misto.zp.ua

Виктория ЧЕРНИКОВА: «Нельзя мерить здоровье людей «экономическим эффектом»

Виктория ЧЕРНИКОВА: «Нельзя мерить здоровье людей «экономическим эффектом»

Отношение жителей Запорожской области к нынешнему уровню медицины в регионе неоднозначное. Пожалуй, во многом оно зависит от того, насколько своевременную и квалифицированную помощь оказали каждому конкретному человеку. Но зато любое сокращение медицинского обслуживания воспринимаем ревностно.
 
Радикальные изменения могут коснуться и Запорожского областного клинического эндокринологического диспансера. Не так давно стало известно о том, что областное руководство рассматривает вариант с его реорганизацией: планируется создание отделения эндокринологии в составе областной больницы, которая находится на совместной с диспансером территории. В феврале с этим предложением в облсовет обратился департамент здравоохранения Запорожской ОГА. Якобы такое «рациональное предложение» позволит сэкономить для бюджета порядка 7 миллионов гривен в год.

А что будет, собственно, с медицинской стороной дела? ПОЗИЦИЯ обратилась к главному врачу областного клинического эндокринологического диспансера, главному эндокринологу Запорожской области Виктории Черниковой с просьбой разъяснить ситуацию и прокомментировать, что ожидает больных с эндокринной патологией в случае возможной реорганизации.
 
– Вплоть до февраля текущего года даже разговоров на эту тему никто не поднимал, – говорит Виктория Васильевна. – Наоборот, в 2018-м мы хотели сменить свое название на центр, потому что диспансеризация как таковая уже отменена. Но передумали, поскольку с 1 января 2020 года, согласно положениям медицинской реформы, на базе таких учреждений планируется создавать коммунальные некоммерческие предприятия (КНП). Словом, ничто не предвещало беды, и тут такая неожиданная «подножка».
 
Самое интересное, что диалог между департаментом здравоохранения и областным советом проходил без нашего участия – меня как руководителя в эти переговоры даже не посчитали нужным посвятить. И поскольку процесс уже был запущен, пришлось обращаться к депутатскому корпусу облсовета самой. Учитывая, что всестороннего обсуждения данного вопроса не было, депутатские комиссии притормозили решение о реорганизации.
 
– В чем конкретно состоит ее суть?

– Если коротко, департамент здравоохранения ОГА предлагает закрыть диспансер и организовать на базе областной больницы отделение на 30 койко-мест. Стационар нашего учреждения рассчитан на 65 пациентов в день, причем очередь в него, в зависимости от сезона, расписана иногда на две-три недели вперед. Мы бы и рады расшириться, но это невозможно – помещение у нас компактное. И все больные – «профильные», с декомпенсацией эндокринной патологии, других не принимаем.
 
Отмечу, что порядка 70–75% наших пациентов – жители районов области. В Бердянске и Мелитополе есть по 10–15 коек для таких больных, но все остальные едут к нам.
 
Ведь есть и такие районы, где эндокринологов не осталось вовсе! Там трудятся терапевты, исполняющие обязанности эндокринолога – хотя бы затем, чтобы вести отчет по пациентам, получающим инсулин. Недостаток специалистов связан с тем, что при переходе на семейную медицину произошел перекос – врачи стали стремиться туда, где можно больше заработать. А докторам узкой специализации зарплаты не подняли, более того – их же и сокращают в первую очередь.

– То есть загруженность эндокринологов с внедрением реформы только возрастает?

– Постоянно очень высокая загруженность койко-мест – 93–100%, а амбулаторно врачи обслуживают пациентов больше предусмотренной нормы. Наш диспансер, который с 2004 года имеет высшую аттестационную категорию, – это два стационарных отделения, поликлиника, уникальное отделение интенсивной терапии, клинико-диагностическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием. Принимаем в год по 1800 пациентов только в стационаре, а в поликлинике – до 30 тысяч человек.

Кстати, мы несколько раз проводили анкетирование больных в стационаре и поликлинике, и только один из них посчитал, что ничего от реорганизации, о которой мы сейчас говорим, не изменится. Остальные – категорически против! Люди не понимают, где они тогда смогут консультироваться, сколько придется ждать своей очереди, чтобы лечь на лечение?
 
В департаменте здравоохранения ОГА целесообразность видят только в экономии средств – 7,1 миллиона гривен. Кто и как высчитывал эту сумму – не знаю. Даже если сократить административный персонал, только миллион в год можно сберечь. И то – лишь в 2019-м, потому что с 2020 года медицинские учреждения переходят на заключение договоров с Национальной службой здоровья Украины, которая будет распределять бюджетные средства. Местной же власти придется нести расходы только по оплате коммунальных услуг в таких учреждениях, а остальным мы должны будем обеспечивать себя сами.
Кроме того, я убеждена, что нельзя мерить здоровье людей «экономическим эффектом».
 
Потому что после на лечение все тех же пациентов с эндокринной патологией будут тратиться куда большие суммы, ведь состояние пациентов ухудшится. Сэкономим сейчас, а через несколько лет получим весьма печальный результат такой реорганизации.
 
– Виктория Васильевна, насколько сложная в Запорожской области ситуация с эндокринными заболеваниями?

– В нашем регионе таких пациентов – около 125 тысяч. Из них 55 тысяч – с сахарным диабетом обоих типов. В Украине им страдает около 1,5 миллиона человек, причем по статистике на одного выявленного диабетика приходится один не выявленный. В нашем диспансере работает школа самоконтроля для таких пациентов – учим их правилам жизни с этой болезнью. Заболеваемость диабетом в Запорожской области достаточно высокая. Раньше существовала государственная программа «Сахарный диабет», действие которой закончилось в 2013 году, а новая принята не была. По ней выделялись дополнительные средства на диагностику, профилактику осложнений, лечение и лабораторное оборудование. Многим сейчас ставится диагноз предиабет – этих пациентов хотят приравнять к больным диабетом.
 
Осложнения при этой болезни нередко доводят человека до инвалидности – слепоты, ампутации конечностей, почечной недостаточности. По статистике, среди диабетиков второго типа, то есть не инсулинозависимых, каждые пять минут у одного развивается инфаркт миокарда, каждые четыре – инсульт, каждые две минуты один умирает от сердечно-сосудистого заболевания. Ежегодно выявляем в области по 4,5–5 тысяч диабетиков.
 
Сейчас диабетики второго типа переданы на попечение семейных врачей. То есть те должны и выявлять, и предотвращать возможные осложнения от коварной болезни. Но для этого нужно обладать широкими знаниями в медицине, достаточным опытом, а он пока есть не у всех «семейных» коллег.

Далее – щитовидная железа. От ее деятельности зависит, например, рождение ребенка без аномалий развития, умственная и физическая его полноценность. Европа, а значит, и Украина – зона йододефицита, этот момент также нужно учитывать и контролировать. Чернобыльская катастрофа еще аукается: все больше у больных выявляется узловых форм зоба, а это уже предраковое состояние. Первый всплеск уже был, ожидается повторный. Опять же, экологическая обстановка в областном центре способствует возникновению онкологических заболеваний. А патология надпочечников и головного мозга? А ожирение, свидетельствующее о расстройстве всех органов и систем? Работы у специалистов Запорожского областного эндокринологического диспансера всегда хватает, к сожалению.

– А тут еще и медицинская реформа «подкралась незаметно»...

– Она, безусловно, нужна стране. Но складывается впечатление, что последствия ее до конца не просчитали, в том числе и на местах. Отсюда и такие малообоснованные предложения о «реорганизации». Она происходит и в других областях, но как? Везде, где функционируют региональные эндокринологические диспансеры или центры, ожидается их перевод в режим коммунальных некоммерческих предприятий. Где отсутствуют – продолжают обустройство отделений при областных больницах. Но в Запорожье диспансер есть. И если мы имеем лучшее на сегодняшний день, зачем его уничтожать? Тем более что главное правило медицинской реформы – не ухудшать качество оказания помощи пациентам.

Впрочем, мы сами еще не в курсе правил по переходу в разряд КНП вторичного и третичного звеньев медицины. Как не знаем перечня услуг, и какие из них будут оплачиваться – ничего не утверждено. Возможно, мы бы сами поработали в новых условиях и решили, что нужно кого-то сокращать, где-то экономить. Все-таки сами себя во многом содержать будем обязаны. И если, допустим, народ массово пойдет к частным специалистам, надобность в диспансерах или центрах отпадет. Хотя в наших нынешних реалиях это маловероятно.
 
– Потому что гораздо дороже?

– И поэтому тоже. Но есть еще и такой момент: многие пациенты годами лечатся в Запорожском областном клиническом эндокринологическом диспансере, хорошо знают весь костяк персонала. И они нам доверяют, не сомневаются в компетентности здешних врачей. У нас также работают узкие специалисты, которые по протоколу требуются пациентам – окулист, невропатолог и другие, работает кабинет УЗИ-диагностики. Кроме того, регулярно оцениваем состояние службы в регионе, выезжаем в районы для приема пациентов, проводим тренинги для докторов первичного звена, ежегодно принимаем активное участие в проведении «Дней диабета» в области совместно с общественными организациями. Разве это не важные аспекты нашей профессиональной деятельности?

В случае же с предлагаемой департаментом здравоохранения Запорожской ОГА реорганизацией уровень доступности помощи для пациентов резко снизится. Ориентируемся на Европу? Так вот, там есть страны, где частная медицина развита, но немало и таких, где приватных клиник немного. И европейские страховые компании сталкиваются с тем, что очередь к эндокринологу растягивается порой на полгода! Нужно ли нам это, если исходить из того, что эндокринная патология в Украине и нашем регионе в частности неизменно набирает обороты?
 
– Виктория Васильевна, то есть вы готовы отстаивать права своих пациентов до последнего?

– Иначе и быть не может. Мы уже обратилась за поддержкой в Киевский и Харьковский институты эндокринологии – рассчитываем на их помощь. И, разумеется, верим в то, что депутаты Запорожского областного совета к нам прислушаются. Никто не открещивается от медицинской реформы, но проводить ее в ущерб пациентам недопустимо. Надеюсь, что доводы, которые я привела, поспособствуют тому, что депутаты проявят благоразумие, если вопрос о реорганизации диспансера будет вынесен на сессию.
 
Максим КОРОБЕЦ, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |