История Бердянского тюремного замка начинается с ХІХ века, когда интенсивно осваивались земли Южной Украины. Тысячи переселенцев — беглых крестьян, купцов, колонистов, устремившись в Таврию, строили новые города, села, развивая хозяйство края.
В Таврическую губернию, в том числе, входили города, нынешней Запорожской области — Бердянск, Мелитополь, Орехов. Указанные города были центрами уездов — административно-территориальных единиц в составе губернии. Поэтому в связи с ростом населения возникла необходимость строительства тюремных замков и присутственных мест для исполнения функций государства. Присутственными местами в ХІХ веке называли государственные правительственные учреждения, например, такие как суд, полиция, гауптвахта. Под названием тюремный замок подразумевалась капитальная тюрьма с разными отделениями: мужским, женским, этапные отделения для пересыльных каторжан, помещения для несовершеннолетних преступников, больных и прочие.
Строительство тюремных замков
С начала ХІХ века правительство императора Александра І под влиянием европейцев начало проводить унификацию тюремных помещений для создания более гуманных условий для арестантов. Строительство тюремных замков и присутственных мест требовало больших денежных вложений, и правительство решило привлечь для этих целей частный капитал. Губернская строительная комиссия назначала торги, объявления о них печатались в крупных газетах, таких как «Одесские ведомости» или в Санкт-Петербургских «Ведомостях», в современном понимании назначался тендер. Смета на строительство тюремного замка в Бердянске составляла 48 541 руб. 71 коп. Подрядчиком строительства тюрем и присутственных мест в Таврической губернии стал купец первой гильдии из Одессы Гранов Кива Яковлевич (для всех понятно как он «выиграл тендер»), который обязался построить тюремный замок в Бердянске на 75 человек за вышеуказанную сумму. Поскольку, в соответствии с законом от 20 апреля 1843 года «О постройке частными лицами зданий для присутственных мест и тюрем», ст.16765 «Полного собрания законов» разрешалось выдавать частным лицам ссуды под залог имущества, то купец Гранов в различных городах Таврической губернии брал ссуды. В Бердянске в 1860 году он взял ссуду на 10 тысяч рублей, предоставив залоговое свидетельство на дом вдовы Бирнбаум со страховым полисом, оцененным на ту же сумму. По контракту, заключенному с губернской комиссией 23 сентября 1859 года, Гранов обязался окончить строительство в 1861 году. Но, как это часто бывает, купец оказался мошенником и был предан военному суду в Киеве за злоупотребления при поставках продовольствия и других товаров в Крымскую войну. Налицо традиционная картина: крепостные солдаты и казаки погибали за империю, обороняли Севастополь, а мошенники вместе с царскими чиновниками на войне наживались.
Министр внутренних дел в письме Таврическому губернатору указал о несостоятельности подрядчика строительства тюремных замков по Таврической губернии, мошенничестве Кивы Гранова (брал ссуды и у других купцов), казенный долг которого составил 11 000 рублей, продаже его имущества на возмещение убытков, согласно резолюции Таврического губернского правления от 29 ноября 1883 года: «...Взыскания имущества Гранова числящихся на него долгов недостроенных тюремных зданий». Правительство достроило за его счет лишь Симферопольскую тюрьму.
Аренда и покупка помещений для тюрьмы
До строительства тюремных замков в городах Таврической губернии властями использовалась аренда помещений для содержания арестантов. В Бердянске помещение тюрьмы расположилось в домовладениях Славской и Соколовского (современное месторасположение нам неизвестно). В донесении Таврического губернатора (октябрь 1883 г.) говорилось: «Помещение, занимаемое острогом (старое название тюрьмы. — Авт.) столь ветхо, что никакая охрана не в состоянии устранить побег… С 22 на 23 бежало 4 арестанта через пролом… В связи с этим разрешаю увеличить караул на 1 пост до перевода тюрьмы в другое место».
В таком же донесении в главное тюремное управление Таврического губернатора от 17 апреля 1885 года указано: «У арестантов в тюремном помещении Славской не было бани, водили 2 раза в месяц в торговые бани. Арестантов 90 человек». Поскольку вопрос строительства тюремного замка в Бердянске не был решен, а денег на его строительство не было, Таврическое губернское правление решает «нанять более удобные и прочные помещения на продолжительное время... с условием, что владелец не имеет права изъявлять каких либо претензий на досрочный вывод».
Среди построек города Бердянский тюремный комитет остановил свой выбор на помещениях итальянского подданного Николая Дерио.
Резолюция Таврического губернского правления гласила: «Предварительные условия о найме у итальянского подданного Николая Дерио на Садовой (современная улица Свободы) в 9 квартале, заключается в следующих постройках: одноэтажный дом с особым коридором, каменный флигель, двухэтажный амбар с фасадом на улицу, одноэтажный амбар с отделениями».
Дерио обязался перестроить здание и отдать на 12 лет в аренду, считая от 15 сентября 1883 года с оплатою 4 500 рублей в год.
Был и другой претендент на сдачу в наем дома под тюрьму — австрийский подданный купец Драшкович, который предлагал свое имение далее центра на Воронцовской (современная улица Коммунаров), но ему было отказано. Также предлагали свои услуги домовладельцы Славская и Соколовский, которые сдавали помещения под «старой тюрьмой».
Учитывая, что аренда помещений под тюремный замок выходила государству в «круглую сумму», то было решено приобрести весь комплекс помещений с дальнейшей перестройкой. Главное тюремное управление МВД в декабре 1883 г. уведомляло Таврического губернатора: «Считаю долгом просить... к содействию по приобретению дома у Дерио за 25 тысяч рублей». Николай Дерио соглашается на указанную сумму и дает подписку-обязательство о продаже дома.
В 1884 г. в Таганрогском нотариальном архиве заверен договор между начальником города и порта П.П.Шмидтом (отец руководителя Севастопольского восстания матросов в 1905 году Петра Шмидта. — Авт.) и итальянским подданным Николаем Дерио о продаже принадлежащих ему помещений на улице Садовой в городе Бердянске под тюремный замок.
В реконструированном помещении «новой тюрьмы» имелись баня, больница, мастерская, контора, квартира смотрителя (начальника тюрьмы) и прочее. В донесении губернатора в Главное тюремное управление от 16 ноября 1885 года было сказано, что тюремный замок готов к эксплуатации.
Таким образом, в самом центре города появился новый тюремный замок, соответствующий всем правилам и условиям содержания арестантов. Весь комплекс зданий и хозяйственных построек тюремного замка занимал целый квартал по современной улице Свободы от рынка по левой стороне в сторону Пролетарского проспекта до БУМИБа (Бердянского университета менеджмента и бизнеса) с его прекрасным розарием и садом.
Владимир КАРПЕНКО
Комментарии:
нет комментариев