Лента статей
Про СМИ

Еженедельная региональная газета РОСТ издается с 3 ноября 2004 года – и за это время завоевала репутацию популярного издания, оперативно информирующего о новых предложениях рынка товаров и услуг. Популярность газеты растет, в первую очередь, благодаря тому, что РОСТ как универсальное издание стремится предоставлять своим читателям наиболее полную и объективную информацию.

Специализация газеты: новости, реклама товаров и услуг, частные и коммерческие объявления, вакансии, справочные материалы, юридические консультации; 45 каналов телепрограммы с анонсами и другая информация.

Издание имеет статус областного и распространяется городах Энергодаре, Каменке-Днепровской, Днепрорудном, Васильевке, Михайловке, а также в Каменско-Днепровском, Велико-Белозерском, Васильевском и Михайловском районах.

Контакты

Почтовый адрес:
71503, г. Энергодар, пр. Строителей, 17/2, офис 27 – 30.
Тел./факс:
(06139) 4-04-32; 6-00-06; 6-07-80
Сайт:
www.rost-info.com.ua
E-mail:
rost@oriontv.net

Спустя почти 75 лет потомки без вести пропавшего летчика Федора Еськова узнали о его героической гибели

Спустя почти 75 лет потомки без вести  пропавшего летчика Федора Еськова  узнали о его героической гибели

Федор Еськов с сыном Юрием

На поле возле поселка Заповитное поисковики нашли фрагменты взорвавшегося в 1943 году штурмовика Ил-2 и останки двух пилотов.

3 декабря 2017 года на одном из полей Каменско-Днепровского района неподалеку от поселка Заповитное участники поискового отряда «Рубеж» нашли часть кабины самолета времен Великой Отечественной войны и останки его экипажа. 

31

Как рассказал командир отряда Александр Маковий, боевая машина, судя по всему, взорвалась при падении. Также Александр Анатольевич отметил, что в прежние годы поисковики не раз обследовали это поле, да и черные археологи сюда наведывались, но толстый слой грунта несколько десятилетий скрывал место крушения самолета. Уже потом установили: взрыв был такой силы, что фрагменты штурмовика разлетелись на сотни метров, а остатки двигателя вместе с находившимися там людьми погрузились на глубину до полутора метров.

Из огромной воронки было извлечено множество деталей и узлов самолета, поврежденных при падении и взрыве: шильда (табличка) с номером радиополукомпаса РПК и датой его изготовления, фрагмент корпуса редуктора винта с номером и другие. Штурмовик горел – об этом свидетельствует найденный сплавленный дюраль, поврежденные взрывом боеприпасы – гильзы и звенья ленты от авиапушки, взорванные боеприпасы двух пулеметов. На глубине около полутора метров нашли фрагменты человеческих останков, а также знак «Гвардия», пуговицы от гимнастерки, обрывки кожаного обмундирования, парашютные крючки и пряжки, наручные часы, ключ и другие вещи.

D0D06E1C-07F2-4619-ACB2-C9DD95A14201

Сразу после обнаружения места падения боевой машины наши поисковики пригласили коллег из токмакского отряда «Вотан» и продолжили обследовать поле с помощью металлоискателя. Осмотрев воронку и найденные фрагменты, выяснили, что самолет упал кабиной вниз, не оставив летчикам ни единого шанса выжить. О находке и проведенной работе сообщили поисковикам Керчи и Севастополя, а те привлекли коллег из других городов, чтобы установить тип самолета, имена погибших летчиков и их боевой путь. По номерам найденных фрагментов самолета, предоставленным поисковиками фотографиям и данным военных архивов определили, что обнаружено место падения советского штурмовика Ил-2. Эксперты по авиации предоставили данные, когда был выпущен самолет, в какой войсковой части находился на вооружении. А самое главное – узнали имена летчиков и каким был их последний бой.
В обобщенном электронном банке данных (ОБД «Мемориал») нашлось немало интересующих поисковиков сведений. Было установлено, к примеру, что обнаруженный самолет – это Ил-2, выпущенный в октябре 1943 года заводом № 18 города Куйбышева. А еще узнали, что 20 декабря того же года в списках потерь 76-го гвардейского штурмового авиационного полка значатся инспектор техники пилотирования майор Федор Леонтьевич Еськов и старший штурман дивизии майор Михаил Иванович Аршин. Из архивов известно: когда в балке была обнаружена колонна вражеской бронетехники до 60-ти единиц, в воздух поднялись все самолеты дивизии.

В том бою их самолет, уклоняясь от вражеского огня, вошел в облака, из которых вышел в падении штопором и врезался в землю примерно в километре от высоты 75,8 (по картам того времени – 9 километров на юго-запад от села Днепровка Каменско-Днепровского района Запорожской области). А по данным некоторых источников известно, что во время штурмовки немецких танков самолет Еськова и Аршина был сбит прямым попаданием вражеского снаряда и упал вместе с экипажем.

К сожалению, поисковики пока не обнаружили подробных данных о майоре Аршине. Известно лишь, что Михаил Иванович награжден орденом Красной Звезды в 1943 году и орденом Отечественной войны I степени. Но еще есть надежда отыскать родственников героя и получить от них фото, а из архивов узнать о его боевом пути.

Как видим, оба летчика были орденоносцами, однако на месте их гибели не найдено наград. По словам Александра Маковия, в военное время у летчиков не принято было надевать ордена и медали на боевые вылеты (об этом пишут в своих мемуарах летчики-штурмовики). Также он рассказал, что Ил-2 был бронированным самолетом, но защищенным броней был только тот пилот, который управлял машиной. Другой же летчик, а в нашем случае это штурман Аршин, оставался практически без защиты. Именно этим можно объяснить, почему после мощного взрыва самолета и находившихся на его борту боеприпасов не найдены останки Михаила Аршина…

А вот о майоре Еськове архивы сообщили немало интересного. Уроженец деревни Еськово Курской области, Федор Еськов 1908 года рождения оказался личностью весьма известной. Окончив летную школу, он служил в Белорусском военном округе пилотом 9-й штурмовой эскадрильи. В 1936 и 1937 годах в составе 3-тысячного контингента советских войск воевал в Испании, где СССР участвовал на стороне победивших на выборах левых сил. Однако, как сообщается в открытых источниках, Советский Союз не слишком глубоко увязал в этой войне, больше стремясь испытывать самолеты и другую военную технику в боевых условиях. В то же время сражения, в том числе воздушные, там шли самые настоящие, с реальным опытным противником. И пилот штурмовика Р-5ССС Федор Еськов, тогда еще в звании капитана, судя по полученным в Испании двум орденам Красного Знамени (высшим на то время наградам) оказался настоящим героем.

Вернувшись из Испании, Еськов продолжал служить в военно-воздушных силах. В 1941 году ему было присвоено звание майора. Когда началась война с Германией, был назначен командиром 276-го ближнебомбардировочного авиационного полка. В марте 1942 года полк был переименован в 806-й штурмовой авиационный полк. Воевал на Сталинградском фронте, принимал участие в боях на Кубани. В мае 1943 года был назначен инспектором по технике пилотирования 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии. К его авторитетному мнению по боевым качествам самолетов Ил-2 в сражении против танков прислушивались специалисты, о чем имеется документальное подтверждение в одном из технических журналов того времени. Да и в книге воспоминаний летчика Василия Пальмова о штурмовиках на Днепре в годы войны есть несколько эпизодов, показывающих майора Еськова как строгого, но справедливого и грамотного инспектора по технике пилотирования. Погибший летчик Еськов, как и его боевой товарищ Аршин, считались без вести пропавшими, ведь их никто не искал, потому что на той территории шли кровопролитные бои и совсем близко находился противник.

После войны на родине Федора Еськова, в школьном музее деревни Еськово, были размещены материалы о храбром летчике. Правда, там сообщается, что он погиб в 1942 году. Но теперь, спустя почти 75 лет, благодаря украинским поисковикам стало известно о судьбе Федора Леонтьевича, его геройской гибели в 1943 году в бою за Никопольский плацдарм, на запорожской земле.
Находка украинских поисковиков, о которой они сообщили в социальных сетях, не оставила равнодушными многих людей, и в первую очередь откликнулись потомки Федора Еськова, которых судьба разбросала по разным областям бывшего Союза. Александр Маковий ведет переписку с некоторыми из них, и благодаря этому родственники Федора Еськова нашли друг друга – правда, пока только виртуально. Именно они прислали фото Федора Леонтьевича, его жены Ольги Андреевны Рондар, сына Юрия, внучки Татьяны. А один из потомков майора Еськова загорелся желанием побывать на месте гибели своего героического родственника и принять участие в перезахоронении останков летчиков.

Жена Ф. Еськова Ольга Рондарь с сыном  Юрием

Жена Ф. Еськова Ольга Рондарь с сыном Юрием

В завершение отметим еще одну немаловажную деталь: сегодня идентифицировать останки летчиков и определить, кому из них принадлежат те или иные фрагменты найденных останков, не представляется возможным. Да в этом, пожалуй, и нет необходимости. Покоятся найденные в наших краях уже после войны останки тысяч солдат и офицеров, уроженцев разных республик бывшего Союза, захороненных в братских могилах вместе с боевыми товарищами. И поэтому к майским праздникам нынешнего года останки двух летчиков-героев вместе с другими останками солдат будут торжественно перезахоронены с воинскими почестями и по православному обряду в братской могиле в селе Великая Белозерка. На памятной плите будут высечены в граните их имена. Вечная память защитникам Отечества!

Благодарим за помощь в подготовке публикации участников поисковых отрядов Запорожской области «Рубеж» и «Вотан», командира поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгения Порфирьева (г. Краснодар), руководителя поисковой организации «Защитник Отечества» (г. Севастополь) Артема Бойко, заместителя руководителя Крымской республиканской ассоциации поисковых организаций «Отчизна» Наталью Дзюбу (г. Керчь), хранителя фондов мемориального комплекса «35-я береговая батарея» Андрея Могилу (г. Севастополь). Эти люди провели огромную работу, чтобы стали известны имена еще двух солдат, которые отдали жизнь за Родину.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦИЯ
РОСТ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
MISTO.ИНФОРМ
МИГ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |