misto.zp.ua

С народной песней – на всю жизнь

Фольклорные ценности следует чтить, как и историю семьи, рода, чтобы не потерять свои корни – убежден Владимир Синиченко.

Окончание рождественских праздников открыло сезон зимних свадеб. О том, что в городе играют свадьбу, возвещают сигналы свадебного кортежа: после регистрации вереница празднично украшенных авто отправляется по красивым местам Энергодара. И водители, разумеется, во всю мощь клаксонов гудят и сигналят. Так велит традиция, которая повелась испокон веков – изо всех сил шуметь во время передвижения молодоженов, чтобы отогнать злые силы.

О традициях и символах, о секрете магии народного пения, сценических манерах в фольклоре и о многом другом мы беседуем с руководителем образцового детского фольклорного коллектива «Родослав» при ДК «Современник» – заслуженным работником культуры Украины Владимиром Синиченко.

– Владимир Николаевич, когда вы руководили «Червоной калиной», хор представлял на сцене театрализованные свадебные постановки. Было зрелищно и интересно, более того – эти композиции основывались на местном фольклоре. Где брали материал?

_DSC5869

– Еще в молодости, после того как переехал с Донбасса в Энергодар, я с диктофоном объездил близлежащие села и записал многое из того, что помнили старожилы. Они не только рассказывали о местных традициях и обрядах, но и передавали манеру пения, показывали движения, которыми сопровождалась та или иная песня. Обрабатывая эти данные, я вводил их в репертуар коллектива. Много интересного собрал тогда по проведению свадеб. На основе этой информации были созданы многие сценические вокальные постановки для народного хора «Червона калина», которым я руководил три десятилетия.

– Интересно, как гуляли свадьбу наши предки?

– Вот вы спросили, как гуляют здесь свадьбу. Так говорят во многих регионах Украины: свадьбу гуляют или играют. А вот местные, говорю о жителях Каменско-Днепровского района, как раз справляют свадьбы – именно это выражение характерно здесь. У нас на Донбассе, помню с детства, когда гуляли в селе свадьбу, каждый приглашенный хорошо знал свою роль. Свадьба была настоящим событием – красочным и богатым оригинальными традициями, которые строго соблюдались. Считалось, что точное исполнение свадебных обрядов гарантировало молодым счастливую, благополучную и долгую совместную жизнь. Здешние свадьбы отличаются огромным количеством гостей и чересчур изобильными столами. А еще не совсем понятными мне переодеваниями и катаниями на бричке тещи и тестя…

– А какие свадебные элементы, присущие нашему региону, вы ввели в сценические постановки хора «Червона калина»?

– Здесь очень интересное сватовство. Обряд происходит вечером, после захода солнца. Сваты вместе с женихом приносят в дом невесты каравай и начинают перед родителями девушки расхваливать жениха. Используюся яркие выражения: сваты – ловцы, удалые молодцы, повстречавшие молодого князя (жениха), который, увидев лисицу или куницу, а может красную девицу не может теперь ни спать, ни есть, пока не найдет ее. Удалые молодцы, чтобы помочь князю, пустили своего зверя по следу куницы, и он привел в этот дом… Сваты просят отдать князю красну девицу. Точно так же образно отвечают родители невесты: неугодному жениху преподносят гарбуз и возвращают каравай. Если сватанье успешное, тогда невеста выносит вышитые рушники, кладет их на хлеб, затем кланяется своим родителям, поле перевязывает сватов красивыми рушниками, а жениху дарит вышитый платок. Сватов усаживают за стол, невеста разрезает каравай в знак согласия. Молодые просят благословения у родителей. Все сценическое действо сопровождается народными песнями и танцами.

– Целая свадебная история!

– И чтобы донести ее до сердца зрителя, артист должен пережить ее. Народная песня требует искренности. Есть много трогательных моментов в старой свадебной традиции нашего региона. Например, благословение женщин, которые пекут и украшают свадебный каравай. Не менее интересна в постановке сцена, когда молодые после венчания проходят под своеобразной аркой, сооруженной из вышитых рушников. Это отголосок древней приметы – привязывания радуги на счастье молодым.

Яркий момент в свадебной процессии – дарение. Гости одаривают молодых подарками, зачастую символическими, чтобы жили они счастливо, чтобы дом был богатым и в нем было много детей. Раньше каждое действо на свадьбе имело свой смысл, просто так ничего не делалось. Это относится и к песне. Каждая связана с каким-то праздником, обрядом. Важно знать и передавать эти нюансы, характерные для нашего региона, чтобы их помнили. Здесь существенна и манера исполнения, и движения, и жесты, которыми сопровождаются музыкальные произведения, и костюмы.

 Сегодня вы возглавляете детский фольклорный коллектив «Родослав». Его репертуар больше связан с календарными праздниками?

Родослав4

– Да, это щедривки, колядки, веснянки, казацкие песни, ивано-купальские, жниварские… Песней сопровождаются все события жизни людей – труд, праздники, игры. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие. Исполняя фольклорные произведения, дети влюбляются в слова народных песен, постигают их смысл и познают историю родного края.

– А почему выбрали такое название для коллектива?

_DSC5915

– Род – один из главных славянских богов. Песнями, танцами мы славим свой род, почитаем его традиции и культуру. Отсюда Родослав – славь свой род. «Родослав» исполняет произведения украинского народного творчества, культурное наследие которого передавалось через поколения, как говорится, из уст в уста. Народ был автором и исполнителем разнообразных песен, частушек и преданий. Все они имеют общие черты, и в то же время отличаются своими региональными особенностями. Репертуар «Родослава» составлен на основе местного материала. В основном – это обрядовый фольклор.

– Какой численный состав «Родослава»?

– Двенадцать человек – это основной состав, который принимает активное участие в разного рода концертах и фестивалях. И больше двадцати – подготовительная группа, которую набираю из школьников вторых-четвертых классов. С каждой группой занимаюсь трижды в неделю в будние дни, а по выходным – сводные репетиции. Из подготовительной группы постепенно дети переходят в основной состав, заменяя тех, кто оканчивает школу, поступает в вуз и уезжает из города.

– Чему вы учите своих воспитанников?

– Прежде всего, чтобы они чувствовали свой голос, были естественными на сцене и понимали то, о чем поют. Чтобы ребенок вышел к публике, с ним нужно отшлифовать каждую ноту, каждый жест – а это многочасовая репетиционная работа. Каждая народная песня имеет глубокий смысл, который нужно раскрыть во время выступления. Высшая оценка работы артистов – аплодисменты зрителей. Чтобы их заслужить, нужно пройти тернистый путь. Зато потом хороший голос, музыкальная грамота, умение естественно держаться на сцене – и остаются с ними на всю жизнь. Полюбив народное пение, дети и дальше, как говорится, идут по жизни с песней. Поступая в вузы, поют в студенческих хорах, вокальных группах. А когда приезжают на каникулы домой, обязательно приходят на репетиции и благодарят за науку. Это вдохновляет, стимулирует к поиску нового интересного репертуара.

– Каждого можно научить петь?

– Да, каждый может хорошо петь, это дано человеку природой.

 Вы в институте изучали академическое пение. Трудно ли было перестроиться на народное?

– Когда учился на музыкально-педагогическом факультете Запорожского педагогического института, я никогда не думал, что буду заниматься хоровым пением. После института по распределению попал в Стахановское музыкальное училище, где преподавал и руководил оркестром народных инструментов. Я баянист, мне нравилась игра на баяне. Когда переехал в Энергодар, возглавил хоровой коллектив Запорожской ТЭС и собирался обучать его солистов академическому пению. Часами мы разучивали классический вокал, а люди, разогрев голос, выходили после репетиции на улицу и сочно заводили народную песню. Тогда я понял: в этом городе, где собрался народ из разных уголков, надо заниматься народной песней. И потихоньку начал вводить в репертуар фольклор. Постепенно подбирался костяк коллектива. Сам многому учился, ездил на репетиции разных фольклорных коллективов. Вот с этого и начался хор «Червона калина».

А в 2005 году по предложению директора детской музыкальной школы Евдокии Бородиной создал фольклорную вокальную группу «Родослав», которой было присвоено звание образцового фольклорного коллектива. Мне понравилось работать с детьми. Проработав в музыкальной школе пять лет, вернулся во Дворец культуры и сейчас занимаюсь только с коллективом «Родослав». Держать на достойном уровне два коллектива – крайне трудно!

– Выступления «Родослава» на всех концертах сопровождаются шквалом оваций. Коллектив очень красиво смотрится, костюмы замечательные. Кто их сшил?

– Костюмы мы заказывали за счет родительских средств. На каждом платье – вышивка, характерная для запорожского края, которую выполнила Татьяна Игнатенко. Также нашли специалиста по макраме – он изготовил пояса и обручи на голову. Зимние костюмы сшили в Запорожье. «Современник» подарил коллективу красивые кожушки, которые тоже придали свой колорит. Дети с удовольствием выступают в национальных костюмах.

– За 11 лет творческой работы «Родослав» достиг многих вершин в Украине и за рубежом. Какая победа для вас самая ценная?

– Для меня самой памятной стала поездка в «Артек», в 2011-м году. Это была творческая смена, в которую на конкурсной основе были приглашены самые сильные детские фольклорные коллективы Украины. Каждый день ведущие мастера страны давали мастер-классы по пению, лепке, резьбе по дереву… Дети получили уникальный опыт. Кроме того, они услышали разные певческие манеры, увидели высочайший уровень исполнительского мастерства, что позволило каждому определить для себя ту вершину, к которой нужно стремиться. Я познакомился с руководителями других коллективов, мы обменивались своими наработками, творческими идеями. Отличная школа мастерства как для детей, так и для педагогов.

Запомнились также недавние поездки в Чехию и Турцию, откуда мы привезли первые места. В 2016 году успешно съездили во Львов, где выступали в органном зале. Побывали в городе Стрый, который находится в 70 километрах от Львова, познакомились и там с фольклорными коллективами. Кроме того, в прошлом году побывали на международном фестивале в Одессе и победили в номинации «Народная манера пения».

– Как бы вы оценили роль фольклора в современной жизни? Насколько, по вашему мнению, народные традиции сейчас значимы для людей?

– Фольклор – это часть культурной традиции нашего этноса. Многие обряды и обрядовый фольклор в целом имеют ритуально-магическое значение. Они лежат в основе поведенческих норм в обществе. Это свидетельствует о глубине фольклорных ценностей, а значит, ценностей непреходящих, которые нужно знать и чтить. Точно так же чтить, как историю своей семьи. Иначе, потеряв свои корни, подвергнемся духовной деградации и превратимся в Иванов, не помнящих родства.

Ирена Златопольская


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Еженедельная региональная газета РОСТ издается с 3 ноября 2004 года – и за это время завоевала репутацию популярного издания, оперативно информирующего о новых предложениях рынка товаров и услуг. Популярность газеты растет, в первую очередь, благодаря тому, что РОСТ как универсальное издание стремится предоставлять своим читателям наиболее полную и объективную информацию.

Специализация газеты: новости, реклама товаров и услуг, частные и коммерческие объявления, вакансии, справочные материалы, юридические консультации; 45 каналов телепрограммы с анонсами и другая информация.

Издание имеет статус областного и распространяется городах Энергодаре, Каменке-Днепровской, Днепрорудном, Васильевке, Михайловке, а также в Каменско-Днепровском, Велико-Белозерском, Васильевском и Михайловском районах.

Контакты

Почтовый адрес:
71503, г. Энергодар, пр. Строителей, 17/2, офис 27 – 30.
Тел./факс:
(06139) 4-04-32; 6-00-06; 6-07-80
E-mail:
rost@oriontv.net

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в