В преддверии надвигающегося кризиса Верховная Рада с подачи Кабмина и Государственного центра занятости в оперативном порядке в декабре прошлого года приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения». С 13 января текущего года Закон вступил в силу, и очень скоро его неадекватность в нынешних условиях проявилась во всей красе.
Закон предусматривал простой, но отнюдь не эффективный путь – расширение налогооблагаемой базы для поступлення в Фонд занятости страховых взносов. Перечень лиц, подлежащих обязательному страхованию на случай безработицы, пополнился за счет военнослужащих и работающих пенсионеров. Общий размер взноса в Фонд вырос с 1,8% до 2,2%. Значительно ужесточены порядок назначения пособия и различных выплат безработным.
Прошло 9 месяцев. Какие изменения произошли на рынке труда в нашем регионе?
Анализируя официальную статистику, материалы публикаций в СМИ, учитывая мнения экспертов и официальных лиц государственных органов, местного самоуправления, профсоюзных объединений, приходишь к выводу: реальной поддержки гражданам Украины, оставшимся без работы – нет.
По Запорожской области объем денежных поступлений в фонд за истекший период увеличился на 18,5% по сравнению с прошлым годом и превысил 175 млн. грн. Сумма выплаченных пособий безработным составила 152,8 млн. грн. За этот период на учете в 30-ти городских и районных центрах занятости области пребывало 64810 чел., то есть на 34% больше, чем за аналогичный период 2008 года. В Запорожье число лиц, получивших статус безработного, выросло в 2,9 раза – с 6705 до 19539 человек. В этом году г. Запорожье имеет все шансы преодолеть рубеж 10-летней давности – в 1999г. статус безработного получили 20031 человек. Это был максимальный показатель за 1991–2008г.г., то есть за все годы существования государственной службы занятости.
При этом уровень трудоустройства безработных по области снизился с 48,2% до 24,8%, а по г. Запорожью – с 60% до 16,3%. С начала года при содействии службы занятости г. Запорожья трудоустроено лишь 3811 чел., что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (7990 чел.). Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1.10.09г. составил 2,08%, что в 4 раза больше, чем в 2008г. Это официальные данные службы занятости. Реалии значительно хуже.
Государственный центр занятости и его вертикаль подчиняет всю работу региональных служб финансовым возможностям Фонда занятости, поступления в который по ряду областей не покрывают даже выплат пособий по безработице.
Вместо поиска недостающих средств, сокращения затрат на содержание чиновников, разбухших в последние годы государственного (24 отдела и 4 управления) и областного (17 отделов и 4 зама директора) аппаратов, нецелевого использования денежных средств, усилия направлены на снижение количества зарегистрированных безработных, прекращение финансирования ряда направлений, ужесточение требований к безработным во время их пребывания на учете в центре занятости и т.д.
Если в 2008 году с учета снимались в основном безработные, трудоустроенные на предприятия, получившие единовременное пособие для предпринимательской деятельности или оформившие право на досрочный выход на пенсию, то сегодня – по самым различным поводам.
За 9 месяцев по области было трудоустроено 13411 чел. (20,7% от числа, стоящих на учете), а снято с учета уже 24407 чел. (37,7%). А наиболее ретивые центры, выполняя устные указания вышестоящих руководителей, сняли с учета почти каждого второго клиента службы занятости. Так, в Пологовском райцентре этот показатель составил 48,6%, Михайловском РЦЗ – 45,3%, Мелитопольском ГЦЗ – 44,6%, Заводском и Орджоникидзевском РЦЗ г. Запорожья – 40,5% и 40,4% соответственно. Отсюда и появление бравурных заявлений Государственной службы занятости и Минтруда о снижении числа безработных в стране с 900 тыс. до 650 тыс. чел. Хотя эксперты считают реальной цифру 2,5–2,8 млн. чел. И это без учета лиц, работающих по неполной рабочей неделе и находящихся в вынужденных отпусках без содержания.
Распространена практика, по решению директоров базовых (городских и районных) центров занятости, приостановки выплат пособий безработным по различным поводам, согласно нормативным документам, от 15 до 90 дней. В том числе при задержках или отказах безработными от обязательных еженедельных посещений центров занятости. И это при том, что Порядок регистрации, перерегистрации, ведение учета граждан, ищущих работу и безработных, утвержденный Постановлением Кабмина от 14.02.07г. №219 вменяет безработным посещение центра занятости один раз в месяц. Одним из критериев положительной оценки работы базовых центров занятости становится сокращение объемов выплат пособий.
С этой же целью сокращено или приостановлено финансирование статей расходов:
– создание рабочих мест за счет дотаций работодателям;
– выплата единовременного пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности;
– сокращены компенсации Пенсионному Фонду в случае оформления безработным досрочного выхода на пенсию;
– на организацию обучения и переобучения безработных и ряд других.
По состоянию на 1.01.2009г. по г. Запорожью количество вакансий, имеющихся в центрах занятости, составляет 765 ед., что в 6,6 раза меньше, чем в 2008 году, а количество зарегистрированных безработных увеличилось почти в 3 раза.
Директор Государственного центра занятости Владимир Галицкий в своем ответе редакции газеты «2000», опубликованном 9.09.09г. отметил, что «в службу занятости приходят прежде всего за работой, за новым трудоустройством». Куда и как можно трудоустроить безработного при отсутствии вакансий? Раньше служба занятости финансировала создание дотационных рабочих мест. За 9 месяцев 2008г. на такие дотационные места в области было трудоустроено 1118 чел., в 2009г. – аж 34 чел., а в Южном и Шевченковском центрах занятости г. Запорожья этот показатель равен 0 человек (в прошлом году 73 и 49 человек соответственно).
Еще одной формой трудоустройства всегда была организация выплат одноразовой помощи по безработице (в размере годовой суммы пособия) для организации предпринимательской деятельности. За 9 месяцев 2008г. этой возможностью воспользовались 1035 безработных, в текущем – абсолютный ноль, так как полностью прекращено финансирование этой статьи расходов. Снижена возможность безработных улучшить свое материальное положение, воспользовавшись предложениями службы занятости по участию в оплачиваемых общественных работах.
Если этой возможностью в прошлом году вспользовались 12865 безработных области, то в текущем году она была предоставлена лишь 5381 чел., а по г. Запорожью эти цифры составили соответственно 3122 чел. и 110 чел.
В два раза снизился уровень охвата безработных професиональным обучением за счет средств Фонда и составляет на сегодня 6,7% от числа безработных.
Неудивительно, что безработные, потеряв надежду на поддержку, подталкиваемые работниками службы занятости, пишут заявления на снятие с учета. Неудивительно, что показатель «снято с учета» в текущем году по сравнению с прошлым вырос в:
– Шевченковском РЦЗ – на 326%;
– Южном МРЦЗ (Жовтневый и Коммунарский р-ны) – 295,7%;
– Правобережном МРЦЗ (Ленинский, Хортицкий р-ны) – 290,5%;
– Орджоникидзевском РЦЗ – 228,2%;
– Заводском РЦЗ – на 205%.
Жители города, оставшись в это тяжелое время без работы, остаются и без государственной поддержки. Все это происходит при попустительстве руководителей областной службы занятости, облгосадминистрации, местных органов самоуправления.
Социологи утверждают, что рост безработицы на 14%, ведет к росту преступности на 3–4%, а увеличение числа безработных, оставшихся без какой-либо государственной поддержки, ведет к удвоению этого показателя. Но это тема уже правоохранительных органов.
Владислав ДРАЧЕВ
Комментарии:
Станислав П. | 11.11 2009 в 18:41
Генеральных директоров и учредителей само же правительство толкает на грабеж по отношению к персоналу.