С конца 50-х начала 60-х отдельные бердянские умельцы в домашних условиях уже изготовливали электро-гитары и даже пытались извлекать из них звуки, в том числе и роковые. Первые образцы были сделаны из «обычных» акустических гитар с добавлением к ним самодельных звукоснимателей. Потом пошли в ход доски. Это были первые осторожные шаги на пути к бердянской эре рок-музыки.
Где-то в середине 60-х в стенах БГПИ репетировал студенческий коллектив, который в обход всех устоев полуофициально пытался играть рок, как самостоятельно, так и вместе с джазовыми музыкантами. Именно они первыми в Бердянске начали использовать бас-гитару, которую смастерили собственными руками. Все же остальные бердянские музыканты в те времена использовали контрабасы. Да и во всем Союзе это тоже еще была диковинка. К сожалению, память очевидцев не сохранила название этой группы, но имена двух ее участников-зачинщиков извлечены из исторических обломков. Анатолий Пабат и Виктор Желудев. Возможно, именно это и была первая рок-группа в нашем городе.
В воспоминаниях старожилов мелькают еще два имени — Виктор Бойко и Сергей Сахно, которые в те годы независимо друг от друга делали робкие попытки полуофициально-полуподпольно играть рок для своих сверстников на танцах и квартирниках. На большой же бердянской сцене в этом отношении было затишье.
1968 год был ознаменован рождением в Бердянске прообраза настоящей рок-группы, уже официально выступавшей на городской сцене. Это был ВИА «ЭМА-68». В золотой состав сего очень популярного в те времена коллектива вошли Евгений Касимов, Вячеслав Самойлов, Юрий Майвалдов, Валентин Юрченко, Олег Ерофтеев, Виктор Косинский, Сергей Родькин и юная певица ученица школы №6 Татьяна Воловенко. Именно ими тогда был сделан грандиозный рывок в сторону новой молодежной субкультуры, который уже был не под силу начинающим понемногу стареть вместе со своими руководителями джаз-коллективам, тем паче, что кумир бердянских музыкантов Реваз Дудаев в то время принял решение покинуть Бердянск и отправиться в Москву покорять новые вершины. Вслед за «ЭМА-68» начали появляться и другие официальные ВИА(вокально-инструментальные ансамбли), но ничего нового и конкретного они уже не принесли. «ЭМА-68» еще долго была на пике популярности, но со временем претерпев массу изменений, как в составе, так и в репертуаре, незаметно растворилась в общем хаосе культурно-массовых иллюзий.
С конца 60-х практически чуть ли не в каждой школе Бердянска уже были свои ВИА, которые в основном озвучивали школьные танцы, обычно завершавшие школьные вечера после официальных церемоний к знаменательным датам. На городских тацплошадках, а их было только в центре города аж три, в далекие 60-е по-прежнему еще играли оркестры, но правда уже не духовые, как до 50-х включительно, а джазовые или как было принято в официозе эстрадно-симфонические. В парке Пушкина(ныне Шмидта), сквере ДК им. Калинина(сейчас «Софит») и на площадке между музыкальной школой и ДК им. Островского — это в летний период. И ГДК, Калинина, Островского, иногда ДК «Строитель»(старое одноэтажное здание) и ДК им. Кирова — в зимний. Заметим, однако, что эти оркестры не чуждались и современных западных мелодий в обход цензуре. Хотя за риск иногда и приходилось платить. Дискотек же в те времена даже на Западе еще не знали.
К началу 70-х оркестры на танцах постепенно начали сменять ВИА, практически повторяющие репертуары официальных гастрольных коллективов с добавлением по своему вкусу, опять же в обход цензуре, тех же «Битлз», а также «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл» и других чуждых советской молодежи, но с огромным наслаждением ими воспринимавших западных исполнителей. ВИА со школ начали сбегать в Дома культуры, теснить оркестры на танцах и с энтузиазмом заниматься своим творчеством уже практически каждый день, выступая перед бушующим морем активно танцующей либо сотворяющей телодвижения бердянской молодежи. Их же места в школах занимали очередные новые составы, через некоторое время сменяющие на городских танцплощадках ушедших в армию или уехавших учиться своих предшественников. Об исполнении своих собственных произведений на танцах или на сцене любого ранга в те времена речи не велось, с одной стороны боялись, что засмеют, а с другой опять же цензура, цензура и еще раз цензура. Если и исполняли, то подпольно, не афишируя, официально выдавая их за произведения известных композиторов и лишь в узком кругу посвящая в это самых близких и проверенных. На слуху исполнение своих песен в широкие массы лишь в конце 70-х, но об этом попозже.
Где-то эдак в году 1972-м бердянские школьники С. Шатюх, М. Полонский, И. Коваленко, Ю. Бойко и Ю. Николаенко, наслушавшись и изнаслаждавшись лучшими образцами рок-музыки 60-70-х на своих допотопных, еще далеко не стерео ламповых бобинниках и первых монокассетниках, решили сами попробовать себя в этом амплуа. Все имели навыки в радиоконструировании, поэтому проблем с восстановлением скупленной по дешевке у завхоза одной из школ списанной аппаратуры не оказалось. Усилитель «Ту-50» уже со встроенными примитивным микшером, акустические системы Кинап с помятыми и порванными, но аккуратно выровненными и подклеенными диффузорами в динамиках, старая раздолбанная с огромной вмятиной, но все равно зазвучавшая в результате вмешавшихся в ее нутро юных радиоаматоров иЁника «Юность», спаянные по передранным из журналов «Радио» и прочей технической литературе схемам «фуз» и «квакушка», а также восстановленный бас «Урал» да рижские барабаны с заклеенными пластиками плюс крутая по тем временам палка(т.е. гитара) предмет зависти других и гордости Миши Полонского, собранная им из разных гитар чешско-немецко-болгарского производства с перемотанными звукоснимателями и особой схемой соединения в темброблоке... На то время для подпольно-самодеятельной рок-команды это было очень круто. Группа называлась «Доктор Вагер». Они пожалуй были одними из первых в Бердянске, кто начал писать свои песни в жанре рок-музыки.
Поначалу играли то, что больше всего нравилось, то, что навевалось любимыми исполнителями, а это были всё те же «Битлы», «Роллинги», «Дип Перпл»(или как раньше произносили «Дипапл»), «Юрай Хип», а из отечественных только появившиеся «Цветы». Постепенно все больше и больше стало появляться своих песен, которые, в конце концов, вытеснили чужой репертуар. По сегодняшним меркам это был эдакий романтико-драматический арт-рок с незамысловатой, но ярко выраженной смысловой структурой, чуток банальными, но вполне искренними текстами.
Мне кажется, что жизнь моя пуста,
А жаль мне лишь распятого Христа.
И я, не в силах выиграть войну,
Так ненавижу эту тишину.
Обреченной поступью
бредет монах
По ступенькам скользким,
словно в иле.
Что он ищет, позабыв
про страх?
Хочет, чтоб все люди
жили в мире.
В конце концов, когда пришла та пора, когда захотелось показать свои творения широкому люду, кроме одноклассников и просто друзей да знакомых, они сделали попытку прорваться на большую сцену и попасть на намечавшийся всесоюзный конкурс молодых самодеятельных исполнителей в город Минск, где предварительно побывали и с успехом выступили, получив хвалебные отзывы от членов жюри предварительного отбора. Очередь была за малым — получить направление в городском отделе культуры, куда молодые дарования и обратились, предоставив демозапись своих песен. Последствия были несколько неожиданны и непредсказуемы. Вместо поездки на конкурс им пришлось прослушать цикл длительных бесед сначала в отделе агитации и пропаганды горкома партии, где их песни были названы антисоветскими, а название «откровенно пахнущее фашизмом», затем в горкоме комсомола для длительных нравоучений и угроз исключения из этой передовой ячейки молодежи, а под завязку неоднократные вызовы на улицу Красную в комитет госбезопасности, где из них пытались выудить информацию о тех, кто толкает их на скользкий путь. К счастью для вагеровцев экзекуторы так и не поняли, что эти песни писали сами ребята и что «фашистское» название «Доктор Вагер» принадлежит именно им, приняв пацанов за меломанов, которые слушают и переписывают друг другу разного рода песняки. Сотрудников КГБ в конце концов устроила версия привезенных летом кем-то из колорадов(курортников) записей неизвестных исполнителей и они через некоторое время оставили ребят в покое, также внезапно, как и начали их обрабатывать. Видно малолетние диссиденты не очень интересовали их, а взрослых в эту историю подвязать не удалось. А может просто, из-за нашумевших бердянских событий осенью 1974-го, кагэбистам было просто не до них. Тем не менее на смерть перепуганные вагеровцы поуничтожали все свои записи и тексты, прекратив репетиции. Вскоре они разъехались по разным городам для поступления в вузы и больше полным составом уже никогда не собирались. Так и закончилась история одной из первых бердянских рок-групп, уже прославивших родной город за его пределами своими авторскими песнями, но так и не сыгравшей для зрителей у себя дома ни одной песни.
Где-то в то же время свои робкие попытки в создании рок-групп осуществили еще несколько молодых дарований. «Славяне», «Скифы», «Мореманы», «Бурсаки», «Смур»… Так же как и «Доктор Вагер» они пытались сочинять свои песни и мечтали предъявить их миру, но при попытках поднять голову и что-то сказать вслух сразу же попадали под безжалостное колесо беспощадного критиканства и нелепых обвинений, еще до того как что-то произнесли, сыграли или спели…
Слово «рок» в те времена было жестоким табу. И достаточно было его произнести, чтобы перечеркнуть дальнейшее продвижение своего творчества.
Когда материал был почти готов, где-то в полпервого ночи раздался звонок мобилки. «Спишь?» — спросил легко узнаваемый голос гуру бердянского джаза Вячеслава Самойлова. «Нет, — ответил я. — Одел ласты и гуляю по льду в заливе». «Я тут кое-что вспомнил и накропал, если хочешь воспользуйся…» Не воспользоваться было бы грех, использовать в своем материале — преступно, поэтому передаю для публиквции без купюр, как изложил мэтр-очевидец. В этом весь кайф, вся суть и вся сущность начала эпохи бердянского рок-н-ролла.
Вячеслав Самойлов:
«Без предисловий:
Порой говорят, рок музыки в Бердянске нет и никогда не было…
Пауза.
Что хотят выразить этим тезисом некоторые господа? Первым наперво, свою причастность к высшей сфере разума, где лишь избранные способны отличить Аутентичное от подделки. «Критики» подобного рода, как правило, не знают нотной грамоты, недостаточно успешны в музыкальной практике, не приняты публикой даже в дворовых беседках и подворотнях по простой причине: «Неимение элементарных способностей». Авторитетность их умозаключений быстро сходит на нет, если развернуть дискуссию в область серьезного музыкального искусства. К примеру, симфонический оркестр. Мало сказать, что здесь «знатоков» охватывает трепет, о нет! Это чувство (трепет) не есть Трепет творца, это трепет дикаря перед мраком и холодом пещеры, первобытный страх перед НЕИЗВЕСТНЫМ. Они, наши учителя и строгие ценители, легко узнаваемы — ирония в лице, снисходительно-брезгливая жестикуляция. Они же чаще всего прячут в беседе свои злые глазки, а если в зрительном зале — напротив, сквозь сцену, на тебя, смотрят не мигая, ядовито, отвратительно. В форумах они самые жестокие стервятники.
Вот что сказал один из последних нелюдей: «Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса». (Запись от 8 октября 1940 г. из дневника Геббельса)
Так был ли Рок, и есть ли рок-музыка в пространстве от Бердянска до Вудстока, это смотря что? Что вы подразумеваете, когда произносите это слово? Рок. При желании мы чувствуем, как парит он в творениях И.Баха. При нежелании (а ведь это также огромное чувство!), при Нежелании Рок не звучит для нас там, где к примеру царит Джефф Бек…
Простите нас, что мы не спросили у Вас!
Рок 60-70х гг. Он трудно определялся и интуитивно угадывался: приемы игры, мелодические и гармонические формулы, особенности ритма, бита, звуко-техника — все было вновь, вкривь, врозь.
Неосознанно рок пробовали играть все. Все перло из щелей, и никто не знал, что будет. По атомам складывалась критическая масса.
Рок — совокупный продукт, он сложный коктейль. Он — смесь, где всяко лыко в строку.
Неполный перечень: музыканты, инструменты, аппараты, танцплощадки, зрители, любители, радио-хулиганы-любители (им особый респект!), антагонисты, те же «критики», меломаны-коллекционеры, дискуссионеры, музыканты-консерваторы, пресса, прокуратура, санстанция, дружинники, милиция — всё, и пр.
Все рождалось, всего было много, и, тем не менее, Маятник рока не запустился бы без Противовеса, который был и, слава Богу, он исправно служил. Он был и вот оно — устоявшиеся социальные условия и их высший орган: Власть.
Вопреки и благодаря Великому конфликту первых джазменов-рокеров с Властным социумом, сделалась музыка. Музыка энтузиастов-предвестников Бердянского рока и джаза, сиречь предмет нынешнего спора: «А был ли мальчик…?»
Бердянск. 1960-е годы.
По порядку.
Музыканты.
Оставим тех, кто был в «тени», вспомним других, на виду, «на танцах».
Первым назову Виктора Бойко. Он учился в Запорожье.
Запорожье нас делало, делает и будет делать всегда. А Витя Бойко — наш земляк.
Первое рок-шоу в Бердянске. На танцплощадке парка им. Пушкина. Витя Бойко играет на пианино. Он в мотоциклетном шлеме, очках. Поет «Популина». Барабанщик Андрей Рыбас в самом остром моменте выполняет ритмический рисунок непосредственно на голове исполнителя, т.е. на вышеупомянутом шлеме. «Популина» — так с тех пор и звали Витю Бойко. Лето. Почти ночь. На площадке две с половиной тысячи Фанов. 1966 год.
1966-67 г. Толик Пабат и Витя Желудев БГПИ. Они первыми своими руками сделали электро-бас из домрового баса и электромузыкальный инструмент, клавиши. Толя с Витей, и мы вместе с ними играли первые роковые композиции. На английском языке, по бумажке, пел Плевако Миша.
По порядку.
Базис. Инструменты.
Парадоксы: «Ионика» изначально — товарный знак выпущенного в 1959 году ЭМИ производства ГДР (VEB Blechblas und Signal Instrumenten Fabrik Markneukirchen)…
Так вот именно в 1959 же году «Ионика» стояла на сцене старого ГДК. Ионика, электрогитара «Musima», ударная, тоже ГДРовская «Trowa».
Виктор Зюзин в 1959 году первым «выбил» эти инструменты для своего «Эстрадного оркестра Бердянского городского Дома культуры». Способствовала доставке этих инструментов бердянским музыкантам всё та же Власть. Во как!
Первый электрогитарист Бердянска — Юрий Семенович Асейло.
Затем были Саша Никитенко, дядя Саша Борташенко, Женя Стом, Женя Касимов, и пошло-поехало.
Первые электрогитары ранних 60-х были наполовину самодельными, усилители — самопалы в футлярах из патефонных ящиков. К исходу 60-х гг. электрогитары-«доски» не клепал лишь ленивый — дело стало на поток.
Усилители. Выручал его превосходительства «Кинап». Микрофоны на круглой почти стационарной станине. Самый мощный динамик — «Колокол» стадионного типа. Барабаны от вечных самопалов до «Тровы», от рижских жалких модификаций до первых «Амати» и «Премьеров».
Бас-гитары. Первые слухи о них донеслись в 1966 году, затем — ураган самоделок и первые «фирменные» — «Орфей», «Мьюзима» и пр.
Клавиши «Юность-70»…
Серьезные первые импортные звуковые «для голоса» аппараты в Бердянске «BEAG»(Венгрия), а потом «Regent» (ГДР),
«ЭМА-68» — первая цельная и почти профессиональная рок-группа в Бердянске.
Руководитель — Касимов Евгений. Все аппараты этой группы Женя укомплектовал роскошнейшей и современной аппаратурой и инструментами. Нет цены подвигу.
Женя Касимов привез в Бердянск первую формулу бита, и только «Валек» Юрченко ее первый исполнитель.
Первые наглядные и научно обоснованные уроки бита у запорожского, а затем международного барабанщика Виталия Валитова.
Олег Ерофтьев брал уроки игры на бас-гитаре у молдавских братьев Козаку (что, съели, господа критики?!) — была наука! Был рок!»
Трудно не согласиться с Великим Бердянским Маэстро, разве что только с одной-единственной фразой «Запорожье нас делало, делает, и будет делать всегда…». Не всегда, хотя делало часто и густо. Но рок-клуб в Бердянске возник на несколько лет раньше, чем в Запорожье. И грандиозных рок-фестивалей Всесоюзного масштаба там отродясь не было. В отличие от Бердянска.
И добавлю
Из энциклопедии рок-музыки:
«1973 год.
ВИА «Голоса Дружбы» — Руководитель Илья Бенсман. Состав: Петр Макиенко — гитара и вокал, Виталий Валитов — ударные, Александр и Анатолий Казаку — соло и бас-гитары (экс-ВИА «Норок»), Илья Бенсман — клавишные. Если говорить о направлении, то это не ВИА, а рок-группа на уровне американских «Грэнд Фанк».
Фендер ПИВЕЙЧЕНКО
Комментарии:
Дэн | 03.05 2014 в 02:18
Короче говоря "Бердянск Деловой" просто украл у сайта IK-MUSIC этот материал. Ну, это у СМИ обычное дело. Не удивляюсь.
Роман | 10.09 2013 в 01:04
Роман | 10.09 2013 в 01:04
Эта статья с сайта IK-MUSIC Из цикла статьей о рок-музыке Бердянска/ "Бердянск Деловой" просто нагло передрал оттуда.
Ветер | 15.05 2013 в 23:13
КЛАСС! Побольше таких публикаций!
Эстефан Бахадыр | 21.02 2013 в 12:52
Отлично!!! Получил огромное наслаждение от прочитанного! спасибо огромное! Пишите еще!
Кирилл | 19.05 2012 в 15:38
Интересная информация. Прочитал с удовольствием.