misto.zp.ua

А потом были «ЭМА-68», «Доктор Вагер», КГБ, комсомол и отдел культуры…

А потом были «ЭМА-68», «Доктор Вагер», КГБ, комсомол и отдел культуры…

С конца 50-х начала 60-х отдельные бердянские умельцы в домашних условиях уже изготовливали электро-гитары и даже пытались извлекать из них звуки, в том числе и роковые. Первые образцы были сделаны из «обычных» акустических гитар с добавлением к ним самодельных звукоснимателей. Потом пошли в ход доски. Это были первые осторожные шаги на пути к бердянской эре рок-музыки.

Где-то в середине 60-х в стенах БГПИ репетировал студенческий коллектив, который в обход всех устоев полуофициально пытался играть рок, как самостоятельно, так и вместе с джазовыми музыкантами. Именно они первыми в Бердянске начали использовать бас-гитару, которую смастерили собственными руками. Все же остальные бердянские музыканты в те времена использовали контрабасы. Да и во всем Союзе это тоже еще была диковинка. К сожалению, память очевидцев не сохранила название этой группы, но имена двух ее участников-зачинщиков извлечены из исторических обломков. Анатолий Пабат и Виктор Желудев. Возможно, именно это и была первая рок-группа в нашем городе.

В воспоминаниях старожилов мелькают еще два имени — Виктор Бойко и Сергей Сахно, которые в те годы независимо друг от друга делали робкие попытки полуофициально-полуподпольно играть рок для своих сверстников на танцах и квартирниках. На большой же бердянской сцене в этом отношении было затишье.

1968 год был ознаменован рождением в Бердянске прообраза настоящей рок-группы, уже официально выступавшей на городской сцене. Это был ВИА «ЭМА-68». В золотой состав сего очень популярного в те времена коллектива вошли Евгений Касимов, Вячеслав Самойлов, Юрий Майвалдов, Валентин Юрченко, Олег Ерофтеев, Виктор Косинский, Сергей Родькин и юная певица ученица школы №6 Татьяна Воловенко. Именно ими тогда был сделан грандиозный рывок в сторону новой молодежной субкультуры, который уже был не под силу начинающим понемногу стареть вместе со своими руководителями джаз-коллективам, тем паче, что кумир бердянских музыкантов Реваз Дудаев в то время принял решение покинуть Бердянск и отправиться в Москву покорять новые вершины. Вслед за «ЭМА-68» начали появляться и другие официальные ВИА(вокально-инструментальные ансамбли), но ничего нового и конкретного они уже не принесли. «ЭМА-68» еще долго была на пике популярности, но со временем претерпев массу изменений, как в составе, так и в репертуаре, незаметно растворилась в общем хаосе культурно-массовых иллюзий.

С конца 60-х практически чуть ли не в каждой школе Бердянска уже были свои ВИА, которые в основном озвучивали школьные танцы, обычно завершавшие школьные вечера после официальных церемоний к знаменательным датам. На городских тацплошадках, а их было только в центре города аж три, в далекие 60-е по-прежнему еще играли оркестры, но правда уже не духовые, как до 50-х включительно, а джазовые или как было принято в официозе эстрадно-симфонические. В парке Пушкина(ныне Шмидта), сквере ДК им. Калинина(сейчас «Софит») и на площадке между музыкальной школой и ДК им. Островского — это в летний период. И ГДК, Калинина, Островского, иногда ДК «Строитель»(старое одноэтажное здание) и ДК им. Кирова — в зимний. Заметим, однако, что эти оркестры не чуждались и современных западных мелодий в обход цензуре. Хотя за риск иногда и приходилось платить. Дискотек же в те времена даже на Западе еще не знали.

К началу 70-х оркестры на танцах постепенно начали сменять ВИА, практически повторяющие репертуары официальных гастрольных коллективов с добавлением по своему вкусу, опять же в обход цензуре, тех же «Битлз», а также «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл» и других чуждых советской молодежи, но с огромным наслаждением ими воспринимавших западных исполнителей. ВИА со школ начали сбегать в Дома культуры, теснить оркестры на танцах и с энтузиазмом заниматься своим творчеством уже практически каждый день, выступая перед бушующим морем активно танцующей либо сотворяющей телодвижения бердянской молодежи. Их же места в школах занимали очередные новые составы, через некоторое время сменяющие на городских танцплощадках ушедших в армию или уехавших учиться своих предшественников. Об исполнении своих собственных произведений на танцах или на сцене любого ранга в те времена речи не велось, с одной стороны боялись, что засмеют, а с другой опять же цензура, цензура и еще раз цензура. Если и исполняли, то подпольно, не афишируя, официально выдавая их за произведения известных композиторов и лишь в узком кругу посвящая в это самых близких и проверенных. На слуху исполнение своих песен в широкие массы лишь в конце 70-х, но об этом попозже.

Где-то эдак в году 1972-м бердянские школьники С. Шатюх, М. Полонский, И. Коваленко, Ю. Бойко и Ю. Николаенко, наслушавшись и изнаслаждавшись лучшими образцами рок-музыки 60-70-х на своих допотопных, еще далеко не стерео ламповых бобинниках и первых монокассетниках, решили сами попробовать себя в этом амплуа. Все имели навыки в радиоконструировании, поэтому проблем с восстановлением скупленной по дешевке у завхоза одной из школ списанной аппаратуры не оказалось. Усилитель «Ту-50» уже со встроенными примитивным микшером, акустические системы Кинап с помятыми и порванными, но аккуратно выровненными и подклеенными диффузорами в динамиках, старая раздолбанная с огромной вмятиной, но все равно зазвучавшая в результате вмешавшихся в ее нутро юных радиоаматоров иЁника «Юность», спаянные по передранным из журналов «Радио» и прочей технической литературе схемам «фуз» и «квакушка», а также восстановленный бас «Урал» да рижские барабаны с заклеенными пластиками плюс крутая по тем временам палка(т.е. гитара) предмет зависти других и гордости Миши Полонского, собранная им из разных гитар чешско-немецко-болгарского производства с перемотанными звукоснимателями и особой схемой соединения в темброблоке... На то время для подпольно-самодеятельной рок-команды это было очень круто. Группа называлась «Доктор Вагер». Они пожалуй были одними из первых в Бердянске, кто начал писать свои песни в жанре рок-музыки.

Поначалу играли то, что больше всего нравилось, то, что навевалось любимыми исполнителями, а это были всё те же «Битлы», «Роллинги», «Дип Перпл»(или как раньше произносили «Дипапл»), «Юрай Хип», а из отечественных только появившиеся «Цветы». Постепенно все больше и больше стало появляться своих песен, которые, в конце концов, вытеснили чужой репертуар. По сегодняшним меркам это был эдакий романтико-драматический арт-рок с незамысловатой, но ярко выраженной смысловой структурой, чуток банальными, но вполне искренними текстами.

Мне кажется, что жизнь моя пуста,

А жаль мне лишь распятого Христа.

И я, не в силах выиграть войну,

Так ненавижу эту тишину.

Обреченной поступью

 бредет монах

По ступенькам скользким,

 словно в иле.

Что он ищет, позабыв

 про страх?

Хочет, чтоб все люди

 жили в мире.

В конце концов, когда пришла та пора, когда захотелось показать свои творения широкому люду, кроме одноклассников и просто друзей да знакомых, они сделали попытку прорваться на большую сцену и попасть на намечавшийся всесоюзный конкурс молодых самодеятельных исполнителей в город Минск, где предварительно побывали и с успехом выступили, получив хвалебные отзывы от членов жюри предварительного отбора. Очередь была за малым — получить направление в городском отделе культуры, куда молодые дарования и обратились, предоставив демозапись своих песен. Последствия были несколько неожиданны и непредсказуемы. Вместо поездки на конкурс им пришлось прослушать цикл длительных бесед сначала в отделе агитации и пропаганды горкома партии, где их песни были названы антисоветскими, а название «откровенно пахнущее фашизмом», затем в горкоме комсомола для длительных нравоучений и угроз исключения из этой передовой ячейки молодежи, а под завязку неоднократные вызовы на улицу Красную в комитет госбезопасности, где из них пытались выудить информацию о тех, кто толкает их на скользкий путь. К счастью для вагеровцев экзекуторы так и не поняли, что эти песни писали сами ребята и что «фашистское» название «Доктор Вагер» принадлежит именно им, приняв пацанов за меломанов, которые слушают и переписывают друг другу разного рода песняки. Сотрудников КГБ в конце концов устроила версия привезенных летом кем-то из колорадов(курортников) записей неизвестных исполнителей и они через некоторое время оставили ребят в покое, также внезапно, как и начали их обрабатывать. Видно малолетние диссиденты не очень интересовали их, а взрослых в эту историю подвязать не удалось. А может просто, из-за нашумевших бердянских событий осенью 1974-го, кагэбистам было просто не до них. Тем не менее на смерть перепуганные вагеровцы поуничтожали все свои записи и тексты, прекратив репетиции. Вскоре они разъехались по разным городам для поступления в вузы и больше полным составом уже никогда не собирались. Так и закончилась история одной из первых бердянских рок-групп, уже прославивших родной город за его пределами своими авторскими песнями, но так и не сыгравшей для зрителей у себя дома ни одной песни.

Где-то в то же время свои робкие попытки в создании рок-групп осуществили еще несколько молодых дарований. «Славяне», «Скифы», «Мореманы», «Бурсаки», «Смур»… Так же как и «Доктор Вагер» они пытались сочинять свои песни и мечтали предъявить их миру, но при попытках поднять голову и что-то сказать вслух сразу же попадали под безжалостное колесо беспощадного критиканства и нелепых обвинений, еще до того как что-то произнесли, сыграли или спели…

Слово «рок» в те времена было жестоким табу. И достаточно было его произнести, чтобы перечеркнуть дальнейшее продвижение своего творчества.

Когда материал был почти готов, где-то в полпервого ночи раздался звонок мобилки. «Спишь?» — спросил легко узнаваемый голос гуру бердянского джаза Вячеслава Самойлова. «Нет, — ответил я. — Одел ласты и гуляю по льду в заливе». «Я тут кое-что вспомнил и накропал, если хочешь воспользуйся…» Не воспользоваться было бы грех, использовать в своем материале — преступно, поэтому передаю для публиквции без купюр, как изложил мэтр-очевидец. В этом весь кайф, вся суть и вся сущность начала эпохи бердянского рок-н-ролла.

Вячеслав Самойлов:

«Без предисловий:

Порой говорят, рок музыки в Бердянске нет и никогда не было…

Пауза.

Что хотят выразить этим тезисом некоторые господа? Первым наперво, свою причастность к высшей сфере разума, где лишь избранные способны отличить Аутентичное от подделки. «Критики» подобного рода, как правило, не знают нотной грамоты, недостаточно успешны в музыкальной практике, не приняты публикой даже в дворовых беседках и подворотнях по простой причине: «Неимение элементарных способностей». Авторитетность их умозаключений быстро сходит на нет, если развернуть дискуссию в область серьезного музыкального искусства. К примеру, симфонический оркестр. Мало сказать, что здесь «знатоков» охватывает трепет, о нет! Это чувство (трепет) не есть Трепет творца, это трепет дикаря перед мраком и холодом пещеры, первобытный страх перед НЕИЗВЕСТНЫМ. Они, наши учителя и строгие ценители, легко узнаваемы — ирония в лице, снисходительно-брезгливая жестикуляция. Они же чаще всего прячут в беседе свои злые глазки, а если в зрительном зале — напротив, сквозь сцену, на тебя, смотрят не мигая, ядовито, отвратительно. В форумах они самые жестокие стервятники.

Вот что сказал один из последних нелюдей: «Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса». (Запись от 8 октября 1940 г. из дневника Геббельса)

Так был ли Рок, и есть ли рок-музыка в пространстве от Бердянска до Вудстока, это смотря что? Что вы подразумеваете, когда произносите это слово? Рок. При желании мы чувствуем, как парит он в творениях И.Баха. При нежелании (а ведь это также огромное чувство!), при Нежелании Рок не звучит для нас там, где к примеру царит Джефф Бек…

Простите нас, что мы не спросили у Вас!

Рок 60-70х гг. Он трудно определялся и интуитивно угадывался: приемы игры, мелодические и гармонические формулы, особенности ритма, бита, звуко-техника — все было вновь, вкривь, врозь.

Неосознанно рок пробовали играть все. Все перло из щелей, и никто не знал, что будет. По атомам складывалась критическая масса.

Рок — совокупный продукт, он сложный коктейль. Он — смесь, где всяко лыко в строку.

Неполный перечень: музыканты, инструменты, аппараты, танцплощадки, зрители, любители, радио-хулиганы-любители (им особый респект!), антагонисты, те же «критики», меломаны-коллекционеры, дискуссионеры, музыканты-консерваторы, пресса, прокуратура, санстанция, дружинники, милиция — всё, и пр.

Все рождалось, всего было много, и, тем не менее, Маятник рока не запустился бы без Противовеса, который был и, слава Богу, он исправно служил. Он был и вот оно — устоявшиеся социальные условия и их высший орган: Власть.

Вопреки и благодаря Великому конфликту первых джазменов-рокеров с Властным социумом, сделалась музыка. Музыка энтузиастов-предвестников Бердянского рока и джаза, сиречь предмет нынешнего спора: «А был ли мальчик…?»

Бердянск. 1960-е годы.

По порядку.

Музыканты.

Оставим тех, кто был в «тени», вспомним других, на виду, «на танцах».

Первым назову Виктора Бойко. Он учился в Запорожье.

Запорожье нас делало, делает и будет делать всегда. А Витя Бойко — наш земляк.

Первое рок-шоу в Бердянске. На танцплощадке парка им. Пушкина. Витя Бойко играет на пианино. Он в мотоциклетном шлеме, очках. Поет «Популина». Барабанщик Андрей Рыбас в самом остром моменте выполняет ритмический рисунок непосредственно на голове исполнителя, т.е. на вышеупомянутом шлеме. «Популина» — так с тех пор и звали Витю Бойко. Лето. Почти ночь. На площадке две с половиной тысячи Фанов. 1966 год.

1966-67 г. Толик Пабат и Витя Желудев БГПИ. Они первыми своими руками сделали электро-бас из домрового баса и электромузыкальный инструмент, клавиши. Толя с Витей, и мы вместе с ними играли первые роковые композиции. На английском языке, по бумажке, пел Плевако Миша.

По порядку.

Базис. Инструменты.

Парадоксы: «Ионика» изначально — товарный знак выпущенного в 1959 году ЭМИ производства ГДР (VEB Blechblas und Signal Instrumenten Fabrik Markneukirchen)…

Так вот именно в 1959 же году «Ионика» стояла на сцене старого ГДК. Ионика, электрогитара «Musima», ударная, тоже ГДРовская «Trowa».

Виктор Зюзин в 1959 году первым «выбил» эти инструменты для своего «Эстрадного оркестра Бердянского городского Дома культуры». Способствовала доставке этих инструментов бердянским музыкантам всё та же Власть. Во как!

Первый электрогитарист Бердянска — Юрий Семенович Асейло.

Затем были Саша Никитенко, дядя Саша Борташенко, Женя Стом, Женя Касимов, и пошло-поехало.

Первые электрогитары ранних 60-х были наполовину самодельными, усилители — самопалы в футлярах из патефонных ящиков. К исходу 60-х гг. электрогитары-«доски» не клепал лишь ленивый — дело стало на поток.

Усилители. Выручал его превосходительства «Кинап». Микрофоны на круглой почти стационарной станине. Самый мощный динамик — «Колокол» стадионного типа. Барабаны от вечных самопалов до «Тровы», от рижских жалких модификаций до первых «Амати» и «Премьеров».

Бас-гитары. Первые слухи о них донеслись в 1966 году, затем — ураган самоделок и первые «фирменные» — «Орфей», «Мьюзима» и пр.

Клавиши «Юность-70»…

Серьезные первые импортные звуковые «для голоса» аппараты в Бердянске «BEAG»(Венгрия), а потом «Regent» (ГДР),

«ЭМА-68» — первая цельная и почти профессиональная рок-группа в Бердянске.

Руководитель — Касимов Евгений. Все аппараты этой группы Женя укомплектовал роскошнейшей и современной аппаратурой и инструментами. Нет цены подвигу.

Женя Касимов привез в Бердянск первую формулу бита, и только «Валек» Юрченко ее первый исполнитель.

Первые наглядные и научно обоснованные уроки бита у запорожского, а затем международного барабанщика Виталия Валитова.

Олег Ерофтьев брал уроки игры на бас-гитаре у молдавских братьев Козаку (что, съели, господа критики?!) — была наука! Был рок!»

Трудно не согласиться с Великим Бердянским Маэстро, разве что только с одной-единственной фразой «Запорожье нас делало, делает, и будет делать всегда…». Не всегда, хотя делало часто и густо. Но рок-клуб в Бердянске возник на несколько лет раньше, чем в Запорожье. И грандиозных рок-фестивалей Всесоюзного масштаба там отродясь не было. В отличие от Бердянска.

И добавлю

Из энциклопедии рок-музыки:

«1973 год.

ВИА «Голоса Дружбы» — Руководитель Илья Бенсман. Состав: Петр Макиенко — гитара и вокал, Виталий Валитов — ударные, Александр и Анатолий Казаку — соло и бас-гитары (экс-ВИА «Норок»), Илья Бенсман — клавишные. Если говорить о направлении, то это не ВИА, а рок-группа на уровне американских «Грэнд Фанк».

Фендер ПИВЕЙЧЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Дэн | 03.05 2014 в 02:18
Короче говоря "Бердянск Деловой" просто украл у сайта IK-MUSIC этот материал. Ну, это у СМИ обычное дело. Не удивляюсь.

Роман | 10.09 2013 в 01:04

Роман | 10.09 2013 в 01:04
Эта статья с сайта IK-MUSIC Из цикла статьей о рок-музыке Бердянска/ "Бердянск Деловой" просто нагло передрал оттуда.

Ветер | 15.05 2013 в 23:13
КЛАСС! Побольше таких публикаций!

Эстефан Бахадыр | 21.02 2013 в 12:52
Отлично!!! Получил огромное наслаждение от прочитанного! спасибо огромное! Пишите еще!

Кирилл | 19.05 2012 в 15:38
Интересная информация. Прочитал с удовольствием.

Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
71112, г. Бердянск, ул. К.Маркса, 51
Директор:
Горячева Татьяна
Шеф-редактор:
Белоусов Сергей
Телефоны:
8 (06153) 7-06-67, 7-36-67
Прием частных объявлений
8 (06153) 7-24-93
Интернет-сайт:
www.delovoy.net.ua
E-mail:
delovoy[@]zp.ukrtel.net
Подписной индекс:
41633

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |