
13 декабря весь православный мир отмечает день апостола Андрея Первозванного, который первым был призван и последовал за Иисусом Христом. Многие историки церкви считают, что старшим из двух сыновей галилейского рыбака Ионы был Петр. Но так ли это на самом деле?
Основной довод в пользу старшинства Петра таков. Еще до знакомства с Иисусом у него была теща (Мф. VIII, 14; Лк. IV, 38), стало быть, и жена (не исключено, что и дети тоже). Это очень весомый аргумент. Ведь простые иудеи, вынужденные добывать хлеб насущный тяжким трудом, видели свою опору именно в старшем сыне. Потому что он первым из всех остальных продолжателей рода крепко станет на ноги. Да и где гарантия, что после него в семье не родятся только девочки? Именно по этой причине основную часть отцовского наследства у древних евреев получал старший сын.
Кроме того, это о Петре сам Христос сказал: «На камене семъ созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. XVI, 18). Как известно, этими словами Спасителя Ватикан пытается обосновать свои претензии на особую роль в христианском мире. Между тем, данный аргумент является косвенным, так как указание на уникальную миссию Симона-Петра не обязательно связано с его предполагаемым старшинством по возрасту. Тут речь идет скорее о темпераменте, характере, харизме, лидерских качествах человека. И действительно, из Евангелий и Деяний апостольских мы знаем, что Петр был энергичен, деятелен, ревностен в вере, горяч (иной раз не в меру, как в случае со слугой первосвященника Малхом в Гефсиманском саду).
А что же Андрей? Почему именно ему выпала честь первым из простых смертных удостовериться в том, что Иисус из Назарета и есть предсказанный пророками Мессия (Ио. I, 36-41)? Почему на другой день после Крещения Господня именно Андрея (и, по всей видимости, будущего апостола Иоанна Богослова) Христос не только пригласил к себе в дом, но и провел с ними целый день в беседе (Ио. I, 39)? Очевидно, потому, что из всех учеников Иоанна Предтечи Андрей оказался самым подготовленным к признанию 30-летнего плотника Иешуа ха-Ноцри долгожданным Спасителем.
В чем заключалась и выражалась эта подготовленность? Скорее всего, юный богоискатель Андрей, подражая Иоанну Крестителю, принял обет назорейства, хотя ни в одном из Евангелий об этом не говорится ни в прямую, ни намеком. То есть потомственный юный рыбак из Вифсаиды был строгим аскетом, блюдущим в чистоте свою душу. Но если даже он и не принял обет по формальной процедуре («назорейство в Ветхом завете было редким явлением», отмечает протоиерей Георгий Дьяченко, составитель «Полного церковно-славянского словаря», с. 330), то стал им по сути. Недаром о таких, как Первозванный, в чинопоследовании Божественной Литургии на Малом Входе сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Являлась ли сердечная чистота Андрея его врожденным свойством, то есть, в сущности, не его личной заслугой? Или она – следствие его работы над собственным внутренним миром?
В глазах Петра Андрей обладал несомненным авторитетом. Об этом ясно говорит тот факт, что Петр безоговорочно поверил рассказу Андрея о мессианстве Иисуса, вследствие чего позволил брату привести себя к нему (Ио. I, 42). И хотя из контекста Четвероевангелия следует, что и Андрей, и Петр примерно одного возраста (похоже, погодки 17-20 лет), в плане духовного развития Первозванный на тот момент явно лидирует – при всем нашем благоговении к Первоверховному апостолу. О чем это говорит? О том, что в дни Иоанновой проповеди на Иордане Петр признавал над собой старшинство Андрея – по крайней мере, интеллектуальное.
Что касается возрастного, то до Второго Пришествия данный вопрос, очевидно, так и останется открытым. Тут два варианта. Первый: Андрей появился на свет раньше Симона (впоследствии Петра); однако, видя и уважая его склонность к религиозным исканиям, родители возложили роль старшего брата на младшего. Вариант второй: старшим по факту рождения был все-таки Петр. Хотя принципиального значения все это само по себе не имеет. Недаром авторы всех четырех Евангелий не акцентируют на данном обстоятельстве ни малейшего внимания. Мы же с вами равным образом чтим обоих сыновей галилейского рыбаря Ионы.
Данный вопрос приобрел своеобразное (сугубо политическое) значение в контексте давнего выяснения отношений между православием и папизмом. Последний, ведя свою родословную от апостола Петра, претендует на безусловное главенство во всем христианском мире. Это при том, что, если следовать логике латинян, главенствовать над всеми, в т.ч. и католиками, должен бы патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины. Не исключено, что тему старшинства вновь начнут педалировать в свете де факто новой унии между Ватиканом и Фанаром (резиденцией Константинопольского патриарха), а также анонсированного на 2016 год Восьмого Вселенского Собора Поместных Православных Церквей, в повестку дня которого Стамбульский патриарх Варфоломей пытается поставить вопрос о порядке предоставления автокефалии (независимости) тем, кто таковую возжелают (имея в виду, очевидно, легализацию и подчинение себе разного рода раскольничьих группировок).
Впрочем, на вероятные потуги противопоставить друг другу, с одной стороны, апостолов Андрея и Петра, а с другой – их общий авторитет духовной власти ряда Поместных Церквей можно ответить следующим образом. Во-первых, христианская община в Риме, основанная предположительно Петром, и христианская община в Византии (будущем Константинополе-Царьграде), основанная абсолютно точно Андреем, возникли приблизительно одновременно, в промежутке между 52-м и 64-м годами н.э. Причем Византийская община, которую возглавил рукоположенный лично Андреем епископ Стахий, возникла не позже 60-го года, если учесть тот факт, что сам Первозванный был распят 13 декабря (по н. ст.) 62-го года. Более того, как утверждает М. Э. Поснов в своей «Истории Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.)», «об основании Римской церкви ап. Петром... не может быть и речи». Согласно вычислениям Михаила Эммануиловича, в богослужебном отношении христиане отделились от иудейских синагог, по-видимому, после 54-го года. Во всяком случае, «Тацит знает христиан, как отдельно живущих, обособленных (Annal., XV, 44). Это относится к 64-му году».
Во-вторых, христианская община в Херсонесе Таврическом, основанная опять же Андреем Первозванным, на несколько лет старше, чем Византийская. Потому как последнюю он учредил после своего миссионерского хождения вверх по Днепру через Великую Скифию. В Херсонесе же принял веру Христову святой равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси. Уже хотя бы поэтому любые потуги со стороны указать канонической Православной Церкви Руси-Украины, что означает для нее поместность, заведомо обречены на неуспех.
Сергей ГРИГОРЬЕВ

























Название издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета "
Комментарии:
нет комментариев