«Почему пристегнутый ремень безопасности становится обязаловкой?! - возмущен водитель Денис. - Я согласен: пристегнуться по просьбе водителя должны пассажиры, ведь он в ответе за их жизни. Но если он сам не хочет пристегиваться, - его право. Он в ответе за себя, и никто другой. Он сел за руль - значит, готов к ответственности». Еще один популярный довод водителей, не желающих обезопасить себя с помощью ремня: «Я не собираюсь попадать в аварию!» Резонно. Но если бы каждый из нас знал, где упадет…
Законодательная норма
В Правилах дорожного движения четко прописано, что для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан: «на автомобилях, оборудованных средствами пассивной безопасности (подголов-ники, ремни безопасности), пользоваться ими и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. Позволяется не пристегиваться лицу, которое учит вождению, если за рулем ученик, а в населенных пунктах, кроме того, водителям-инвалидам, водителям и пассажирам оперативных и специальных транспортных средств и такси» (ПДД пп. 2.3б).
За нарушение данного пункта КоАП предусматривается штраф в размере 51-85 грн.
ГАИ - за ремни
Если для кого-то буква закона не убедительный довод, обратимся к практике и фактам.
- Когда машина движется с небольшой скоростью (это скорее относится к езде в черте города), при экстренном торможении, конечно, ремень спасает людей от травм и повреждений, - говорит инспектор профилактической работы ГАИ Андрей Генов. - При глобальных авариях иногда случается так, что человек, вылетевший через стекло, отделывается травмами, а пристегнутый ремнем остается зажатым в машине и погибает. Есть также риск погибнуть, будучи пристегнутым, если машина падает в водоем или при возгорании. Но какова вероятность того или иного исхода, никто не может сказать. Поэтому все же лучше пристегнуться и быть максимально внимательным на дороге. Самое страшное то, что без ремней безопасности люди гибнут даже при относительно слабых столкновениях - на скорости в 20 км в ч. Это те самые случаи, когда машина остается практически неповрежденной, а родственникам водителя приходится только оплакивать его. Что происходит с водителем во время ДТП при столкновении двух автомобилей на скорости всего 20 км в ч? Автомобиль останавливается, врезавшись в препятствие, но тело водителя по инерции продолжает движение, пока не налетит на рулевую колонку, приборную панель или лобовое стекло. Закономерный результат - перелом, часто несовместимый с жизнью. Сила удара при столкновении на скорости 30 км в ч равносильна падению автомобиля с крыши одноэтажного дома, на скорости 60 км в ч - пятиэтажного, а на скорости 120 км в ч - падению с крыши двадцатиэтажки. Судите сами, что останется от человека после такого столкновения.
Правильно пристегнуться
Безусловно, бывают ситуации, когда ремень безопасности не спасает жизнь, а приносит дополнительные травмы, или же его заклинивает, и пострадавшие не могут выйти из машины самостоятельно. Но это скорее в том случае, если ремень используется неправильно. Большое значение имеет зазор между ремнем и телом. При расстоянии больше 20 см ремень становится бесполезным. При таком свободном положении водитель просто подныривает под него, и, как это ни прискорбно, может быть задушен ремнем. Оптимальное расстояние - 2,5 см, то есть между ремнем и телом на уровне груди должна проходить ладонь.
Не стоит садиться за руль в пуховике или телогрейке. Толстый слой одежды создает своего рода подушку, которая не позволяет ремню плотно обхватывать тело человека. Из-за этого во время столкновения удерживать тело ремень безопас-ности начинает с большим опозданием, и человек просто уткнется головой в лобовое стекло.
Важно и правильное положение водителя за рулем. Большому риску подвергаются любители сидеть в авто в полулежачем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы. И, опять же, в этом случае ремень может врезаться в горло и задушить. Нужно следить, чтобы ремень в свободном положении не защемлялся дверью, не перетирался об острые края в автомобиле, не загрязнялся и не скручивался. Грязная лямка теряет эластичность, а если она скручена, то уменьшается площадь контакта ремня с телом человека, а это может усугубить тяжесть травмы. Изношенный или уже сослуживший службу при аварии ремень безопасности может не выдержать повторного испытания. Поэтому нужно заменить его после ДТП, даже если он кажется неповрежденным.
«МВ»-справка
Первый вариант современного ремня безопасности был запатентован в 1907 г. В то время ремни служили только для фиксации тела водителя и пассажиров на уровне пояса и встречались достаточно редко. Более серьезное внимание им стали уделять после Второй мировой войны. В 1959 г. Нильс Болин вошел в мировую историю как создатель V-образных трехточечных ремней безопасности. Первыми автомобилями, оснащенными этими ремнями, стали модели Volvo P120 Amazon и PV544.
За всю историю с начала изготовления ремней безопасности их общая длина составила более 10 млн. км, чего достаточно, чтобы 250 раз обмотать экватор и 13 раз протянуть шлейф от Земли до Луны.
Склонные к математической точности японцы подсчитали, что применение ремней безопасности помогает избежать гибели в 75 случаях из 100. В США обнародованы такие данные: ремни помогают избежать смерти при столкновении в 77 случаях из 100, а при опрокидывании - в 91 случае.
По большому счету многие водители пренебрегают ремнями безопасности не потому, что они стесняют движение, или из личного принципа, а просто потому, что забывают об этом средстве защиты. Хочется верить, что штраф в 70 грн. станет хорошей пилюлей от забывчивости, а береженого, как известно, и Бог бережет.
Любовь ЧАЙКА
Комментарии:
нет комментариев