Странные истории о песке и тории
О вывозе черноземов из Украины жадными немецко-фашистскими захватчиками говорится редко, но с завидной постоянностью. Например: «Ружинские черноземы не давали покоя и немцам. То, что оккупанты вывозили эшелонами наш чернозем в Германию, отнюдь не советский пропагандистский миф. В пяти километрах восточнее Ружина (Житомирской области) немцы проложили железнодорожную ветку, по которой гонялись эшелоны в глубь территории района, и в специально оборудованные вагоны прямо с полей снимался и грузился чернозем. Только в 1942 году в Германию было вывезено чернозема с 2-х тысяч гектаров! В январе 1943 года советская диверсионная группа взорвала узкоколейку, и вывоз земли прекратился…».
Или: «… в районах Мариуполя и Бердянска срезался верхний слой чернозема, 10-15 см. Всего было отправлено только с Украины примерно 5000 вагонов…».
Впрочем, россияне тоже упрекали жадных захватчиков в вывозе чернозема и из Воронежской области, и из Краснодарского края. А вот по некоторым сведениям, из Черкасской области вывозили как раз не чернозем, а бентониты (глину). Теперь еще одно свидетельство: «…усилия оккупационных органов в области промышленности были направлены… и на небольшие предприятия, в особенности связанные с производством дефицитных материалов... Так обстояло, например, дело с залежами в Горошках под Житомиром очень редкого в Европе пьезокварца, крайне необходимого для радиоэлектроники и элементов управляющих устройств ракет фон Брауна «Фау». Для возможно скорейшего восстановления производства этого продукта на предприятие в качестве «опекуна» был назначен начальник главного экономико-административного управления СС Освальд Поль... Важность этого кварца… была, однако, хорошо известна и советским партизанам. Опираясь на подпольную организацию на этом предприятии, они в течение первого полугодия 1943 г. несколько раз совершали на него налеты и выводили из строя различное производственное оборудование, несмотря на меры по усилению его охраны, предпринимавшиеся верховным главнокомандованием вермахта и непосредственно Гиммлером…» (Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944)). Не ружинские ли это «черноземы»?!
Еще одно странное свидетельство: «…Мы остановимся на одной, тесно связанной с развитием засекреченной радиевой промышленности, о которой проговорился академик Ферсман в 1940 году…. Радиевые чудо-двигатели были необходимы как Германии, так и СССР для дальней авиации, подводных лодок и ледоколов. Ученые Германии обещали их создать и запустить в серию к лету 1941 г. У… И.В.Сталина было необходимое для создания двигателей спецсырье, но он испытывал… нужду в атомных технологиях… Спецсырье добывалось из минерализованных пластовых вод, на которые так богата украинская земля: на месте радиевых ставков Винницы,.. а также с острова Водников на окраине Киева. Отходы урановой руды должны были поступать в Киев по шоссе и железной дороге, а затем засекреченными тоннелями под Днепром к радиевому заводу, располагавшемуся в недрах Лысой горы.
Немецкие физики: Ф.Ланге, А.Браш и К.Урбан в начале 30-х гг. создавали в Швейцарских Альпах… установки по улавливанию молний... Энергия молний с напряжением 14-16 млн. вольт необходима была для расщепления атомного ядра. С 1930 по 1934 гг. Ф.Ланге работал консультантом «АЭГ и ИГ Фарбениндустри», а с 1936 года был приглашен работать в Украинский Харьковский физико-технический институт (УФТИ), где в 1930-1932 гг. была организована первая в СССР ядерная лаборатория, работавшая над созданием радиевого котла «реактора»… В рамках совместного радиевого проекта Германия передала СССР в 1936 г. технологию создания молниевых линейных ускорителей, необходимых для расщепления ядра атома и обогащения радиоактивного сырья. В Киеве имелось все необходимое для осуществления радиевого проекта: грозовая аномальная зона в районе п. Корчеватое, Лысая гора, пластовые минерализованные воды, развитое энергетическое хозяйство, строительные материалы для устройства радиевого завода, подъездные пути, Академия наук и самое главное, 15-е Управление НКВД — «Крот», обеспечившее проект рабочей силой… …».
Что делал Ф. Хоутерманс в Харькове и Киеве во время оккупации, до сих пор остается загадкой. Немцы его за явный саботаж задания (оборудование ведь не было вывезено) почему-то не расстреляли. Однако УФТИ во время оккупации все-таки работал, а немцы не то что зарплату, но и еду просто так не выдавали. Немецкий рационализм и любовь к порядку, знаете ли!..
Еще одна версия: «Зимой 1942 года в районе Кривой Косы советские разведчики захватили ценнейшие документы, свидетельствующие, что Германия ведёт поиск источников циркония для своего ядерного проекта… После Победы на базе одного из таких месторождений под Волновахой был построен Донецкий химико-металлургический завод, ныне являющийся структурным подразделением ММК имени Ильича, и возник посёлок Донское…».
Что делал убитый физик-атомщик Вандервельде под Таганрогом – тоже до сих пор остается загадкой. Высказывались мнения о том, что немцы в степях Приазовья искали уран. По поводу урана, полиметаллических руд в районах Таганрога и Гуляй-поля, железных руд, золотых и «алмазных» россыпей в окрестностях Бердянска время от времени в прессе всякого рода информация проскакивает. Но вот суперчерноземов в окрестностях Бердянска и Мариуполя я как-то не встречал. Значит, под видом земли (или вместе с землей) вывозилось что-то более ценное.
В конце 40-х годов, когда в СССР в ударном порядке реализовывалась программа создания атомной бомбы, работы велись по двум направлениям — урановому и ториевому, поскольку даже ученым было не до конца понятно, что получится быстрее. По некоторым сведениям, изначально в СССР рассчитывали на «ториевую» бомбу. Шагов, на самом деле, было много, и не всегда в одном направлении.
Собственно ториевые месторождения неизвестны. Экзогенные месторождения представлены разнообразными, в том числе и прибрежно-морскими монацитовыми россыпями. Они являются главным источником тория. Монацит (от греч. Monazo — живу один) — безводный фосфат элементов ториевой группы, главным образом церия и лантана, которые замещаются торием. Монацит содержит до 50-60% окисей редкоземельных элементов: окиси иттрия — до 5%, окиси тория-232 — до 5-10%, иногда до 28%, встречается и уран-238. Еще одно название Монацита – «черный песок». При переработке 20 тонн черного песка можно получить в граммах и килограммах такие вещества, как циркон, ильминит, кварц, технические рубины и в том числе торий.
Приблизительно с 1939 года Англия и США приступили к своим атомным разработкам. В середине сентября 1939 года и главное командование немецкой армии дало команду развернуть работы по созданию атомного оружия. В декабре 1940 года под руководством Гейзенберга завершилась постройка первого опытного реактора, а фирма «Ауэргезельшафт» освоила производство металлического урана в Ораниенбурге. Одновременно в секретных лабораториях «Сименса» начался поиск путей промышленной очистки графита для использования его в качестве замедлителя нейтронов в реакторе при отсутствии тяжелой воды, а также развернулось проектирование электроэнергетического обеспечения проекта.
США в сентябре 1940 года успели закупить большое количество требуемой руды по подставным документам у Бельгии, что и позволило им вести работы над созданием ядерного оружия полным ходом. При этом все участники атомных программ прилагали максимум усилий, чтобы не допустить вывоз ядерного сырья противниками с контролируемых месторождений. Германия делала все возможное, чтобы при захвате новых территорий захватывать и запасы атомного сырья: урана, тяжелой воды и т.д. Так были захвачены все французские запасы тория — возможной альтернативы урана в создании атомной бомбы. В январе 1942 года из резидентуры военной разведки СССР в Лондоне в Центр поступила радиограмма, в которой говорилось о том, что немцы активно ведут переговоры в Португалии и Испании и пытаются «закупить уран для неизвестных целей». Считается, что с 1942 года накопление немецкими учеными ядерного сырья проводилось уже целенаправленно. Забавно, что на запрос американских военных в 1945 году, какие коммерческие применения может иметь торий, был получен ответ от ученых в США: торий применяется при изготовлении колпачков для газовых светильников; в керамической промышленности и в качестве катализатора в давно устаревшем технологическом процессе получения синтетического горючего. Тем не менее, все основные месторождения монацитовых песков находились на территориях, контролируемых Англией и США (кроме юга Украины).
При разрушении горных пород включающих монацит, он накапливается в россыпях, которых в Донецкой и Запорожских областях насчитывается более десятка: Бердянская, Урзуфская, Урзуф-Юрьевская, Юрьевская, Белосарайская, Портовая, Мариупольская, Широкинская и др. Самой большой среди них считается Белосарайская россыпь, которая расположена на восточном берегу Белосарайской косы. А весной сильные шторма поднимают со дня моря «черный песок» и выносят его на пляжи Бердянска, Урзуфа, Юрьевки, Белосарайки, Мелекино, Мариуполя.
Очень часто черные пески путают с илом, глиной, тем, что в народе называют лечебной грязью. Она маслянистая. А моноцитовые пески — черные в кавычках. Они серого, стального, цвета мокрого асфальта. На солнце поблескивают, как гранит. Некоторые считают, что если постоять на таком песочке, то проходят шпоры, да и вообще ногам полезно. Это не подтверждено медицинскими исследованиями, но поверить можно, так как в песках содержится торий и радий. Их аналог — радоновые ванны, за которые люди согласны платить, чтобы лечиться.
В середине мая 1945 г. уже после капитуляции Германии группа ученых-атомщиков, знающих немецкий язык, в сопровождении офицеров НКВД, возглавлявшаяся заместителем наркома НКВД А. П. Завенягиным, прибыла в Берлин. В состав группы входили физики Флеров, Кикоин, Харитон, Арцимович и другие. Все они были в форме полковников советской армии. Профессор Николаус Риль, главный немецкий эксперт по производству чистого металлического урана, который был в это время в Берлине, повез советских ученых в Ораниенбург, город к северу от Берлина, где находился главный завод Германии по производству чистого урана для реакторов. Завод был полностью разрушен американскими бомбежками за несколько дней до окончания войны, но поврежденные остатки заводского оборудования, тем не менее, демонтировались и отправлялись в СССР. Кикоину и Харитону удалось все же найти склад уранового сырья, оксида урана, в другом городке. Там оказалось почти 100 тонн оксида урана. Еще 12 тонн урана были найдены в другом городке. «…Огромные запасы тория в качестве военного трофея были вывезены и из гитлеровской Германии. Оказывается, нацисты давно экспериментировали с торием, рассматривая его в качестве потенциального компонента для создания ядерного оружия. Советская армия конфисковала ториевый монацит у гитлеровской Германии и вывезла в СССР…».
Вот еще одно странное сообщение: «... Вскоре после начала применения (немецких) мин этой серии на Западном фронте союзники обратили внимание на две особенности этой мины. Во-первых, к каждой мине прилагается небольшой мешочек с песком и каждая установленная мина обсыпана этим песком. Во-вторых, немецкий миноискатель типа Stuttgart 43 безошибочно обнаруживает мины, в лунках которых присутствует этот песок. Союзникам тогда так и остался неясен принцип работы этого миноискателя, но они верно связали его безошибочность с этим песком. Спустя несколько лет после войны тайна миноискателя и песка были раскрыты — миноискатель работал по принципу счетчика Гейгера (обнаружитель радиоактивного излучения), а песок имел слабую радиоактивность. У немцев он назывался «Tarnsand», у нас его называют монацитом (порода, содержащая элемент торий)...»
Первое. Учитывая, что основные месторождения ториевого монацита контролировались Англией и США, возникает вопрос, откуда немцы брали монацит в таком количестве, чтобы позволить себе присыпать мины «черным песочком»? Вот и выходит, что кроме как из Северного Приазовья, брать монацит в больших количествах немцам было негде!..
Второе. Из специальной литературы: «На пляжных месторождениях монацитовый песок перемешан с кварцевым, цирконовым, рутиловым. В состав песков кроме монацита, входят такие минералы, как циркон, ильменит, касситерит и др. Поэтому первая стадия производства тория – получение чистого монацитового концентрата. Для отделения монацита используют разные способы и приспособления. Первоначально грубо отделяют его на дезинтеграторах и концентрационных столах, используя разницу в плотности минералов и их смачиваемости, различными жидкостями. Тонкого разделения достигают путем электромагнитной и электростатической сепарации. Магнитная сепарация приводит к разделению монацитового песка на три фракции: сильномагнитную — ильменит, слабомагнитную — монацит и немагнитную — циркон, кварцевый песок, рутил и гранат. Полученный концентрат содержит 95...98% монацита. Он и является промышленным сырьём для производства металлического тория, его диоксида и других соединений.
Отметим, что многочисленные сложности ториевого производства усугубляются необходимостью надежной радиационной защиты…».
Монацитовый концентрат мог вывозиться в Германию как необработанным, так и после тонкой очистки. В сыром виде «черные пески» вполне напоминали чернозем.
Комментарии:
сергей | 25.03 2016 в 19:04
Нло напротив санатория нива в море постоянно собирают магнитной сепарацией монацитовый песок ибо летают на тории или фториде тория.свидетелей полно.