Множество днепрорудненцев, направлявшихся вчера к храму, дабы приобщиться к Празднику Преображения Господня, невольно подтолкнули к размышлениям над поразительным феноменом: несколько раз в году, независимо от отношения к Богу, мы становимся «христианами», запасаясь банкой-другой свячёной иорданской воды, принося для окропления яблоки, мёд, другие продукты. А заодно и себя, грешных. Что это – новейшее «самокрещение Руси» или всенародное упование на чудо? Сказано ведь в Библии: «По вере вашей да будет вам».
Возрождение духовности?
А вот с этим у нас серьёзные проблемы: несмотря на то, что согласно социологическим опросам три четверти соотечественников считает себя верующими, в действительности таковых – раз, два и обчёлся. Большинство прихожан наведывается в молитвенные места лишь по большим церковным праздникам. О чём недавно по радио с горечью высказался священник, метко назвав сию категорию паствы «рождественско-пасхальными христианами». Иначе как толковать избирательность религиозности: обязательные воскресные службы посещают десятки земляков, а великосвяточные – тысячи?
Увы, типичная картина: не заходя в Дом Господний, пилигримы нередко сразу выстраиваются вокруг него с «ритуальными корзинками», ёмкостями с водой. Очевидно, не считая нужным предварительно помолиться, покаяться перед святыми образами, дабы хоть как-то заслужить нисходящую с небес милость. Стоит ли после такого приобщения к Богу рассчитывать на благоприятную взаимность? Как, впрочем, и на целительные свойства освяченых фруктов-овощей, крещенской водицы – проку будет не более, чем при пользовании ими прямо с базара да из-под крана… Более того, даже само таинство водного крещения превращаем в ритуально-развлекательное «моржевание», проходящее не в самоуглублённом отринании от греха, а для физической закалки. Грустно от подобного «возрождения духовности»…
«Покажите вначале плоды вашего покаяния…»
Ну, а каков дух, таковы и нравы. Даже украсившись для всеобщего лицезрения дорогими крестиками-кулонами, в мыслях и делах своих всё чаще преступаем Божью заповедь: любить ближнего, как самого себя. Достаточно взглянуть на мусорные баки, где роется в поисках хлеба насущного наше прошлое (пенсионеры, бездомные, калеки, безработные) и будущее (дети да внуки «старых», сиречь некрутых, совестливых работяг-украинцев). А рядом жирует «новое» украинство, нагревшее руки на псевдорынке, ставшем для них сущей манной небесной. Да ещё и в храмы Господни скопом валит. Точнее, доезжает на очередной шикарной иномарке. Тоже, небось, о своей бессмертной душе печётся.
Прав Иисус Христос: где богатство у человека – на небе (то есть в моральных приоритетах) или на земле (по принципу трёх «С»: сребролюбие, сластолюбие, славолюбие) – там и его душа. Так почему бы «элите», декларирующей многомиллионные «трудовые доходы», не показать пример истинно христианского доброчестия, выделяя от собственных щедрот весомую долю на общенародные нужды? К примеру, создать Фонд социально-экономического развития, тем самым вернув доверие «любимого электората», а с ним – и предпосылки для реального прогресса в родимой неньке…
Пока же о таких чудесах не слышно, стоит поинтересоваться: имеем ли моральное право вот так скопом, нередко «за компанию» или «на всякий случай» приобщаться к сугубо церковному ритуалу? Помните, как Иоанн Креститель решительно отвадил духовных предтеч нынешних псевдохристиан – фарисеев и саддукеев, пожелавших, так сказать, на халяву получить отпущение грехов? «Покажите вначале плоды вашего покаяния: у кого две рубашки, пусть одну отдаст тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое».
Атрибуты веры
Прости, Господи, за резкость! Но ведь ты сам дал пример неукоснительной честности, прямо, без обиняков называя и завистливых, коварных недругов-книжников, и слабодухих, полохливых друзей-учеников весьма нелицеприятно: «маловеры!», «род неверный и развращённый!», «вожди слепые!», «змии, порождения ехидны!» Но чаще всего – «лицемеры!» Согласитесь: даже спустя два тысячелетия сколь злободневно звучит Иисусова оценка своих современников. О непреходящих ценностях вспоминаем лишь от случая к случаю. В церковь ходим, как в аптеку – когда «припечёт». Одной рукой крестимся – другой бесимся: грешим, каемся, снова грешим. Под прикрытием народно-культовой обрядности (колядование) занимаемся откровенным попрошайничеством. Аналогичная ситуация и в светском «ренессансе»: понапялим на себя широченные шаровары, пришпандорим к поясу бутафорскую шашку, обреем подчистую тыковку, оставив на закрутку за ухом сечевой «оселедець» – и радеем, что есть мочи, якобы обращению к «казацким истокам». Стыдоба да и только! Ведь истинная сущность духовного возрождения – не во внешних, показушных его атрибутах, а в глубинном восстановлении вечных, Творцом и нашими мудрыми пращурами данных, морально-этических ценностей…
Что несём на Высший суд?
Воистину дух времени: возросший спрос на «старину» породил и соответствующее, далеко не всегда достойное, предложение. Вот и подступились мы к самому главному: раньше или позже к Богу приходим все – и искренне верующие, и полуверы, и равнодушные к тому, что выше их душевного плинтуса, и даже воинствующие атеисты. Чему несть числа даже среди самой высоколобой, интеллектуально продвинутой части человечества. Практически каждый крупный учёный-естествоиспытатель, уже по роду деятельности являющийся заядлым материалистом, к концу жизни начинает протаптывать тропинку к храму. Ибо все страсти людские в конце концов накрывает всеобщий «примиритель» – крышка гроба. Перед чем всё преходящее – суета, оставляющая только искорку надежды на продление собственного «я» и за чертой физического бытия. Единственный же её живитель – Высшая Божественная Сущность. Но вовремя ли мы к ней обращаемся и с каким багажом?
«Человек нагим приходит в мир, нагим его и покидает». Сполна оцениваем эту библейскую истину, только оказавшись в преддверии второй «наготы». И тут-то, ужаснувшись близкой конечности существования и разверзнувшейся под ногами бездны небытия, наконец, вспоминаем о Боге, моля Его о совершении чуда – отодвигания личного конца. Но часто-густо в ответ – тишина: страшная, неумолимая, неотвратимая, как ночь после дня. Вспомним предание: Небеса слышат лишь тех, кто их видит. А ежели ты всю бытность только и знал, что, подобно басенной свинье под дубом, ненасытно грёб под себя новые кучи мирских желудей («бабки», шмотки, жратву, плотские утехи) и без устали чавкал, чавкал, чавкал, не поднимая кверху, простите, рыло? Думается, поздно будет взывать к Господней Милости, когда сам оборвал все нити, связующие себя с ней… Стоит ли так непоправимо рисковать?
Вдумаемся в мудрое замечание видного учёного-религиеведа Павла Флоренского: «Духовная сфера – не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое. Ведь чудо – это место, где мир непреходящий – горний соприкасается с миром нашим – дольным, требуя от человека неустанного труда на ниве добрых дел и действенной молитвы». Вот тогда Всевышний и благоволит, посылая спасение в, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Невольно вспоминается Его покровительство моему дедушке. Служа матросом на военном корабле ещё в годы Первой мировой войны, он оказался в студёной ноябрьской купели за несколько миль от берега после подрыва судна на вражеской мине. Из двух сотен моряков к суше доплыло чуть больше десятка, включая деда, тогда ещё неженатого парня из Полтавщины. Помогла же ему одолеть леденящий холод, усталость и бездну морскую искренняя вера в Бога, следование заповедям и непрестанная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Помилуй же и нас, суетных, лукавых…
Юрий СКИБА
Комментарии:
нет комментариев