Эксклюзивное интервью о запорожских мостах
Заключительная часть нашей трилогии о недостроенных мостах. В ней вы найдете ответы и на вопрос о том, почему до сих пор в Запорожье нет стратегически важной для города автомагистрали.
Обещаний, кстати, было множество…
Нелепый строитель уникальных мостов
— Когда пришел Демишкан (новый начальник «Укравтодора» — ред), они взяли эти мосты себе, — продолжает Иван Прокофьевич. — И теперь заказчиком строительства мостов стал «Укравтодор». Он быстро выгоняет генподрядчика — «Мостобуд». Делает подрядчиком свой трест — «Уманьдорстрой». Это нонсенс! Как дорожное управление может быть генеральным подрядчиком строительства внеклассных (то есть уникальных) мостов?! Такого в природе не существовало нигде.
— Объяснение какое? Есть же профессиональные мостостроители.
— Ну если это нарушение всех законов, как можно его объяснить? В незнание трудно поверить. Какой-то смысл был.
— Дать «своим» возможность заработать?
— Но не на быстрейшем завершении строительства мостов, а на как можно дольше растянутом процессе строительства мостов.
Выгнали генподрядчика — «Мостобуд». Выгнали «Союздорстрой» и вместо него назначили проектный институт «Укравтодора». А вслед за этим начали менять проект строительства мостов, который раньше уже был утвержден и на сессии горсовета, и в Кабмине. То есть получилось 4 в одном: «Укравтодор» и заказчик, и подрядчик, и проектант, и куратор — теперь наш облавтодор, структура «Укравтодора», курирует стройку, то есть ведет технический надзор.
Мы проект утверждали полтора года. А «Укравтодор» за сутки все поменял. Они убрали из титула кран, чтобы на него финансирование не давать. А почему кран убрали? Они ведь знали, что он будет нужен. Тут надо заметить, что в свое время из «Мостобуда» ушла часть специалистов, не самых квалифицированных, и создали организацию «Планета-Мост». Она, потеснив «Мостобуд», сделала все, чтобы получить право на строительство Дарницкого моста в Киеве. Своей некомпетентностью «Планета-Мост» наделала столько ляпов, что Дарницкий мост до сих пор не достроен. Мост, авто-железнодорожный, они как бы пустили. Но если по нему ограничено движение так, что всего 6 вагонов электрички могут проехать, то какой же это железнодорожный мост?
Изгнание профессионалов
— Какое имеет отношение к Запорожью «Планета-Мост»?
— Генподрядчик «Уманьдорстрой» выгнал с запорожских мостов «Мостобуд», заключил договор с великими мостостроителями из «Планеты-Мост». Еще раньше в пику «Мостобуду», который заказал плавучий кран «Запорожец» в Севастополе грузоподъемностью 1200 тонн, «Планета-Мост» строит свой кран «Захар» грузоподъемностью 600 тонн, зная, что мостобудовский рассчитан на то, чтобы строить мосты по всему Днепру. Но этот «Захар» в Киеве сделал 4 подъема и упал без груза. Он, как кран, никуда не годится. А «Планета-Мост» надумала привезти этот кран, который на воде стоять не может, на строительство мостов в Запорожье.
— Так если он, этот «Захар», раз упал, то он и второй раз упадет?
— О чем мы им и говорили. Он поднимает 600 тонн, а у нас конструкции весом более 900 тонн. «Вы ничего не понимаете! Мы увеличим его грузоподъемность», — ответили нам новые мостостроители и они полностью отказались от крана севастопольского.
— Но за него деньги уже уплачены!
— А их это не касается. Теперь эти деньги по «незавершенке», 50 миллионов, на балансе в УКСе висят. В Севастополе для крана три понтона сделаны, болтаются в воде — может, на керченский мост забрали.
А тем временем в Запорожье новый заказчик строительства мостов, «Укравтодор», и его подрядчики — четыре в одном — начали кромсать проект. Первоначальная схема автомагистрали с Бабурки до Диагональной — 9,1 километра скоростной дороги без единого светофора — была отброшена: «Вы ничего не понимаете!» И все начали делать по-другому. Начиная с того, что схему самой автомагистрали начали менять. Сбросили весь транспорт с моста на Набережную, а не на проспект Ленина (сейчас Соборный), как было в проекте, и без всякого согласования. На десятки миллионов гривен выполненные работы по улице Тюленина стали бросовыми. Движение по улицам Тюленина и Победы будет забито пробками. А к тому же мост решили строить не с начала, а с конца.
Им не мосты нужны, а процесс строительства
— А как это — с конца? Хорошо хоть, что не вдоль Днепра — по фарватеру.
— В первоначальном проекте, который новые мостостроители отбросили, предполагалось, что первой очередью станет магистраль от проспекта Ленина и будет построен мост с Левого берега на Хортицу. Чтобы пустить по нему движение и заняться ремонтом расположенного рядом моста Преображенского. «Укравтодор» и его структуры-подрядчики взялись в первую очередь за строительство моста с Бабурки на Хортицу. Но если нет моста с Хортицы на Левый берег, а мост Преображенского уже и так еле дышит, то зачем мост с Бабурки на Хортицу? Нонсенс. Всё наоборот! Им не мосты нужны, а процесс строительства. Насыпи на Хортице понасыпали — кому они нужны? Никому.
И еще чудили. Мы, мол, будем полмоста строить — по ширине. А как же транспорт? А в одну сторону он будет идти по новому мосту, а в другую — по мосту Преображенского. Но позвольте — тогда мы никогда не остановим на ремонт мост Преображенского!
Короче говоря, перевернули, перемешали, перекомкали всё — поставили с ног на голову. И это длится, с несколькими годичными перерывами, с 2011-го по настоящее время.
— Иван Прокофьевич, и как теперь идет строительство мостов «с конца»?
— Мостостроители поняли, что наделали глупостей с краном — от севастопольского отказались, сейчас его вообще нет, а «Захар» не потянет. Поэтому вместо арочного («бегущая лань») решили строить надвижной мост. Но тут же сделали вторую глупость — для моста через Старый Днепр в геологических разломах посадили две опоры. Без проведения геологических, геофизических исследований.
Вот почему первоначально и планировали арочный мост, чтобы не связываться с руслом Днепра и скальными породами на дне. Так делали строители в этом месте Стрелецкого моста до войны (строили чехи), так сделал и Преображенский, который запроектировал 284-метровую железобетонную арку — мировой рекорд по длине — чтобы не связываться в этом месте с руслом Днепра.
— Но сейчас опоры под мост на Старом Днепре уже стоят, на них надвинуты конструкции моста — и в то же время опоры стоят в опасном месте, где возможен разлом скалы?
— Опоры поставили без проверки скальных пород. То есть разлом возможен. У нас сейсмическая зона. В Румынии землетрясение — у нас до 4-х баллов сейсмика работает.
— Может произойти то, что случилось с «Захаром» в Киеве?
— Да, только не кран, а мост упадет. И перечисленные выше «выкрутасы» — это далеко не все нарушения утвержденного проекта, которые допустил «Укравтодор».
Как достроить мосты
— Что теперь дальше надо делать?
— Есть такое правило: если ты заблудился, вернись в то место, откуда ты начал «блуд». И начинай сначала движение. Я считаю, и с мостами надо вернуться на то место, откуда началось заблуждение — это 2011 год. И восстановить первоначальный проект. Он был полностью утвержден, и от него нельзя было ни убавить, ни прибавить что-то.
Первый шаг мэр Запорожья уже сделал. Он заявил, что заберет строительство мостов в коммунальную собственность. Это верное решение. И это надо делать немедленно. Убирать отсюда «Укравтодор» — не может он быть одновременно и заказчиком, и подрядчиком, и проектантом, и технадзором. Пригласить сюда специалистов из Укрэкспертизы и других научно-исследовательских институтов — а на это много денег не нужно — специалистов по геологии, геодезии, проектантов, специалистов-мостостроителей. Сделать технический аудит всех тех отступлений от утвержденного проекта и вернуть, где еще можно вернуть, проект к первоначальному виду. Проверить состояние скальных пород там, где уже установлены опоры на Старом Днепре, и решить — оставить их или все начинать сначала.
— В таком случае не затянется ли строительство многострадальных запорожских мостов еще лет на 15-20?
— Не затянется, если действовать. А если ничего не делать, тогда уж точно затянется.
Проблема мостов в Запорожье усугубляется еще и тем, что на плотине Днепрогэса нужно полностью менять проезжую часть. Она, как и мосты Преображенского, устала и износилась. А это значит, что проезд по плотине нужно будет закрывать…
Дмитрий Шилин
Комментарии:
нет комментариев