misto.zp.ua

О вечном: «Духовная сфера – не магазин…»

О вечном: «Духовная сфера – не магазин…»

Множество днепрорудненцев, направлявшихся вчера к храму, дабы приобщиться к Празднику Преображения Господня, невольно подтолкнули к размышлениям над поразительным феноменом: несколько раз в году, независимо от отношения к Богу, мы становимся «христианами», запасаясь банкой-другой свячёной иорданской воды, принося для окропления яблоки, мёд, другие продукты. А заодно и себя, грешных. Что это – новейшее «самокрещение Руси» или всенародное упование на чудо? Сказано ведь в Библии: «По вере вашей да будет вам».

Возрождение духовности?

А вот с этим у нас серьёзные проблемы: несмотря на то, что согласно социологическим опросам три четверти соотечественников считает себя верующими, в действительности таковых – раз, два и обчёлся. Большинство прихожан наведывается в молитвенные места лишь по большим церковным праздникам. О чём недавно по радио с горечью высказался священник, метко назвав сию категорию паствы «рождественско-пасхальными христианами». Иначе как толковать избирательность религиозности: обязательные воскресные службы посещают десятки земляков, а великосвяточные – тысячи?

Увы, типичная картина: не заходя в Дом Господний, пилигримы нередко сразу выстраиваются вокруг него с «ритуальными корзинками», ёмкостями с водой. Очевидно, не считая нужным предварительно помолиться, покаяться перед святыми образами, дабы хоть как-то заслужить нисходящую с небес милость. Стоит ли после такого приобщения к Богу рассчитывать на благоприятную взаимность? Как, впрочем, и на целительные свойства освяченых фруктов-овощей, крещенской водицы – проку будет не более, чем при пользовании ими прямо с базара да из-под крана… Более того, даже само таинство водного крещения превращаем в ритуально-развлекательное «моржевание», проходящее не в самоуглублённом отринании от греха, а для физической закалки. Грустно от подобного «возрождения духовности»…

«Покажите вначале плоды вашего покаяния…»       

Ну, а каков дух, таковы и нравы. Даже украсившись для всеобщего лицезрения дорогими крестиками-кулонами, в мыслях и делах своих всё чаще преступаем Божью заповедь: любить ближнего, как самого себя. Достаточно взглянуть на мусорные баки, где роется в поисках хлеба насущного наше прошлое (пенсионеры, бездомные, калеки, безработные) и будущее (дети да внуки «старых», сиречь некрутых, совестливых работяг-украинцев). А рядом жирует «новое» украинство, нагревшее руки на псевдорынке, ставшем для них сущей манной небесной. Да ещё и в храмы Господни скопом валит. Точнее, доезжает на очередной шикарной иномарке. Тоже, небось, о своей бессмертной душе печётся.

Прав Иисус Христос: где богатство у человека – на небе (то есть в моральных приоритетах) или на земле (по принципу трёх «С»: сребролюбие, сластолюбие, славолюбие) – там и его душа. Так почему бы «элите», декларирующей многомиллионные «трудовые доходы», не показать пример истинно христианского доброчестия, выделяя от собственных щедрот весомую долю на общенародные нужды? К примеру, создать Фонд социально-экономического развития, тем самым вернув доверие «любимого электората», а с ним – и предпосылки для реального прогресса в родимой неньке…

Пока же о таких чудесах не слышно, стоит поинтересоваться: имеем ли моральное право вот так скопом, нередко «за компанию» или «на всякий случай» приобщаться к сугубо церковному ритуалу? Помните, как Иоанн Креститель решительно отвадил духовных предтеч нынешних псевдохристиан – фарисеев и саддукеев, пожелавших, так сказать, на халяву получить отпущение грехов? «Покажите вначале плоды вашего покаяния: у кого две рубашки, пусть одну отдаст тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое».

Атрибуты веры

Прости, Господи, за резкость! Но ведь ты сам дал пример неукоснительной честности, прямо, без обиняков называя и завистливых, коварных недругов-книжников, и слабодухих, полохливых друзей-учеников весьма нелицеприятно: «маловеры!», «род неверный и развращённый!», «вожди слепые!», «змии, порождения ехидны!» Но чаще всего – «лицемеры!» Согласитесь: даже спустя два тысячелетия сколь злободневно звучит Иисусова оценка своих современников. О непреходящих ценностях вспоминаем лишь от случая к случаю. В церковь ходим, как в аптеку – когда «припечёт». Одной рукой крестимся – другой бесимся: грешим, каемся, снова грешим. Под прикрытием народно-культовой обрядности (колядование) занимаемся откровенным попрошайничеством. Аналогичная ситуация и в светском «ренессансе»: понапялим на себя широченные шаровары, пришпандорим к поясу бутафорскую шашку, обреем подчистую тыковку, оставив на закрутку за ухом сечевой «оселедець» – и радеем, что есть мочи, якобы обращению к «казацким истокам». Стыдоба да и только! Ведь истинная сущность духовного возрождения – не во внешних, показушных его атрибутах, а в глубинном восстановлении вечных, Творцом и нашими мудрыми пращурами данных, морально-этических ценностей…

Что несём на Высший суд?

Воистину дух времени: возросший спрос на «старину» породил и соответствующее, далеко не всегда достойное, предложение. Вот и подступились мы к самому главному: раньше или позже к Богу приходим все – и искренне верующие, и полуверы, и равнодушные к тому, что выше их душевного плинтуса, и даже воинствующие атеисты. Чему несть числа даже среди самой высоколобой, интеллектуально продвинутой части человечества. Практически каждый крупный учёный-естествоиспытатель, уже по роду деятельности являющийся заядлым материалистом, к концу жизни начинает протаптывать тропинку к храму.  Ибо все страсти людские в конце концов накрывает всеобщий «примиритель» – крышка гроба. Перед чем всё преходящее – суета, оставляющая только искорку надежды на продление собственного «я» и за чертой физического бытия. Единственный же её живитель – Высшая Божественная Сущность. Но вовремя ли мы к ней обращаемся и с каким багажом?

«Человек нагим приходит в мир, нагим его и покидает». Сполна оцениваем эту библейскую истину, только оказавшись в преддверии второй «наготы». И тут-то, ужаснувшись близкой конечности существования и разверзнувшейся под ногами бездны небытия, наконец, вспоминаем о Боге, моля Его о совершении чуда – отодвигания личного конца. Но часто-густо в ответ – тишина: страшная, неумолимая, неотвратимая, как ночь после дня. Вспомним предание: Небеса слышат лишь тех, кто их видит. А ежели ты всю бытность только и знал, что, подобно басенной свинье под дубом, ненасытно грёб под себя новые кучи мирских желудей («бабки», шмотки, жратву, плотские утехи) и без устали чавкал, чавкал, чавкал, не поднимая кверху, простите, рыло? Думается, поздно будет взывать к Господней Милости, когда сам оборвал все нити, связующие себя с ней… Стоит ли так непоправимо рисковать?

Вдумаемся в мудрое замечание видного учёного-религиеведа Павла Флоренского: «Духовная сфера – не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое. Ведь чудо – это место, где мир непреходящий – горний соприкасается с миром нашим – дольным, требуя от человека неустанного труда на ниве добрых дел и действенной молитвы». Вот тогда Всевышний и благоволит, посылая спасение в, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Невольно вспоминается Его покровительство моему дедушке. Служа матросом на военном корабле ещё в годы Первой мировой войны, он оказался в студёной ноябрьской купели за несколько миль от берега после подрыва судна на вражеской мине. Из двух сотен моряков к суше доплыло чуть больше десятка, включая деда, тогда ещё неженатого парня из Полтавщины. Помогла же ему одолеть леденящий холод, усталость и бездну морскую искренняя вера в Бога, следование заповедям и непрестанная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Помилуй же и нас, суетных, лукавых…

Юрий СКИБА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Еженедельная региональная газета РОСТ издается с 3 ноября 2004 года – и за это время завоевала репутацию популярного издания, оперативно информирующего о новых предложениях рынка товаров и услуг. Популярность газеты растет, в первую очередь, благодаря тому, что РОСТ как универсальное издание стремится предоставлять своим читателям наиболее полную и объективную информацию.

Специализация газеты: новости, реклама товаров и услуг, частные и коммерческие объявления, вакансии, справочные материалы, юридические консультации; 45 каналов телепрограммы с анонсами и другая информация.

Издание имеет статус областного и распространяется городах Энергодаре, Каменке-Днепровской, Днепрорудном, Васильевке, Михайловке, а также в Каменско-Днепровском, Велико-Белозерском, Васильевском и Михайловском районах.

Контакты

Почтовый адрес:
71503, г. Энергодар, пр. Строителей, 17/2, офис 27 – 30.
Тел./факс:
(06139) 4-04-32; 6-00-06; 6-07-80
E-mail:
rost@oriontv.net

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в