И связанные с РФ соцсети зашлись в истерике. «Альфред Кох на могиле Бандеры. Это все, что нужно знать о либерализме», — вот, пожалуй, самый нейтральный комментарий к поступку эмигранта.

Тут, в общем-то, можно было бы и точку поставить, посочувствовав господину Коху и пожелав ему не дождаться «гостей с ледорубом или с полонием» [имеется в виду убийство сталинским режимом Льва Троцкого и путинским – разведчика Александра Литвиненко], если бы ни одно «но»:

в прессу просочились сведения о том, что, картина бердянского художника Исаака Бродского «Вечерняя заря. У берегов Италии» была куплена в 1999 году в галерее художницы Айдан Салаховой за… 55 тысяч долларов. Очень дорогостоящее «интерьерное пятно» получилось.

Конечно, я поинтересовался у сведущих людей, могут ли сегодня столько стоить картины бердянца, которого при жизни — за верное служение режиму, называли «чего изволите?», а нынче  нередко обзывают «певцом кровавой власти». Ответили мне следующее:

написанный в 1929 году Бродским портрет крестного отца всех ворошиловских стрелков СССР Клима Ворошилова [«Климентий Ворошилов в кабинете» — так называется эта работа] был выставлен на продажу за… пять миллионов рублей [примерно два с половиной миллиона гривен],

созданная Бродским в 1912 году картина «Нянька с детьми» в аукционном доме Sotheby’s была продана за… 937 тысяч фунтов стерлингов [1,5  миллиона долларов] — при оценочной стоимости в 300 тысяч долларов.

В течение многих лет, к слову, «Нянька с детьми» считалась утерянной. До выставления на торги полотно находилось в итальянской частной коллекции. Приобретший картину в 1950-х годах коллекционер считал ее произведением… Клода Моне(!), по неизвестной причине уменьшенным в размере и с неразборчивой подписью.

Так что имеется спрос на картины бердянского художника.

Родился он, добавлю в качестве уточнения, в селе Софиевка Бердянского уезда. В самом Бердянске, который считал родным, учился в четырехклассной городской школе [ныне это один из корпусов Бердянского педуниверситета]. После ее окончания родители записали его в Одесскую рисовальную школу. А далее был Санкт-Петербург, учеба в Академии художеств у Ильи Репина.

***

Сам Бродский, «Ленин в Смольном» которого, несмотря на бомжеватый вид вождя – он не причесан, на нем одет мятый пиджачок, а сидит он в кресле с давно не стираной накидкой, в СССР был известен каждому, многие годы увлекался собирательством картин.  К концу двадцатых годов владел лучшей в Советском Союзе частной коллекцией живописи и графики,  насчитывавшей около тысячи работ. Любой музей мог позавидовать ей. И, наверное, завидовал.

Коллекционированием художник увлекся в студенческие годы – после  того, как Илья Репин подарил ему, своему любимому ученику, три рисунка. Потом приобреталось все, что представляло ценность: картины Серова, Врубеля, Левитана, Архипова, Коровина… других мастеров. Только картин и рисунков Репина Бродский собрал около полусотни. При этом настолько хорошо изучил фактуру живописи своего учителя, что мог определить его работы… с закрытыми глазами. И однажды это доказал, поспорив с друзьями: на ощупь среди нескольких одинакового размера полотен безошибочно узнал работу Репина.

А вот как Бродский описал в книге «Мой творческий путь» приобретение одного из рисунков художника Филиппа Малявина:

«По выставке ходили московские богачи, именитые купцы, увлекающиеся собиранием произведений живописи. Когда появились ящики с рисунками Малявина, несколько миллионеров, бывших на выставке, не желая упустить интересные для них вещи, стали в очередь у ящика с малявинскими рисунками. Я также занял место в очереди, которая сразу нарушилась, когда ящик был открыт, и рисунки стали буквально расхватывать. У одного миллионера я увидел в руках замечательный рисунок «Три бабы». Я стал уверять его, что рисунок ерундовый, и советовал ему выбрать что-нибудь получше, а сам, схватив этот рисунок, быстро удрал и ждал, пока рассосется очередь».

Очень увлеченным коллекционером был бердянец.

Его квартира в Ленинграде – весьма большая, кстати, не могла вместить собранное им. Картины и рисунки, рассказывали бывавшие там, висели на стенах комнат от пола до потолка, а также на створках дверей, на откосах оконных проемов, в прихожей, в коридоре, на стенах винтовой лестницы, ведущей в мастерскую, в тамбуре перед входной дверью на улицу.

А в 1930 году хозяин коллекции решает вдруг часть ее — по 250 работ, подарить родному Бердянску и Днепропетровску – тогдашней региональной столице Приднепровья и Запорожья. Почему он так поступил – истинный собиратель  никогда ведь добровольно не отдаст даже крохотную часть своей коллекции?

Есть два варианта ответа:

по доброте сердца, чтобы оставить о себе память;

органы «порекомендовали» поделиться. Обласканный властью художник будто бы увел у какого-то высокопоставленного [вернее, высокопосаженного] партийца ценную картину и тот сообщил «куда следует»: в то время, мол, как народ строит социализм, данный субъект, выдавая себя за художника, промышляет антиквариатом… или что-то в этом духе. И дело будто бы чуть до суда не дошло – как в случае с Альфредом Кохом. Вот и пришлось Бродскому из собирателя превратиться в дарителя.

Впрочем, так это было или нет, не суть важно. Главное, что в Бердянске – с осени 1930 года, действует один из старейших в Украине Художественный музей имени Исаака Бродского.

Остальная же коллекция «певца кровавого режима», в которую входят около 200 картин самого Бродского и более 600 работ других художников, осталась в городе на Неве — в музее-квартире Бродского, одном из петербургских филиалов научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Открыли музей в 1949 году в доме Голенищева-Кутузова на площади Искусств, где последние 15 лет жил художник. Здание построено по проекту Карла Росси и Леонтия Бенуа, соседствует оно с Михайловским театром. При входе в музей установлена мемориальная табличка с надписью: «В этом доме с 1924 по 1939 год жил и умер известный советский художник Исаак Израилевич Бродский».

О режиме, которому верой и правдой служил бердянец, решили, получается, не упоминать.

Владимир ШАК

Фото из открытых Интернет-источников

Исаак Бродский, художник из Бердянска

Исаак Бродский в Бердянском Художественном музее

Альфред Кох у могилы Степана Бандеры

Исаак Бродский «Вечерняя заря. У берегов Италии»

Экспертное заключение по картине бердянского художника

Вождь-полубомж: фрагмент картины  Бродского «Ленин в Смольном»

Борис Кустодиев «Исаак Бродский»

Исаак Бродский «Ворошилов в кабинете»

Исаак Бродский «Няня с детьми»

Бердянское городское училище, в котором учился Бродский

В здании бывшего городского училище теперь учатся студенты Бердянского госпедуниверситета

Вход в музей-квартиру Бродского в Питере

В музей-квартире Бродского: бывший кабинет художника

В музей-квартире Бродского: гостиная

В музей-квартире Бродского: бывшая мастерская художника


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в