О плюсах современного детского сада
Первый плюс – возможность получить опыт общения со сверстниками, и обязательно положительный (вместе играть, общаться, заниматься, договариваться). Другими словами, детский сад – это расширение круга общения и социальной самостоятельности ребенка.
Второй плюс – образовательный процесс, вернее, принципы, по которым он строится.
Родителям, педагогам надо помнить, что дошкольное детство – это не подготовка ребенка к школьной жизни, это и есть жизнь – яркая, удивительная, волшебная, сказочная. Именно поэтому в образовательный процесс детского сада включены не только занятия интеллектуального цикла, но и все виды деятельности, необходимые для гармоничного и всестороннего развития ребенка – продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация), музыкальные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, развивающие игры, наблюдение за природой и другое.
Что касается интеллектуального развития, то скажу, что детский сад не должен учить читать, считать и писать, он должен научить учиться писать, считать, читать. Другими словами, подготовить почву для школьного обучения. Развить те качества, которые впоследствии помогут ребенку овладевать знаниями.
Очень важно, что все занятия в детском саду регламентированы, последовательны, адекватны возрасту. А режим детского сада предусматривает определенную последовательность и смену учебных занятий и игр, самостоятельную и организованную воспитателем деятельность ребенка.
Подведем итог вышесказанному: детский сад – это развивающие занятия, которые проводятся в соответствии с особенностями дошкольного возраста.
Третий плюс. Детский сад активно формирует культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Другими словами, ребенок приобретает определенную бытовую самостоятельность.
Для того, чтобы все достоинства современного детского сада пошли на пользу вашему малышу, ребенок должен с удовольствием идти в сад, чувствовать себя комфортно, быть эмоционально защищенным.
Рекомендации по адаптации (привыканию) к детскому саду
Конечно, есть категория детей, которые легко и безболезненно, а главное – быстро адаптируются к условиям детского сада. Возможно, так будет и с вашим ребенком, чего я вам от души желаю. И все же полезно знать: в каком бы возрасте ребенок впервые ни пошел в сад, это для него стрессовая ситуация. И родители должны понимать причины такой стрессовой ситуации и максимально постараться помочь ребенку справиться с ней.
Так, до садика ваш ребенок привык к определенному режиму дня, а иногда – чего греха таить – и к полному его отсутствию. Естественно, что, придя в сад, он будет вынужден приспосабливаться к новому режиму, стилю общения, привыкать к обстановке, отсутствию родных лиц и любимых игрушек, а также к тому факту, что большую часть дня придется проводить в коллективе сверстников. Поэтому начинать привыкать к детскому саду нужно до начала посещения сада.
Прежде всего, чаще ходите с ребенком в гости, особенно к тем, у кого есть дети. Рассказывайте (с позитивной стороны) о своем детском садике, куда ходили вы, или, проходя мимо любого другого сада, расскажите, как там хорошо. Ребенок, видя, как там резвятся дети, скорее всего, будет рваться туда. В этот момент мама как бы делает запрет: «Нет, пока нам туда нельзя». А запретный плод, как известно, сладок. Это должно ребенка заинтересовать. Постарайтесь приблизить режим дня в семье к режиму сада. Полезно пробовать оставлять ребенка на несколько часов с бабушками или друзьями вашей семьи.
Положительный эффект дает следующий психологический прием: ребенку со всей возможной серьезностью объявляется: «Плохо себя ведешь – значит, в детский сад не пойдешь!». Родители не заставляют идти ребенка в детский сад, а, наоборот, методом от противного наказывают его отсутствием вследствие плохого поведения. Это очень действенный метод, действует, как правило, безотказно. К сожалению, чаще бывает наоборот – родители говорят: «Быстрее бы понедельник, в садик тебя надо, там тебя воспитают!». Ни в коем случае нельзя угрожать садом как наказанием за детское непослушание!
Очень важно обеспечить постепенное, плавное вхождение в детский сад. Чем младше ребенок, тем дольше времени должно быть отведено для привыкания. Первые дни – посещение сада 1-2 часа, во время прогулки или свободного времени, желательно вместе с мамой. Затем время пребывания в саду может быть чуть увеличено до 4 часов, т.е. до дневного сна. Такой щадящий режим посещения сада может быть от 2-3 недель до 1-2 месяцев, пока ребенок окончательно не адаптируется к саду. Такой вариант адаптации считается нормой для детей дошкольного возраста. В противном случае нужна помощь психолога, или родителям придется отложить посещение сада на потом.
Отдавать ребенка в детский сад на самостоятельное пребывание надо тогда, когда ваш малыш научится говорить. И у вас помимо эмоционального общения с ребенком появится речевое, в этом случае ребенок может частично рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями, а вы сможете договориться, когда придете за ним, или о том, что оставите его в группе с другими детьми поиграть и т.д. А это примерно с 2,5 до 3 лет. В это же время у ребенка появляется потребность в общении с другими малышами, которую полезно развить, предоставив ребенку детское общество и помочь научиться играть вместе.
Адаптационный период к детскому саду не должен совпасть ни с какими другими кардинальными изменениями в жизни ребенка. Это особенно значимо для детей в возрасте до 3 лет. Рождение младшего брата или сестренки, переезд, отлучение от груди, прощание с соской или бутылочкой, переселение в новую кроватку или другую комнату, развод родителей или появление в семье нового человека лучше разнести по времени с походом в сад.
Один из вариантов постепенного привыкания к детскому саду разработан и успешно внедряется в центрах развития ребенка нашего города «Надежда» и «Лазурный». Такая адаптация комфортна как для ребенка, так и для родителей.
Итак, начинается посещение детского сада с групп раннего возраста «Вместе с мамой» (ЦРР «Надежда») и «Я играю с мамой» (ЦРР «Лазурный»), для детей от 10-11 месяцев до 2-3 лет. Дети находятся в центре вместе с родным близким человеком (мамой, папой, бабушкой).
Следующий этап – это группы для детей от 2-2,5 лет до 4 лет. Дети в такой группе находятся не более 4 часов. Время пребывания могут выбрать родители – это 1-я или 2-я половина дня. В режим дня включены развивающие занятия и игры, физкультурно-оздоровительные мероприятия, музыкально-ритмические занятия, подвижные игры на свежем воздухе и многое другое, что интересно и полезно для гармоничного развития ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Такие группы рассчитаны на семьи, где один из родителей не работает. Чаще родители пользуются группой кратковременного пребывания для адаптации к дошкольному учреждению, пока мама находится в декретном отпуске, т.е. до исполнения ребенку трех лет. Если ребенок адаптируется к саду – с удовольствием идет в сад, чувствует себя комфортно, редко болеет, то родители могут перевести его в группу полного дня центра или другого детского сада (к сожалению, в последнее время не всем желающим семьям может быть предоставлено место в группе полного дня).
Если же малыш плохо, с трудом, длительное время адаптируется к саду, часто болеет, педагоги советуют родителям и в дальнейшем оставаться в режиме работы группы кратковременного пребывания.
С 4-летнего возраста время пребывания в группах кратковременного пребывания увеличивается до 6 часов – это связано с дневным сном ребенка: зачастую 5-6-летний ребенок не нуждается в дневном сне или дневной сон откладывается на позднее время.
Чаще такую группу используют для подготовки ребенка к школьному обучению. Дети посещают разнообразные занятия, такие как знакомство с окружающим миром, математика, грамота, развитие речи. Кроме занятий интеллектуального цикла, в распорядок дня включены продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), физкультурно-оздоровительные мероприятия, музыкально-ритмические занятия. А также дети играют, готовятся к детским праздникам, разучивая стихи, песни, танцы… Другими словами, группа кратковременного пребывания дает возможность ребенку общаться со сверстниками, интересно проводить время, посещать адекватные своему возрасту занятия, и в то же время не разлучаться с родителями надолго.
Таким образом, «детский сад на полдня» дает возможность:
- совместить эмоциональную домашнюю атмосферу с постепенным расширением круга общения;
- приобрести определенную социальную самостоятельность;
- получить дошкольное образование (т.е. подготовиться к школьному обучению).
Группы кратковременного пребывания – это золотая середина между домашним и детсадовским образованием.
Адаптация к детскому саду через группы вместе с мамой и кратковременный режим пребывания проходит легче и быстрее, комфортна для детей и родителей. Такой детский сад принесет пользу и удовольствие нашему дошкольнику.
Палец С.В.,
психолог высшей категории, директор центра развития ребенка "Лазурный"
Комментарии:
нет комментариев