Крестный путь Галилео Галилея

Имя итальянского гения Галилео Галилея и сегодня у всех на слуху. Наш современник знает его, прежде всего, как изобретателя телескопа и микроскопа. Но данное представление не совсем верно – он хоть и имел отношение к этому оптическому чуду, но был здесь не самым первым. Зато великий учёный был первым во многих других вещах...

Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, Галилей родился в 1564 году в Пизе в семье талантливого музыканта Винченцо Галилея. В 1581 году, закончив университет, он переехал в Падую, где получил место на кафедре математики. И здесь его дар изобретателя и ученого развернулся в полную силу!

Мысль без границ

Великий ученый сконструировал гидростатические весы для определения удельного веса твердых тел; определил удельный вес воздуха; изобрел термоскоп (прообраз термометра); придумал пропорциональный циркуль для инженерных работ.

Выдвинул идею конечности скорости света и обосновал опыты по ее определению. Доказал теорию равновесия жидкости в сообщающихся сосудах и равновесия плавающего на воде тела, тем самым заложив основы не только научной гидравлики, но и гидродинамики.

Кроме того, это Галилей обнаружил, что периоды колебаний маятника в часах соотносятся как квадратные корни из его длины.

Гениальному итальянцу мы обязаны двумя принципами механики, серьезно двинувшими физику вперед. Галилеевский принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения и принцип постоянства ускорения силы тяжести послужили основой для работ Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна.

Его открытия оказались важными и для военного дела. До него считалось, что снаряд летит прямо и резко падает в конце пути. А Галилей доказал, что полет снаряда есть наложение двух «простых движений»: равномерного горизонтального движения по инерции и равноускоренного вертикального падения, а любое пущенное под углом к горизонту тело летит по параболе.

А как же микроскоп?

Что касается микроскопа, то его в 1590 году изобрел голландец Иоанн Липперсхей, он же собрал в 1608 году первый простой телескоп. Галилей тоже подвизался в этой области, но о своем телескопе он сообщил в 1610 году, а первый микроскоп, плохого качества, сделал в 1612 году.

Про телескоп же, ради справедливости, скажем еще, что и Липперсхей не был первым. До него англичанин Томас Диггс смотрел на небо через «оптическое стекло» и писал, что эффект приближения можно получить, сочетая двояковогнутую и двояковыпуклую линзы.

Заслуга же Галилео состоит в том, что он усовершенствовал технологию изготовления линз! Тогдашние подзорные трубы давали увеличение лишь от трех до шести раз, а он достиг увеличения до 32 раз и превратил, по сути, игрушку в научный прибор.

Его современники были недовольны. Тогда полагали: люди видят, поскольку из их глаз выходят зрительные лучи, ощупывающие пространство. Лучи натыкаются на предмет, в глазу появляется его образ. Если же смотреть через линзу, то лучи искривятся, и человек увидит то, чего в действительности нет, а это дьявольское дело.

В те времена в науке главенствовал аристотелизм. Сомневающихся в учении Аристотеля наказывали, а то и вовсе изгоняли из научного сообщества. Тем более как раз при жизни Галилея была подвергнута остакизму (остракизм – гонение, неприятие, презрение со стороны окружающего общества – прим. «УЗ») теория Коперника.

Что же увидел на небе Галилей, посмотрев туда через свой прибор?

Луна предстала отнюдь не совершенной сферой; туманный Млечный Путь оказался состоящим из отдельных звёзд; на поверхности Солнца обнаружились пятна.

При Юпитере Галилей увидел четыре спутника!

Это важно, потому что противники Коперника твердили: Земля не может вращаться вокруг Солнца, ибо вокруг неё самой вращается Луна. И вдруг – у Юпитера, который заведомо должен вращаться либо вокруг Земли, либо вокруг Солнца, есть свои луны...

У врагов гелиоцентрической системы не осталось других аргументов, кроме силового.

Плоды мракобесия

За активную пропаганду учения Коперника инквизиция привлекла Галилея к суду. Его вынудили, став на колени, публично отречься от своих «заблуждений». Потом поселили недалеко от Флоренции и не пускали к нему друзей. Лишь когда он уже ослеп, разрешили ученикам посещать учителя.

Кстати, фразу «И все-таки она ветится» придумал один из этих учеников. Галилей такого не говорил. Двадцать лет назад – 31 октября 1992 года – он был посмертно оправдан католической церковью. Умеют же католики признавать свои ошибки своевременно!

Подготовил Олег ВАЛИК