Хотя городской бюджет еще не принят, но уже сейчас ясно: денег и автобусов для всех дачников не хватит, а некоторым и вовсе придется пользоваться рейсовыми автобусами
Меньше маршрутов — выше эффективность
На прошедшем в среду, 10 марта заседании обсуждались вопросы организации перевозок пассажиров к садово-огородным товариществам с участием председателей СОТ и перевозчиков. Ранее, 25 февраля решением сессии горсовета о транспортном обеспечении уже принято решение организовать перевозки на дачи, которые не требуют финансирования: это СОТ «Солнечный», «Химик», «Мрія», ЮГМ и «Южный», где с 1 апреля будут организованы перевозки. Согласно конкурсных условий, перевозчики будут довозить огородников без всякой компенсации — за свой счет. Зато вопрос организации платных перевозок вызвал бурное обсуждение. Хотя, по словам специалиста отдела транспорта Александра Бельчева, никакими нормативными актами дачные перевозки не предусмотрены — это исключительно возможности и желание местных органов власти помогать пенсионерам-огородникам.
Рассчитав бюджет перевозок по прошлогодней формуле, получили необходимые 728 000 грн.
— По цифрам прошлого года не вытягиваем — 228 тыс. не хватает, — признается первый заместитель городского головы Сергей Ткаченко, — а если все делать в прошлом объеме, сохранив все ходки, нужно выйти на 728 000 грн.
Учитывая, что с прошлого сезона цена на метан возросла с 2.60 грн до 4 грн., при этом, уменьшилось количество больших автобусов ЛАЗ и ПАЗ, доставка огородников обходится городскому бюджету в «копеечку». Выход из создавшегося положения вроде нашли — часть маршрутов решили объединить и уменьшить количество ходок. Поводом для этого послужили данные о степени загрузки транспорта: в начале и конце сезона наполняемость почти нормальная, а летом «пазики» зачастую возят воздух. Чтобы более чутко реагировать на спрос, решили регулировать механизм перевозок вручную: о договора на перевозки заключать помесячно, при этом в апреле задействовав максимальное количество транспорта, а в июне — августе сокращать количество автобусов.
За помощью в район
Оптимизации подверглись некоторые нерентабельные маршруты: три автобуса «Энергетика» в одном направлении, по мнению Александра Бельчева — нерационально, потому тем же транспортом будут ездить и огородники СОТ «Ветеран». Сложности возникли с СОТ «Автомобилист» — это единственное общество, которое из-за удаленности невозможно объединить с другими маршрутами. Как выход — городские власти обратились в райгосадминистрацию помочь жителям района, убедив работающих по селам перевозчиков продлить маршрут или изменить паспорт маршрута.
Тупиковым оказался только ситуация СОТ «Исток»
— С оглядкой на затраты я бы назвал это общество «Катастрофа»: за 40 км возили 10-12 человек, — заявил Александр Бельчев. — На такие деньги можно поставить около 80 знаков по городу, а перевозчики даже не компенсируют затраты на топливо.
В итоге огородникам «Истока» предложено добираться на дачи рейсовыми автобусами.
— Или везти десять человек за 40 км, или 40 пассажиров за десять км — для бюджета одинаково, но второй вариант предпочтительней, — убежден Сергей Ткаченко.
Ждать или голосовать?
Наиболее узким местом дачных перевозок является соблюдение графика: в тех садово-огородных товариществах, куда идут только дачные автобусы, из-за непостоянства графика их движения люди пользуются любой возможностью уехать. В свою очередь, перевозчики не желают палить топливо из-за единичных пассажиров. Выходом из замкнутого круга, по мнению Александра Бельчева, могла бы стать покупка билета сразу в два конца — чтобы перевозчики знали: скольких привезут — столько дачников и поедут назад.
— Времена не те, чтобы «ПАЗиком» вместимостью 60 человек возить восемь пассажиров — его надолго не хватит, итак их всего 58 на весь город, — убежден Александр Иванович.
Проблемой перевозчиков, по мнению транспортников, также является прямой километраж: помимо расчетного и компенсируемого из бюджета расстояния по городу, чтобы подобрать огородников, автобусы накручивают еще 8-10 км, которые водители просто дарят пенсионерам.
Однако всех этих мер может оказаться недостаточно: если депутаты не полностью утвердят требуемую для организации доставки дачников сумму, единственный выход, на которой заочно согласны председатели садовых товариществ — сократить один из трех дачных дней.
Олег ЕРЕМИН
Комментарии:
нет комментариев